Елена Обаренова
Проект «Будь всегда вежливым»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: групповой, познавательно-развивающий.
Продолжительность: среднесрочный
Сроки реализации проекта: январь – апрель
Участники проекта:дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность:проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание. В связи с этим первостепенной задачей является формирование нравственных навыков поведения, перерастающих в нравственные привычки.
Публикация «Проект „Будь всегда вежливым“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Цель проекта: воспитание культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи: научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» – «нельзя», «хорошо» - «плохо»);
ознакомить с произведениями художественной литературы, искусства и музыки;
учить соблюдать нравственные нормы поведения;
обогатить словарный запас детей;
развивать личностные качества (сострадания, сочувствия, отзывчивости, справедливости, смелости, потребности совершать добрые дела и поступки;
развивать умения отражать впечатления в творческой исполнительной деятельности: изобразительном искусстве, пении, танце, театрализованной деятельности, художественном слове.
Продукт проектной деятельности:
выставка детских рисунков «Уроки вежливости»;
оформление тематической выставки в книжном уголке «Вежливые слова»;
проведение тематического утренника «Праздник вежливости».
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- определение темы, актуальности, проблемы, цели и задач проекта;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- организация совместной деятельности детей, родителей и воспитателей над проектом;
- подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала по теме.
Практический этап: реализация проекта.
Итоговый этап: подведение результатов: оформление выставки детских работ, проведение тематического утренника «Праздник вежливости»
Ожидаемый результат:
формирование у детей умения видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
умение оценивать свои поступки и поступки других людей;
правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности.
Организация деятельности над проектом:
1. Деятельность педагогов подготовка методических и дидактических материалов;
проведение тематических занятий, организация выставок;
отражение данной тематики в планах воспитательно-образовательной работы;
чтение художественной литературы:
индивидуальные и коллективные беседы;
оформление книжного уголка;
прослушивание и разучивание песен о вежливости, культурном поведении.
2. Деятельность детей участие в конкурсах, праздниках, беседах;
самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок к играм - инсценировкам, выставка рисунков детей;
заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям.
3. Деятельность родителей участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
совместное рисование с детьми сюжетов на тему «Уроки вежливости»;
чтение соответствующей литературы;
подборка вместе с детьми фотографий.
Проектная карта
Образовательная область Виды деятельности Содержание работы.
Социально – коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра
Игры-инсценировки
Подвижная игра «Автобус», «Театр», «Семья»,
«Детский сад».
«Назови нужное слово»,
«Вежливая лошадь», «В театре», «Петушки - драчуны», «Кто кого»
«Вежливый ручеек»
Познавательное развитие
Ознакомление с социальным миром
Беседы: «Зачем говорят «Здравствуй»», «Чего не знал воробышек», «Моя мама», «Почему надо уступать», «Как жить дружно, без ссор».
Речевое развитие Развитие речи
Чтение художественной литературы
Обучение рассказыванию: «Вежливые слова», «За шалость простите».
Заучивание стихотворений: Н. Красильников «Доброе утро»;
О. Дриз «Добрые слова», «Вежливая лошадь»; В. Безлетов «Петушки - драчуны», «Яблоко»; А. Барто «В театре»; В. Орлов «Кто кого», И. Солнышко «Вежливые слова».
Рассказы: В. Осеевой «Волшебное слово», «Три товарища», «Просто старушка»
Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, дружбе и товариществе.
Художественно - эстетическое развитие
Рисование
Аппликация
Лепка
Конструирование
Музыка «Красочный конверт», «Волшебные цветы»
Рассматривание фотоальбома «Улыбка»
«Приглашения родителям», «Солнышко», «Цветок вежливости», «Листочки для дерева»
«Вежливая лошадь», «Петушки - драчуны», «Яблоко»
Изготовление самолетиков со словами вежливости, бинокли, рупоры.
Разучивание песен: «Здравствуйте, гости» М. А. Савельевой, «Волшебные слова» В. В. Скурлатовой, прослушивание песен «Если добрый ты», «Доброта».
Взаимодействие с родителями.
Оформление альбомов: «Стихи о вежливости», «Правила поведения за столом».
Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
Индивидуальные беседы с родителями на тему этического воспитания детей.
Подбор художественной литературы, фотографий на тему «Улыбка».
Творческие работы родителей и детей.
Итоговое мероприятие Изготовление работ
Музыкальная деятельность Выставка детских работ «Уроки вежливости»
Тематический утренник «Праздник вежливости»
Приложение 1
Конспект игрового занятия для детей средней группы
«Мы воспитанные дети»
Цель: активизация речи у детей посредством игровой деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В: - Дорогие мои дети, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну - Страну вежливости и доброты. А поможет нам в этом волшебная палочка.
Закройте, пожалуйста, глаза: «Чур-чур-чура - начинается игра»
(Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»).
В лесу стоит дом, там живет старичок-Лесовик.
У него сегодня день рождения.
- Как вы считаете, дети, старичок-Лесовик обрадуется, когда мы его поздравим?
Скажите, пожалуйста, что будет приятно старичку-Лесовику?
- Чтобы узнать, что нравится другому, надо знать, что нравится тебе.
Игра «Закончи фразу».
- Мне хорошо, когда.
- Мне приятно, когда.
- Меня радует, когда.
- Интересно вы заметили, что приятно получать подарки. Я знала, что у старичка-Лесовика праздник и взяла с собой подарки (пряники, музыкальная открытка, рисунок).
Давайте подойдем поближе, поздороваемся со старичком-Лесовиком.
- Я знаю, что он очень любит сладости. А что бывает сладким? (Ответы детей)
- Есть еще сладкие и добрые слова, поздравления. Какие слова? (Ответы детей)
- Старичок-Лесовик очень благодарен вам. У него никогда еще не было в гостях столько воспитанных детей. Как вы считаете, какое у него сейчас настроение? А какой старичок-Лесовик, чем он вам нравится? (Ответы детей)
- Но нас «волшебная» палочка зовет дальше, давайте попрощаемся со старичком-Лесовиком.
(Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»).
Дети выходят на поляну с елками.
- Посмотрите, елка дрожит, как вы считаете, почему? (Ответы детей).
- Давайте сделаем вокруг елки солнышко, согреем ее своей добротой. (Дети берутся за руки, делают круг и садятся на колени).
- А теперь поиграем в игру, будем по очереди ласково называть имя соседа. Когда я буду называть имя, возьму за руку, посмотрю в глаза, улыбнусь и скажу нежно-нежно.
(Показывает воспитатель и предлагает выполнить действие.)
- Вот елка уже и не дрожит, ей стало тепло, радостно от нашей нежности и доброты.
- Ой, я слышу, кто-то плачет. Кто же это?
(За деревом Зайчик, берет его на руки)
- Кто тебя обидел, Зайчик?
Так соскучился, что не может ничего сказать (воспитатель гладит Зайку).
- Дети, а когда вы обижаетесь, скучаете? (Ответы детей)
- А я знаю, что и вещи умеют обижаться. А когда на детей обижаются игрушки? Посуда?
- Дети, какие слова, вы найдете, чтобы успокоить Зайку? (Ответы детей)
- Вот и успокоили Зайчика. Он потерял новый мячик. Что делать?
(Дети ищут мяч, находят).
- Зайчик вас благодарит и хочет вас познакомить со своими друзьями. Каждый ребенок берет игрушку, любуется ею, называет ласково, танцует.
(Танец с игрушками).
- Красивый получился танец и у всех хорошее настроение.
- Я вам открываю еще один секрет: каждое утро у меня хорошее настроение потому, что утром вы приходите в детский сад, говорите «Доброе утро», и от этих слов мне становится тепло и радостно, потому что эти слова волшебные.
- Молодцы, ребята, я вас очень люблю.
Мы много узнали о добрых делах. Поздравили старичка-Лесовика с его праздником; согрели елку своим теплом, нежностью; помогли Зайчику найти игрушку: вы все знаете много добрых и хороших слов. Молодцы!
- За ваши добрые слова и дела я хочу сделать вам подарок. (Дарит подарки).
Приложение 2
Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста«Зачем говорят «здравствуй»
Цель: Развивать умение использовать в речи вежливые формы общения.
Ход беседы
Начинаем беседу с вопросов:
- Что вы говорите, приходя в детский сад утром?
- Кому вы говорите «здравствуйте»?
-Что вы говорите вечером, когда уходите домой?
В ходе беседы воспитатель напоминает детям вежливые слова, разъясняет, что они выражают доброе отношение к другим людям.
- Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают - это мы узнаем из небольшого рассказа о Винни-Пухе и Кролике.
Вини-Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук, и хотел узнать, что это такое.
Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил»?
Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.
– Пух, почему ты мне не сказал «здравствуй»? – Но ведь мы же друзья, - удивился Пух.
– А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья?- обиделся Кролик.
Кролик рассказал Пуху обо всем, что он узнал в школе вежливости.
Теперь, когда Вини-Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».
Завершая беседу, педагог уточняет:
Говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику.
- Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь.
Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.
Приложение 3
«Праздник вежливости»
для воспитанников средней группы детского сада
Зал празднично украшен. Дети под музыку входят в зал.
Исполняется песня «Здравствуйте, гости» (дети стоят полукругом)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Предлагаю, сегодня всем вместе отправится в страну вежливости. Вы готовы к путешествию?
А дорогу знаете? (ответы детей) Найти эту страну нам поможет волшебная карта, которая находится в этом красивом рюкзаке (открываем рюкзак, ищем карту).
Ведущий: Дети, что же мы будем делать? (ответы детей).
под музыку выходит Нехочуха.
Нехочуха: Ой, куда это вы собрались?
Ведущий: Во-первых, здравствуйте, а во-вторых, мы не знаем, кто вы.
Нехочуха: Во-первых, не хочу я с вами здороваться, я люблю вредничать и пакостить, люблю невоспитанных детей.
А зовут меня Нехочуха. Ну-ка, возьмите меня с собой!
Ведущий: Ребята, как вы думаете, мы можем взять с собой Нехочуху? (ответы детей). Вот видите, не хотят ребята с вами дружить и идти с вами в страну Вежливости.
Ребята, а давайте расскажем Нехочухе стихи, как нужно вести себя, когда приходишь в гости. Нужно сначала поприветствовать всех, а приветствие – это одно из самых важных правил этикета. А что такое этикет, нам расскажут дети!
1 ребенок: Что такое этикет?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
2 ребенок: Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3 ребенок: Чтобы вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Нехочуха: Не нужны мне такие правила этикета. Я все равно отправлюсь с вами и буду вам мешать!
Ваша волшебная карта ведь у меня! (ведущий опрашивает несколько детей, как поступить).
Ведущий: Ребята, как же нам поступить? Давайте подумаем?
Ведущий: Уважаемая Нехочуха, мы посоветовались и решили, что возьмем вас с собой, но с условием, что вы все же будете доброй, вежливой и соблюдать правила этикета. (Нехочуха кивает головой в знак согласия).
Итак, в путь (ведущая и Нехочуха смотрят карту).
И чтобы начать наше путешествие, предлагаю всем сесть в автобус.
Музыкальная игра «Автобус» муз. Е. Железновой
Во время песни Нехочуха ест конфету и мусорит, ходит, толкается.
Ведущий: Уважаемая, вы нарушаете правила поведения в транспорте, толкаетесь. А вот наши ребята эти правила хорошо знают и сейчас вам расскажут как нужно вести себя в транспорте (опрос детей).
-нельзя толкаться в автобусе;
-нельзя мусорить в поезде;
-нельзя ногами вставать на сиденье;
-нельзя высовываться в окно;
-надо уступать место пожилым людям.
Нехочуха: Какие воспитанные, как много знают правил! Я тоже не хочу их нарушать (поднимает фантик от конфет).
Ведущий: Ребята дорога долгая предлагаю поиграть в игру «Плохие и хорошие поступки». Я буду называть поступки, а вы, сидя на своих местах, будете топать или хлопать. Если поступок хороший хлопайте, а если плохой - топайте.
- Забирать игрушки у друзей.
- Помогать взрослым.
- Кричать, громко разговаривать.
- Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.
- Садиться за стол грязным, неумытым.
- Следить за своим внешним видом.
Ведущий: Ребята, смотрите, здесь две дороги – эта дорога плохих поступков, а эта – дорога хороших поступков. По какому пути нам нужно идти (ответы детей)
Нехочуха: А я не хочу идти по дороге хороших поступков, и пойду по дороге плохих поступков. Кто со мной?
Ведущий: Что вы, Нехочуха, послушайте, что вам скажут дети. Дети, скажите Нехочухе, почему надо идти по дороге хороших поступков (ответы).
(звучит музыкальная разминка «Долго шли мы по дороге»)
Ведущий: Смотрите, ребята, на нашей дороге хороших поступков стоит дерево без листочков, и я, кажется, знаю, как ему помочь.
Мы расскажем о правилах поведения, которые нужно соблюдать в детском саду, чтобы дерево стало зелёным и радостным (дети рассказывают стихи, на дерево вешаются листочки)
-В садик не бери конфетки
Ведь другим обидно деткам.
- Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
- Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
- Одевайся побыстрей, не задерживай детей.
- Игрушку ты не отнимай, возьми другую, поиграй.
-С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови
- Маму радостно встречай,
по подружкам не скучай.
Вышла ссора? Вот досада!
Обижать друзей не надо!
Не нужны нам злые ссоры,
Слёзы, споры и раздоры.
Поспали? Что ж, пора вставать,
Свои постельки заправлять,
И застилать её опрятно,
Красиво, ровно, аккуратно!
Чтоб не отстать от весёлых друзей,
Учись одеваться, мой друг, поскорей!
Грязь вредна, она опасна,
В ней микробы. Это ясно?
Никогда, прошу, друг мой,
Не ходи один домой!
Лучше маму подожди,
Только с мамой уходи!
Нельзя уходить из детсада с чужими,
А лишь со знакомыми, лишь со своими!
Ведущий: Посмотрите, ребята, какое зеленое красивое дерево перед нами. А нам пора отправляться дальше.
Давайте посмотрим на карту (на карте изображена река).
А как же нам через реку перебраться? (ответы). Может нам на корабле ее переплыть?
(звучит фрагмент музыкальной разминки «Долго шли мы по дороге»)
Ведущий: Ребята, мы с вами очутились на полянке. Посмотрите, на карте цветы есть, а здесь нет. Где же они?
Нехочуха: Я не хотела, но сорвала цветы, остались только одни лепестки. Ведущий: Ребята, давайте украсим полянку цветами вежливости.
Игра «Выложи цветок вежливости»
(играют 2 команды, кто быстрее выложит цветок вежливости)
Ведущий: Ребята, мы с вами находимся на волшебной полянке. Какого цвета будете брать лепестки? Выкладывайте цветы вежливости (розовые, нежные, яркие, солнечные, радостные).
Нехочуха: Я тоже хочу выложить цветок вежливости (выкладывает цветок темного цвета).
Ведущий: Дети, посмотрите, Нехочуха выложила цветок, но разве он похож на цветок вежливости?
А как вы его назвали? (цветок грубости).
А почему? (потому что у цветка лепестки темные, мрачные, грустных тонов).
Нехочуха: Да, действительно, ваши цветы красивее. И вы очень воспитанные, дружные ребята. Я очень хочу быть на вас похожей!
Ведущий: Мы очень этому рады, Нехочуха! А мы с вами пришли в страну Вежливости!
(под музыку на экране появляется замок, а затем фея Вежливости).
Фея Вежливости: Здравствуйте, дорогие ребята. Спасибо большое вам за помощь моей стране: деревья вновь стали зелёными, полянка расцвела, а невоспитанная Нехочуха стала примерной вежливой девочкой. Ребята, а давайте устроим праздник в честь нашей встречи!
Воспитанники исполняют танец «Поссорились-помирились»
Дети исполняют песню «Волшебные слова» (муз. и сл. В. В. Скурлатовой)
Фея Вежливости: Дорогие ребята, желаю вам оставаться воспитанными и дружными. Слушайтесь старших, не обижайте младших! И никогда не забывайте про страну Вежливости! До свидания! До новых встреч!
(фея дарит подарки детям, дети благодарят фею Вежливости)
Ведущий: До свидания! Нам пора возвращаться в наш детский сад! Занимайте места в поезде, мы отправляемся домой!
(звучит музыкальная заставка «Паровозик», дети покидают музыкальный зал)