Татьяна Владимировна Любчич
Консультация для родителей «Родители трудолюбивы — дети не ленивы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей: «Родители трудолюбивы – дети не ленивы».
«Любой труд делает человека более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным.» В. А. Сухомлинский.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Родители трудолюбивы — дети не ленивы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Современное трудовое воспитание ребенка — залог его успешного гражданского становления. Так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание того, что каждый человек должен трудиться - это его долг. Неслучайно именно по отношению к труду народ судит о человеке: «Коня узнают по зубам, человека по делам». «Не тот плох, чья одежда худа, а тот кто в работе не гож никуда». Прежде всего, детей необходимо подвести к выводу о том, что все вещи и предметы, которые нас окружают, сделаны руками людей, старшим поколением. А за это надо уважать и заботиться о них, бережно относиться к результатам их труда.
Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье. Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива.
В детском саду ребёнок постепенно овладевает навыками раздевания и одевания, дежурстве по столовой, умения пользоваться предметами гигиены, воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта, уборки игрушек после игры и др. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым.
Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. В группе имеются природные уголки, где дети могут освоить трудовые навыки. Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Выходя на прогулку, дети охотно помогают воспитателю в уборке своего участка, что доставляет им радость от выполнения доброго дела. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.
Формы трудового воспитания детей : Педагоги объединяют их в 3 группы.
Первая — индивидуальные. Малышу дают поручение в индивидуальном порядке, которое он должен выполнить сам.
Вторая — коллективные. Задание дают группе ребят для их адаптации, формирования навыка совместной деятельности, социализации.
Третья — групповые. Совместная подготовка ребят к соревнованиям, конкурсам, утренникам, праздникам.
Шесть методов трудового воспитания детей :
1. Создание атмосферы. Зарядите малыша позитивом, энергией с помощью игры — он с радостью и интересом воспримет любое задание. Отлично работает музыкальное сопровождение и помощь взрослых. С музыкой веселее, а поддержка родителей, старших братьев, сестер придает уверенности.
2. Наглядный пример. У дитя лучше получится работа, если наглядно продемонстрировать сложные элементы. Подбирайте живые, реалистичные, доходчивые образцы — так материал воспринимается лучше.
3. Четкая инструкция. Перед выполнением задания дайте четкую инструкцию: что будем делать, что получим в итоге. Крохе важно понять, чем он будет заниматься, как выполнить задание и как оценивается результат.
4. Практический опыт. Многократно повторите все действия — малыш должен понять, как выполняется работа. При групповом занятии учитывайте темп усвоения нового каждого участника.
5. Разнообразие. Дошкольники не терпят статичности и монотонности. Предлагайте чаду разнообразный труд, ставьте разные задачи — поддержите его интерес, любопытство, желание.
6. Индивидуальный подход. Будьте внимательны. При трудовом воспитании детей учитывайте индивидуальные особенности: черты характера, темперамент, темп, интересы, возможности.
Родители, воспитатели в детском саду должны учитывать половую принадлежность ребенка в процессе воспитания. Трудовые навыки и умения девочек и мальчиков отличаются. Это обусловлено разделением труда на мужской и женский. Исключением являются бытовые навыки, которыми полезно овладеть мальчикам и девочкам.
С ребятами обоих полов безотказно работает правило: не давайте поручение в приказном, требовательном тоне. Попросите: «Мне нужна твоя помощь». Это волшебная фраза: дитя почувствует себя взрослым, нужным, значимым и полезным.
Рекомендации для родителей:
• Не освобождайте ребенка от трудовых обязанностей. Не воспитывайте из него потребителя. Не забывайте известную поговорку «Родители трудолюбивы – дети не ленивы».
• Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его стремления к самостоятельности.
• Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности.
• Любое новое дело нужно выполнять совместно.
• Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения должны соответствовать возрасту ребенка и доставлять удовольствие. Учитывайте его индивидуальные особенности.
• Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем привычку заботиться об окружающих его людях.
• Вырабатывайте у детей привычку к постоянной занятости. Не позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной жизни.
• Соблюдайте последовательность в своих требованиях. Проявляйте тактичность при оценивании результатов детского труда.
• Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки при их решении.
• Предлагайте такие дела, в которых чередовались бы сложные и простые, интересные и скучные операции, предоставляйте им роль организатора и исполнителя дела.
• Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об особенностях своей профессии и профессиях близких родственников, соседей, друзей.
Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.