Приложение МААМ

Проект «Бабушкин сундучок»

Людмила Кныпа
Проект «Бабушкин сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Бабушкин сундучок».

МДБОУ «Детский сад №35». Станица Ивановская. Краснодарский край. Красноармейский район.

Проект на тему : «Бабушкин сундучок».

Развитие художественно – творческих способностей и духовно – нравственных качеств посредством ручного труда.

Старшая группа «Пчелка».

Воспитатель: Кныпа Людмила Николаевна

Участники проекта : дети, родители.

2011 – 2012 год

Публикация «Проект „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах

«Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей» Н. П. Сакулина

Тема: «Бабушкин сундучок».

1. Актуальность выбранной темы

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, когда телевизионные экраны наводнила жестокость, а народные игры, забавы и игрушки почти позабыты, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники.

Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее ни каких нравственных ценностей.

Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?

Может быть, оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них свою мягкую среду. Или наоборот, «пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, может и закалятся»?

Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Говорят, если есть доброта, чуткость, добропорядочность, значит, человек состоялся. Вопрос в том, как, какими методами воспитывать в них нравственность?

Было решено познакомить детей с русскими народными традициями, чтобы воспитывать на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором в проэкте «Бабушкин сундучок».

Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Выполняя работы по мотивам народного орнамента у детей развиваются не только эстетические и духовно – нравственные качества, но и творческая фантазия, воображение, художественный вкус, внимание. Вырабатывается усидчивость, аккуратность, терпение. Кроме того, декоративная работа развивает пространственно - цветовую композицию рисунка, глазомер, руку, технические навыки. Знакомить детей с декоративно - прикладным искусством, мы предлагаем через разные виды деятельности.

1. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, богородские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки.

2. Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

3. Художественное творчество. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, животных, птиц, растительные узоры, затейливые орнаменты.

4. Математика. В орнаментах декоративных росписей, характерных для народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

5. Музыка.

Русское народное декоративно–прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Таким образом, задачи, поставленные нами, были основаны

на интеграции различных видов деятельности:

художественно – речевой, игровой, изобразительной, театрализованной, в основе, которой лежит ознакомление с народным искусством. Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства при условии их тесной взаимосвязи между собой, и с классическим искусством.

2. Тематическое поле

В своей работе мы выделили следующие направления:

1. Ознакомление детей с видами народного декоративно - прикладного искусства.

2. Формирование детского декоративного творчества.

3. Формирование духовно - нравственного отношения к культурному наследию своего народа.

Цель: Формирование духовно - нравственного отношения к культурному наследию своего народа и развитие художественно - творческих навыков посредством ознакомления детей с орнаментом, как одним из видов народного декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

1. Формировать духовно - нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народными традициями: (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно - прикладное искусство) .

2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно - прикладного искусства.

3. Формировать обобщё нные знания и умения:

- Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской и другой.

- Освоение детьми элементов, колорита, композиции.

- Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 4. Развивать художественно - творческие способности в процессе ознакомления с произведениями декоративного искусства и использования их в детской деятельности.

Условия для наиболее эффективного решения задач:

- Комплексный подход к организации занятий

- Знания истории народных промыслов России

- Тематическое построение материала.

- Выбор изобразительного материала детьми

Мы использовали следующие формы организации работы с детьми:

1. Целевые прогулки и экскурсии.

2. Свободная деятельность (разучивание песен, стихов, потешек, чтение сказок по теме: «Народное декоративно – прикладное искусство».)

3. Оформление коллекций по теме «Декоративно - прикладное искусство».

4. Организация конкурсов и выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.

5. Проведение викторин с детьми по декоративно – прикладному искусству.

6. Проведение праздника о народных промыслах России «Осенняя ярмарка».

7. Занятие на тему: «В хате казака».

Мы использовали следующие формы организации работы с родителями:

1. Родительское собрание «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».

2. Круглый стол «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

3. Практический семинар «Приёмы рисования основных элементов Дымковской и Хохломской росписей».

План проведения мероприятий на год обучения.

Непосредственно образовательная деятельность. Работа с родителями.

Консультации для педагогов

I этап. Организационный

сентябрь 1. Выбор темы проекта Анкетирование родителей.

