Татьяна Березина
Проект «Читающее детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект.
ТЕМА: ”Читающее детство”
Составила: Березина Татьяна Федоровна
"Если с детства у ребенка не
воспитана любовь к книге, если чтение
не стало его духовной потребностью
на всю жизнь - в годы отрочества душа
подростка будет пустой, на свет божий,
выползает как будто неизвестно откуда
взявшееся плохое"
В. А. Сухомлинский
Аннотация к проекту
Публикация «Проект „Читающее детство“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Проект - попытка показать на практике взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения с детской библиотекой и родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге, художественной литературе. Он предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы организации, просвещение и обучение детей, родителей по данной теме
Тип проекта : познавательно - творческий, долгосрочный
Цель проекта : способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге через совместную познавательно творческую деятельность воспитателей, сотрудников библиотеки, детей и родителей
Задачи:
> Формирование у детей интереса к общению с книгой.
> Расширение представлений у детей о значении библиотеки в жиз ни человека.
> Способствовать формированию запаса литературных и художественных впечатлений.
> Развитие творческих способностей у детей в практической деятельности.
> Воспитание бережного отношения дошкольников к книге как результату труда многих людей.
> Привлечение родителей к проблеме домашнего чтения.
Ожидаемые результаты:
- пробудить у детей интерес к общению с книгой;
- расширить представления детей о значении библиотеки в жизни человека;
- сформировать банк методических материалов по теме проекта;
- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
- установить тесное сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
Сроки реализации проекта : август 2012 - май 2013 года,
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, работники библиотеки, родители.
Проблема: снижение интереса к чтению.
Актуальность проекта :
Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило воспитателей, работников детской библиотеки, родителей нашей группы на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.
Новизна проекта :
Установление взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.
Работа над проектом распланирована в 3 этапа.
1-ый этап - организационный или подготовительный (август 2012г.).
На этом этапе был разработан цикл тематических занятий мною и сотрудниками детской библиотеки, разработана беседа - опрос с детьми "Моя любимая книга", диагностика старшего возраста по разделу "Ребенок и книга", собрана методическая литература по данному вопросу, проведено анкетирование родителей на тему "Семейное чтение"
В результате анкетирования выяснилось:
- всего 9% родителей каждый день читают книги своему ребенку,
- 31% - 2 - 3 раза в неделю, остальные имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц (из -за нехватки времени, сложного ритма жизни)
- у 22% опрошенных дома собрана небольшая детская библиотека
- 1 % посещают с детьми дошкольниками библиотеку
- 30 % родителей редко покупают детям книги
- 23% родителей - 1 раз в месяц стабильно приобретают детям книги (основной подарок для ребенка, как считают родители, игрушка, сладости)
Данные анкетирования говорят о том, необходима работа с родителями так, как у них самих не выработана потребность читать, не сформировано представление о роли книги и чтения в жизни человека.
Беседа - опрос дошкольников на тему: "Моя любимая книга" и диагностика по разделу "Ребенок и книга" выявила следующее:
- 50% дошкольников назвали любимым жанром сказку, 10% - рассказ, 10% - стихи, 30% затруднились с ответом;
- 1%детей знают, что такое библиотека и посещают ее с родителями;
- у 38% детей есть любимая книга, но лишь 27% из них назвали эту книгу;
- 52% опрошенных смогли назвать 1 - 2 любимых сказки;
- 45% детей смогли назвать 1 -2 детских писателей (в основном это С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков,55% затруднились с ответом;
- у 47% детей привит интерес к слушанию книг.
- 32% бережно относятся к книге.
2-ой этап работы над проектом основной (сентябрь 2012 - апрель 2013г.)
На этом этапе происходила вся большая часть работы по приобщению детей к книге. Эта работа была разделена на блоки: работа с библиотекой, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми.
Работа с детской библиотекой :
-договор на совместную деятельность
-разработка цикла тематических занятий
-экскурсия по знакомству детей с библиотекой
-оформление читательского формуляра на группу
- посещение детского сада сотрудником библиотеки с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями
- проведение тематических занятий в детской библиотеке (Осенний листопад, Посох Деда Мороза, видео - путешествие по произведениям С. В. Михалкова и другие)
- выпуск совместных рекомендаций для детей и родителей по привитию интереса к книге
- проведение совместного родительского собрания
Взаимодействие с родителями:
- консультации для родителей
- папки - передвижки для родителей
- совместное изготовление самодельных книг детьми и родителями
- выставка совместных с родителями детских работ по произведениям детских авторов
- выставки фотографий на стенде “Дружная семейка”
- родительское собрание “Мир книги - мир семьи”
- совместная игра детей и родителей “Сказочная кладовая”
Работа с детьми:
- участие в литературных викторинах, драматизациях
- выставки детских работ по изобразительному искусству
- экскурсии в детскую библиотеку
- изготовление книжек - малышек
- сюжетно ролевые игры “Библиотека”, “Переплетная мастерская”
3-й этап работы - завершающий этап (май 2013г.)
1. Проведение повторного анкетирования с детьми, родителями, диагностика по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой.
В ходе диагностики со старшими дошкольниками выяснили следующее:
- повысился процент полюбившихся детьми литературных жанров: 51% - сказка, 20% - рассказ, 10% - стихи;
- повысился интерес к книге - 58% детей смогли назвать свои любимые книги;
- дошкольники с удовольствием разыгрывают драматизации по полюбившимся литературным произведениям, сюжетно - ролевые игры;
- более 55 % детей могут назвать 2 -3 - 4 детских писателя (Н. Носов, В. Осеева, А. Пушкин, Б. Заходер, Л. Толстой);
- повысился процент записанных детей в детскую библиотеку города с 0% до 48%;
- встреча с книгой в домашних условиях, по мнению родителей, стала происходить гораздо чаще (43% родителей по настоянию самих детей читают книги каждый вечер);
- возросла активность родителей в проведении совместных мероприятий с детьми по приобщению их к книге.
2. Оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.
Работа над проектом раскрыла у старших дошкольников интерес к книге, детской литературе, установила партнерские взаимоотношения между участниками проекта : педагогами ДОУ, сотрудниками библиотеки, детьми и их родителями, повысила компетентность родителей в данном направлении.
Мы убедились,что такая система работы дала положительные результаты. Наш коллектив считает,что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, сотрудников детских библиотек, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по формированию у дошкольников интереса к книге.