Елена Чайковская
Проект «Ценность труда»
Актуальность проекта : Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека. В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста. В процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Очень важным моментом в системе трудового воспитания является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.
Публикация «Проект „Ценность труда“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Цель: Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Задачи: - обогащать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
- формирование представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
- воспитывать бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Срок реализации проекта : краткосрочный (месяц)
Типология проекта : познавательный.
Метод исследования: изучение литературных источников; экскурсии и наблюдения, бесед; совместный труд детей и взрослых, пояснение.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели ДОУ.
Формы работы над проектом :
Поручения.
Дежурства.
Коллективный труд.
Ожидаемый результат:
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию детей в детском саду должна дает следующие результаты:
повысился интерес дошкольников к труду;
ребята усвоили и применяют формулу «цель – действие - результат»;
расширились представления детей об окружающем;
возросла значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка стали нормой поведения;
сформировалось чувство общественного долга;
труд стал для детей потребностью.
Этапы реализации проекта :
Практические ситуации типа «Наша забота нужна всем»
Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада:
1. «Мы украшаем детский сад к празднику»
2. «Мы чистим клумбу»
3. «Мы убираем огород»
4. «Мы готовим пособия для занятий».
Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
Практические ситуации проблемного типа
«Что делать и как быть?»
Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, на некоторых шкафчиках отклеились картинки; некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; младшие дошкольники рассыпали мусор на участке. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем:
• подклеиваем картинки на шкафчиках;
• делим пластилин на всех;
• вытираем воду;
• организовать юнный трудовой десант в помощь.
Практические ситуации типа
«Научи своего друга тому, что умеешь сам»
Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству : научить лепить, мастерить, использовать трудовой инвентарь по назначению, соблюдать культурно – гигиенические навыки, помогать меньшим сверстникам. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «воспитателя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.