2. Изучение литературы по теме проекта.

октябрь

3. Выявление уровня знаний детей старшей группы о видах, особенностях и назначении орнамента.

Оформление родительского уголка

4. Разработка плана непосредственно образовательной деятельности.

II этап. Внедренческий

ноябрь Знакомство с понятием «Орнамент» Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание в семье»

Изучение простейших видов орнамента

ноябрь - декабрь 1. Орнамент в полосе;

Тема: «Сплошная линия»

Тема: «Орнамент полосы из тонких линий»

Тема: «Широкие линии разной насыщенности»

Тема: «Капелька»

Тема: «Ленточный орнамент»

Тема: «Шарфик для мишутки»

Тема: «Декоративные закладки»

Оформление папки-передвижки «Что такое орнамент»

Практический семинар для родителей «Приёмы рисования основных элементов дымковской росписи»

январь 2. Орнамент в квадрате;

Тема: «Узоры в прямой клетке»

Тема: «Узоры в косой клетке»

Тема «Коврик»

Тема: «Полотенце для зайчат»

Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»

февраль 3. Травный орнамент

Тема: «Нарядное платье»

Тема: «Разноцветные матрешки»

Тема: «Терем – теремок»

Тема: «Цветы и деревья» Консультация для педагогов «Влияние народных промыслов («Дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

март 4. Орнамент в круге (овале) ;

Тема: «Декоративные тарелки»

Тема: «Украсим рукавички»

Оформление папки-передвижки «В стране голубых роз и синих птиц («Гжель»)

Орнамент на игрушках

апрель 1. Филимоновская игрушка

Тема: «Сказочная птица»

Тема: «Укрась фигурку коровки или коня филимоновским узором»

Тема: «Филимоновская барыня» Оформление папки-передвижки «Прописи для дошкольников»

Консультация для родителей «Русская глиняная игрушка»

2. Городец

Тема: «Городецкая птица»

Тема: Выполнение орнаментальной полосы "Мои любимые игрушки".

май 3. Дымковская игрушка.

Тема: «Лепим дымковскую барыню»

Тема: «Дымковская игрушка»

Тема: «Дымковские кони»

Тема: «Укрась хвост дымковскому индюку (петуху)»

Консультация для педагогов: «Орнаментальная графика для дошкольников»

Итоговый праздник «Дымковская ярмарка Свистунья» Оформление папки-передвижки «Калейдоскоп узоров»

Промежуточная диагностика

июнь - август Задание на лето: Оформление альбома «Народные узоры» (совместная работа детей и родителей)

Конечные результаты: В проэкте «Бабушкин сундучок» дети познакомились с различными видами декоративно-прикладного искусства. Они и их родители узнали много нового об народных промыслах. Педагоги привили любовь к народному творчеству через развитие речи, художественное творчество и элементы математической деятельности.

Анализ данных: Воспитанники, после реализации запланированных обучающих процессов имеют большие положительные изменения в продуктивной деятельности. Знание хохломской, городецкой, дымковской, гжельской видов росписи повысились с 35% до 90%. Художественные навыки: рисование красками, лепка, составление декоративных узоров существенно отработаны на практике, что можно отразить в цифрах – с 40% до 85%.

Исходя из этого мы можем сделать вывод.

Итоги работы педагогов по проекту «Бабушкин сундучок» показывают, что воспитание духовно-нравственных ценностей и развитие народных видов художественного творчества оказали положительное действие на всестороннее развитие детей. Что повысило практический уровень художественных навыков и оказало положительное влияние на подготовку дошкольников к обучению в школе.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка «Город Мастеров»Фотоотчет о работе кружка «Город Мастеров» Наш кружок "Город Мастеров" продолжает работать. Мы с ребятами принимаем активное участие во всех школьных конкурсах. Недавно у нас проходил.

Маркер игрового пространства «Карусель»Маркер игрового пространства «Карусель» (изготовили воспитатели Мухтарова М. Х., Султанова Г. Х.) в соавторстве с Балдовой Л. Н. Маркер представляет собой 4 прямоугольных листа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Бабушкин сундучок»
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 15:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Бабушкин сундучок»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кныпа (УИ 224150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД