Ольга Шиловская
Проект «Азбука безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Азбука безопасности» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, имеет педагогическую ценность. Проект строится на совместной деятельности педагогов, детей и родителей, что способствует созданию единого образовательного процесса в ДОУ
Характеристика проекта
Тип проекта по методу информационно – практико - ориентируемый, по продолжительности долгосрочный.
Обоснование необходимости проекта
Публикация «Проект „Азбука безопасности“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одной из задач в ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Недостаточность внимания к созданию условий для физического развития детей, может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Статистика показывает, что уровень здоровья дошкольников достаточно низкий, поэтому нельзя допускать травматизм детей в ДОУ. Ребенок еще, так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые должны обеспечить ребенку безопасность жизнедеятельности. Профилактика детского травматизма, является одной из главных задач деятельности инструктора по физической культуре.
Анализ практической деятельности по физическому развитию показал, что реальный уровень знаний детей о правилах безопасности на занятиях физической культурой не соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста. Дети не в полном объеме владеют основами безопасного поведения во время проведения физкультурных занятий, в подвижных играх и эстафетах на прогулке, в самостоятельной двигательной деятельности. Существуют недостатки и в основном процессе, такие как отсутствие целенаправленного подхода к организации обучения детей правилам безопасности на занятиях физической культурой и недостаточный уровень теоретических и практических знаний педагогов по теме профилактики детского травматизма, таких как недооценка значения страховки и помощи, нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды, нарушений правил организации занятий, нарушение в методике проведения, отсутствие систематического врачебного контроля.
Таким образом, возникла необходимость пристального внимания к данной теме. Я занялась активным поиском решения данных проблем. Очень эффективным методом для меня оказался метод проектов, который смог охватить проблемы в полном объеме. Так возник проект «Азбука безопасности»
Цели и задачи проекта
Цели проекта :
• Охрана жизни и здоровья детей.
• Профилактика и предупреждение травматизма на физкультурных занятиях.
Задачи:
• Познакомить детей с основами обеспечения безопасности на физкультурных занятиях, приемам страховки, помощи, самостраховки.
• Развивать у детей умение выполнять упражнения и основные виды движений правильно, не нанося ущерба организму.
• Формировать у детей умение выполнять требования безопасности на физкультурных занятиях, подвижных играх. В играх с элементами спорта, при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
• Учить детей в игровой форме элементам безопасного падения.
Участники проекта
Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.
Стратегии и механизмы достижения целей
Работа над проектом велась целенаправленно и поэтапно. На подготовительном этапе определила цели и задачи проектной деятельности, занялась подбором презентаций для просмотра с детьми, детской художественной литературы, заучивания стихов о безопасности, схем по ознакомлению детей с правилами безопасного падения, иллюстраций для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, изучила методическую литературу, таким образом создала необходимые условия для реализации основного этапа проекта.
Организация различных видов деятельности в рамках проекта велась по образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие:
• Формирование основ безопасного поведения на физкультурных занятиях, в подвижных играх, в играх с элементами спорта, при использовании спортивного инвентаря.
• Создание ситуаций морального выбора, развития нравственных качеств, проявления смелости, находчивости, взаимовыручки, взаимопомощи.
• Становление саморегуляции собственных действий.
Познавательное развитие
С детьми просматривали и обсуждали презентации: «Правила безопасности на физкультурных занятиях», «Запретные упражнения».
Проводила беседы: «Правила поведения в спортзале», «Правила поведения на физкультурной площадке», «Правила поведения перед началам и окончанием физкультурного занятия», «Правила поведения во время физкультурного занятия, подвижных игр, игр с элементами спорта», «Правила поведения при несчастных случаях и экстремальных ситуациях», «Правила безопасности при выполнении основных видов движений», «Безопасное падение», «Правильная поза и осанка во время занятий», «Спортивная форма».
Дети рассматривали иллюстрации о правильном выполнении упражнений и основных видов движений.
В детском саду есть замечательная традиция встречи с интересными людьми. На одной из таких встреч побывала учитель физкультуры. Она познакомила детей с правилами безопасного поведения на физкультурных занятиях В игровой форме научила детей правилам безопасного падения, элементам самостраховки.
Речевое развитие
• Обогащение активного словаря новыми словами: техника безопасности, травматизм, страховка, самостраховка.
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в беседах, при составлении рассказов по иллюстрациям.
• Чтение стихов о правилах безопасности
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование на тему «Подружись с физкультурой»
Физическое развитие
• На физкультурных занятиях обучала детей правилам безопасного падения, самостраховке, правильному, не наносящему ущерба организму выполнения упражнений и основных видов движений.
• В подвижных играх отмечала детей, которые не только соблюдали правила безопасности, но и замечали ошибки у других детей.
• В играх с элементами спорта так же уделяла большое внимание соблюдению правил безопасности.
Работа с родителями
Для родителей выставлялись ширмы по профилактике детского травматизма. На родительском собрании проведен мастер - класс «Азбука безопасного падения». Родители совместно с детьми приняли участие в конкурсе рисунков «Подружись с физкультурой».
Заключительном этапом проекта было оформление проектной стены «Азбука безопасности», Физкультурный досуг «Путешествие на поезде «Безопасность» а так же участие в районном конкурсе методических разработок «Берегись бед - пока их нет».
Прогнозируемые результаты реализации проекта
• Дети будут знать основные правила безопасности на занятиях по физической культуре, соблюдать эти правила.
• Дети будут знать некоторые приемы страховки, самостраховки.
• Дети будут выполнять упражнения и основные виды движений, соблюдая правильную технику.
• Дети научаться обращаться за помощью к взрослым в случае опасности.
• Дети овладеют навыками безопасного падения.
Оценка эффективности реализации проекта
В результате работы у детей повысился уровень знаний о правилах безопасности на занятиях по физической культуре, дети овладели навыками безопасного падения, при выполнении общеразвивающих упражнений и основных видов движений стали соблюдать правильное исходное положение и технику. В самостоятельной двигательной деятельности дети используют полученные знания, оказывают страховку и помощь друг другу. Для предотвращения травматизма детей на занятиях физической культурой стали соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике проведения, соблюдение санитарно – гигиенических условий и формы одежды, обязательный систематический врачебный контроль за физическим состоянием детей, страховка, помощь, безопасное и рациональное спортивное оборудование.
Родители получили новые практические знания в сфере физического воспитания.
Важно помнить, что навыки безопасного поведения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм.