Проект «Читающее детство»

Татьяна Березина
Проект «Читающее детство»

Проект.

ТЕМА: ”Читающее детство”

Составила: Березина Татьяна Федоровна

"Если с детства у ребенка не

воспитана любовь к книге, если чтение

не стало его духовной потребностью

на всю жизнь - в годы отрочества душа

подростка будет пустой, на свет божий,

выползает как будто неизвестно откуда

взявшееся плохое"

В. А. Сухомлинский

Аннотация к проекту

Проект - попытка показать на практике взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения с детской библиотекой и родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге, художественной литературе. Он предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы организации, просвещение и обучение детей, родителей по данной теме

Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный

Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге через совместную познавательно творческую деятельность воспитателей, сотрудников библиотеки, детей и родителей

Задачи:

> Формирование у детей интереса к общению с книгой.

> Расширение представлений у детей о значении библиотеки в жиз ни человека.

> Способствовать формированию запаса литературных и художественных впечатлений.

> Развитие творческих способностей у детей в практической деятельности.

> Воспитание бережного отношения дошкольников к книге как результату труда многих людей.

> Привлечение родителей к проблеме домашнего чтения.

Ожидаемые результаты:

- пробудить у детей интерес к общению с книгой;

- расширить представления детей о значении библиотеки в жизни человека;

- сформировать банк методических материалов по теме проекта;

- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

- установить тесное сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

Сроки реализации проекта: август 2012 - май 2013 года,

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, работники библиотеки, родители.

Проблема: снижение интереса к чтению.

Актуальность проекта:

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило воспитателей, работников детской библиотеки, родителей нашей группы на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.

Новизна проекта:

Установление взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.

Работа над проектом распланирована в 3 этапа.

1-ый этап - организационный или подготовительный (август 2012г.).

На этом этапе был разработан цикл тематических занятий мною и сотрудниками детской библиотеки, разработана беседа - опрос с детьми "Моя любимая книга", диагностика старшего возраста по разделу "Ребенок и книга", собрана методическая литература по данному вопросу, проведено анкетирование родителей на тему "Семейное чтение"

В результате анкетирования выяснилось:

- всего 9% родителей каждый день читают книги своему ребенку,

- 31% - 2 - 3 раза в неделю, остальные имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц (из -за нехватки времени, сложного ритма жизни)

- у 22% опрошенных дома собрана небольшая детская библиотека

- 1 % посещают с детьми дошкольниками библиотеку

- 30 % родителей редко покупают детям книги

- 23% родителей - 1 раз в месяц стабильно приобретают детям книги (основной подарок для ребенка, как считают родители, игрушка, сладости)

Данные анкетирования говорят о том, необходима работа с родителями так, как у них самих не выработана потребность читать, не сформировано представление о роли книги и чтения в жизни человека.

Беседа - опрос дошкольников на тему: "Моя любимая книга" и диагностика по разделу "Ребенок и книга" выявила следующее:

- 50% дошкольников назвали любимым жанром сказку, 10% - рассказ, 10% - стихи, 30% затруднились с ответом;

- 1%детей знают, что такое библиотека и посещают ее с родителями;

- у 38% детей есть любимая книга, но лишь 27% из них назвали эту книгу;

- 52% опрошенных смогли назвать 1 - 2 любимых сказки;

- 45% детей смогли назвать 1 -2 детских писателей (в основном это С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков,55% затруднились с ответом;

- у 47% детей привит интерес к слушанию книг.

- 32% бережно относятся к книге.

2-ой этап работы над проектом основной (сентябрь 2012 - апрель 2013г.)

На этом этапе происходила вся большая часть работы по приобщению детей к книге. Эта работа была разделена на блоки: работа с библиотекой, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми.

Работа с детской библиотекой :

-договор на совместную деятельность

-разработка цикла тематических занятий

-экскурсия по знакомству детей с библиотекой

-оформление читательского формуляра на группу

- посещение детского сада сотрудником библиотеки с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями

- проведение тематических занятий в детской библиотеке (Осенний листопад, Посох Деда Мороза, видео - путешествие по произведениям С. В. Михалкова и другие)

- выпуск совместных рекомендаций для детей и родителей по привитию интереса к книге

- проведение совместного родительского собрания

Взаимодействие с родителями:

- консультации для родителей

- папки - передвижки для родителей

- совместное изготовление самодельных книг детьми и родителями

- выставка совместных с родителями детских работ по произведениям детских авторов

- выставки фотографий на стенде “Дружная семейка”

- родительское собрание “Мир книги - мир семьи”

- совместная игра детей и родителей “Сказочная кладовая”

Работа с детьми:

- участие в литературных викторинах, драматизациях

- выставки детских работ по изобразительному искусству

- экскурсии в детскую библиотеку

- изготовление книжек - малышек

- сюжетно ролевые игры “Библиотека”, “Переплетная мастерская”

3-й этап работы - завершающий этап (май 2013г.)

1. Проведение повторного анкетирования с детьми, родителями, диагностика по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой.

В ходе диагностики со старшими дошкольниками выяснили следующее:

- повысился процент полюбившихся детьми литературных жанров: 51% - сказка, 20% - рассказ, 10% - стихи;

- повысился интерес к книге - 58% детей смогли назвать свои любимые книги;

- дошкольники с удовольствием разыгрывают драматизации по полюбившимся литературным произведениям, сюжетно - ролевые игры;

- более 55 % детей могут назвать 2 -3 - 4 детских писателя (Н. Носов, В. Осеева, А. Пушкин, Б. Заходер, Л. Толстой);

- повысился процент записанных детей в детскую библиотеку города с 0% до 48%;

- встреча с книгой в домашних условиях, по мнению родителей, стала происходить гораздо чаще (43% родителей по настоянию самих детей читают книги каждый вечер);

- возросла активность родителей в проведении совместных мероприятий с детьми по приобщению их к книге.

2. Оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.

Работа над проектом раскрыла у старших дошкольников интерес к книге, детской литературе, установила партнерские взаимоотношения между участниками проекта: педагогами ДОУ, сотрудниками библиотеки, детьми и их родителями, повысила компетентность родителей в данном направлении.

Мы убедились,что такая система работы дала положительные результаты. Наш коллектив считает,что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, сотрудников детских библиотек, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по формированию у дошкольников интереса к книге.

Публикации по теме:

Проект к 125 летию С. Я. Маршака С. Я. Маршак О проекте. На основе прочитанных произведений, показать приобретённые знания и умения детей в устной и практической деятельности.

Роль чтения в воспитании детейРоль чтения в воспитании детей Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. (Сухомлинский В. А.) Книга играет.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Праздники
Автор публикации:
Проект «Читающее детство»
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 15:31
+81Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений на...
Мастер-класс по аппликации «На дне морском» с детьми старшего дошкольного возраста
Ко дню скульптуры "Русалочки" на МААМ. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное...