Насима Нигматуллина
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Педагогический проект
Авторы проекта :
Нигматуллина Н. Г. ,воспитатель первой квалификационной категории
Полуян Т. А., воспитатель первой квалификационной категории
Продолжительность проекта среднесрочный
Тип проекта
Публикация «Проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Участники проекта дети, педагоги, родители.
Форма проведения групповая
Возраст детей 2-3 года
Тема проекта :
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Актуальность проекта : период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Проблема, значимая для детей, на решение которой, направлен проект :
Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Цель проекта : создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи проекта :
В области «Физическая культура»
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
В области «Здоровье» и «Безопасность» :
Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого.
В области «Социализация»
Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку; воспитывать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.
В области «Познание»
Помочь ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения.
Воспитать у детей ценностное отношение к предметам, созданным трудом человека.
В области «Коммуникация»
Развитие разговорной речи детей как средства общения и познания окружающего мира, используя доступные речевые методы деятельности.
Основные целевые группы участников проекта :
дети
воспитатели
родители
медицинский работник
Ожидаемые результаты: предполагается, что в проекте будут принимать участие 21 ребенка в возрасте от 2 до 3лет, 42 родителей, 2 воспитателя, медсестра. За период в 2 месяца будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подстрой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:
индивидуальная работа;
работа с родителями;
групповые занятия.
Предпроектный этап :
1. создание банка данных о будущих воспитанниках;
2. знакомство с родителями;
3. разработка патронажного листа ;
4. изучение литературы по данной теме;
5. создание развивающей среды.
Этапы проектной деятельности :
1. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду, анкетирование (приложение 1);
2. Заполнение патронажного листа (приложение 2);
3. Конспекты НОД (приложение 4);
4. Игры (приложение 5);
5. Анкетирование с родителями по итогам адаптации (приложение 5).
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы.
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально - игровую). Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.
Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
А) ребенок адаптировался полностью
Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад
В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад
Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду
2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?
Ребенок шел в детский сад:
А) с плачем
Б) с уговорами
В) без эмоций
Г) с удовольствием
3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию :
А) действия всех сотрудников
Б) совместные действия сотрудников и родителей
В) действия родителей
1. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:
А) обычным
Б) отказывался от еды
В) плохо засыпал
Г) был сильно угнетен
Д) полон впечатлений
Е) все эти факторы имели место
5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания___
___
Приложение 3
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ.
“Здравствуй, детский сад!”
Цель. Ознакомление родителей с проблемой адаптации ребенка к условиям детского сада.
Задачи.
1. Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении ребенка в период адаптации к детскому саду.
2. Дать представление о педагогических целесообразных методов воздействия на малыша в период адаптации к условиям детского сада.
3. Дать рекомендации “ Подготовка ребенка к посещению детского сада”.
Содержание: Понятие “адаптация”. Показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению (эмоциональное состояние, общение с взрослыми и сверстниками, сон, аппетит). Памятка для родителей по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.
Индивидуальная беседа “Особенности протекания адаптационного периода ”
Цель. Ознакомление родителей с особенностями протекания адаптационного периода каждого ребенка к условиям детского сада.
Задачи.
1. Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении каждого ребенка в период адаптации к детскому саду.
2. По мере необходимости дать индивидуальные рекомендации по улучшению адаптации ребенка к детскому саду”.
Содержание: Знакомство родителей с картами наблюдений каждого ребенка. Индивидуальные рекомендации для родителей по улучшению адаптации ребенка к детскому саду.
«Психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей раннего возраста.
2. Дать представление о ведущей деятельности раннего возраста – предметной.
3. Дать рекомендации “Правила общения взрослого с ребенком раннего возраста”.
Содержание: Важнейшие изменения в психическом развитии детей – формирование мышления, развитие двигательной сферы, появление первых устойчивых качеств личности. Важная характеристика этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Общение с взрослым. Представления о себе, первая самооценка детей.