Валентина Чернышова
Проект «Азбука маленького россиянина»
▼ Скачать + Заказать документы
Любой проект – это продукт сотрудничества детей, воспитателей, родителей
Чтобы детям было интересно, тема проекта должна исходить именно от них
В средней группе как – то дети поспорили между собой, чья мама красивее
и у какой мамы вкусно получается борщ. Я решила создать этот проект.
Цель проекта :
Воспитывать у детей чувства любви к родителям, гордость за свою семью,
Родину. Развивать познавательный интерес, объединить и вовлечь
в педагогический процесс родителей.
Публикация «Проект „Азбука маленького россиянина“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Актуальность: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач, но в настоящее время оно находится на низком уровне.
Беря своё начало в семье, процесс социализации ребёнка- дошкольника, т. е. «процесс врастания в человеческую культуру (Л. С. Выготский, продолжается в дошкольном учреждении.
Воспитание патриотических чувств ребенка является важнейшим разделом нравственного воспитания. А истоки этого воспитания - в семье. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное становление.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Причины:
1) ослабление связи между детьми и родителями
2) у детей мало знаний о бабушках и дедушках
3) нет знаний о геральдике
4) любовь к маме связывают с материальными ценностями
5) нет знаний о семейных традициях и обычаях
Реализуемые образовательные задачи на протяжении всего проекта :
«Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»
Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование и организацию деятельности с учетом ФГТ, создание развивающей среды, разработку дидактических игр, составление анкеты и консультации для родителей.
Первый подпроект «Зачем человеку мама»
Цель: развивать положительное отношение у ребенка к окружающему миру, приобщать детей к общечеловеческим ценностям, любви самому близкому и родному человеку – маме
Задачи:
1) сформировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка – самому близкому и родному человеку
2) воспитывать заботливое отношение к маме, расширить представление о профессиях мам
Содержание:
1) «Моя любимая мама» (занятие, приложение 1)
2) «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» (занятие)
3) Творческая мастерская (рисование, ручной труд, прослушивание песен о маме)
4) «На книжной полке» (чтение детской литературы, заучивание стихотворений, пословиц о маме)
5) «Мамины руки» (конкурс поделок, сделанные мамой)
Участники проекта : дети 4-5 лет, их родители, воспитатели
Презентация проекта : праздник «При солнышке тепло, при мамочке добро».
Второй подпроект «Моя семья»
Цель:
Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких
Задачи:
1) Формировать представление о понятии «род», «семья», «родословная», «близкие»
2) Дать знания о русских традициях, реликвиях
3) Развивать познавательные способности у детей
4) Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей
Участники: дети 5-6 лет, родители, воспитатели
Длительность: 6 месяцев
Содержание:
Воспитатель и дети:
1) Занятия «Моя семья» (Приложение 1, «Заботы нашего папы», «Моя мама», «Родословная моей семьи»
2) Чтение о семье: «Домовенок Кузя», Драгунский «Сестра моя Ксения»
3) Беседы: о бабушке (Сухомлинский «У бабушки дрожат руки, «Для чего человеку имя»
4) Заучивание пословиц и поговорок о семье и дружбе
5) Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки – матери»
6) Выставка рисунков «Портрет моей мамы», «Как моя семья проводит выходной»
7) Сюжетные игры «Семья», «Почта» (знания адреса дома и детского сада, «Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям)
8) Совместная деятельность «Мое имя»
Родители и дети:
1) Беседы с детьми о своей семье, родственниках
2) Рассказы родителей о своем детстве, о профессиях, о традициях
3) Составление родословной семьи (Приложение 2)
Воспитатель и родители:
1) Консультация «Родословная – старинная русская традиция»
2) Индивидуальные беседы- консультации
Деятельность педагога:
1) Изучить историю составления родословной
2) Подготовить литературу по теме «Родословная»
Итоги реализации проекта :
1) Дети лучше знают свои «корни» Знают, что такое род, родословная, семья
2) В своей речи стали употреблять фразы: родной дом, мои родственники, прабабушка, прадедушка
3) Рассказывают о своих традициях
Трудности во время проекта :
1) Неполные семьи (Лиза Богданова)
2) Приемные дети (Владик Плотников)
Эффективность:
1) Каждая семья создала родословную «Моя семья»
2) Многие родители проявили творчество
3) Папы изготовили кормушки, сделали постройки из снега
Новизна:
1) Работа в одной команде «Воспитатель – дети – родители»
2) Постановка новой проблемы
3) У детей появился особый интерес к семейным традициям Решили создать гербы
Третий подпроект «Семейный герб»
Цель: Формировать знания детей по геральдике. Создать условия для сближения родителей и детей
Задачи: Познакомить детей с символами государственной символикой страны и Чесмы Формировать у детей элементарное представление о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи. Продолжать развивать интерес к истории своей семьи, к древним семейным традициям Воспитывать уважение к членам семьи
Участники: дети 6 – 7 лет, родители, воспитатели
Длительность: 3 месяца
Содержание:
Первый этап – подготовительный
Педагог и дети:
Беседа с детьми на тему «Страна, в которой мы живем»
1) Занятие «Герб, флаг, гимн России»
2) Беседа с детьми на тему «Моя семья»
3) Экскурсия в краеведческий музей (районный).
Во время экскурсии следует обратить внимание детей на различные виды гербов и эмблем, на старинные и исторические знамена, государственные и военные флаги
4) Викторина «Герб и флаг». Обобщить представления детей о происхождении и функциональном назначении герба и флага, символическом значении цветов герба и флага России, изображений, входящих в государственный герб нашей страны
5) Создание копилки гербов городов и стран
6) Индивидуальные консультации для родителей:
«Знакомство дошкольников с государственной символикой страны и Чесмы», «Как создать семейный герб»
7) Экскурсия по улицам «Знаки на улицах»
8) Создание символа группы и детского сада»
10)Познавательные сообщения «Разные алфавиты», «Гербы тоже символы»
Деятельность педагога:
1) Мотивирование семьи на развитие ценностей семьи Для этого создать индивидуальный имидж семьи: герб, историю, архив
2) Помочь родителям отобрать, то, что будет воплощаться в гербе Индивидуальные консультации по проблеме
3) Вовлечение большинства родителей в проектную деятельность Советы по оформлению творческой работы
Деятельность родителей и детей:
1) Вхождение в проблему
2) Поиск информации о гербах, традициях
3) Придумывание девиза, символов, надписей на гербе
Второй этап – основной:
1) Проведение конкурса «Герб семьи»
2) Творческая подготовка к презентации
Третий этап – завершающий:
1) Презентация гербов
2) Награждение участников проекта
Итоги реализации проекта :
1) Дети научились совместно с родителями создавать символ своей семьи
2) Повысилась сплоченность семьи
3) Изменилось отношение к семье как к ценности, к традициям
Эффективность:
1) Каждая семья создала герб своей семьи
2) В гербе родители выразили индивидуальность и самобытность семьи
Новизна в проекте :
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь»