Проект «Чудеса на самобранке»

Людмила Диткова
Проект «Чудеса на самобранке»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С давних времен люди стремились украшать предметы быта, одежду, жилище своими руками, используя различные материалы. Сейчас все чаще покупают изделия, картины, украшения в магазине.

В настоящее время, когда идет движение в защиту национальных куль-тур, процесс возрождения многих обычаев, обрядов, традиций стал возможен исключительно благодаря «семейной памяти». Передать практический опыт и теоретические знания детям о разных сторонах деятельности человека мо-жет не кто иной, как бабушка.

Одним из интереснейших и увлекательных занятий, позволяющих вне-сти в повседневный быт элементы выдумки и праздника, является апплика-ция из ткани.

Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и свя-зано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Многие сто-летия аппликация находит самое широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых зна-ков – гербов. Гербы должны были быть отчетливо видны с двух сторон, что и привело к развитию вышивки аппликацией. Но особенного процветания ап-пликационные работы достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контраст-ными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цветов. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бу-маги. История ее возникновения связана с началом производства бумаги. Наиболее модным видом аппликации считаются черные силуэты, вырезан-ные из бумаги. Черные профильные фигурки украшали греческие вазы. Воз-родилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название «силуэт». Вырезывание силуэтов стало любимым занятием не только худож-ников-профессионалов, но и дворянства. Крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П. Толстой. Интересны и своеобразны аппликации французского жи-вописца Анри Матисса. Главную роль в его работах играет цвет. Вырезая от-дельные фигуры и формы, меняя цвет и фоны, Матисс создал ряд колорит-ных декоративных работ. Одним из видов аппликации является жанр, полу-чивший название флоризм. Художники - флористы используют необычный для аппликации материал – засушенные растения, солому, тополиный пух.

Аппликацией могут заниматься как взрослые, так и дети. Техника ап-пликации из ткани заключается в наклеивании или пришивании кусочков ткани на бумажный, тканевый или иной фон. По форме аппликация бывает плоская и выпуклая, по цвету одноцветная и многоцветная, по назначению подкладная или лицевая, по тематике предметная, декоративная, сюжетная.

Процесс занятия аппликацией нацелен на формирование художествен-ной умелости. В ее основе лежит творческое воображение ребенка, прежде всего такая его исходная составляющая, как способность «видеть целое раньше частей». Поэтому необходимо развить у дошкольников умение выде-лять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на них в ходе развертывания продуктивной деятельности. «Работа» вообра-жения включает в себя процесс поиска смысла создаваемого и передачи его другим людям, в форме которого и протекает процесс выработки и реализа-ции художественного замысла. Особое значение имеет осмысление ребенком своего продуктивного действия, его эмоциональное проживание и пережива-ние. Одной из линий эстетического воспитания служит развитие визуального, или образного мышления, которое проявляется в способности ребенка экспе-риментировать с образами, выделять в их содержании общие, различные, противоречивые моменты. Особое внимание необходимо уделять овладению детьми средствами композиции и композиционного поиска: пропорцией, масштабностью, ритмом, контрастом, нюансом, которые получают свое осо-бое выражение в декоративно-прикладном искусстве.

Для выполнения творческих заданий аппликацией из ткани широкое применение должны находить ткани самых разнообразных фактур: обрезки ситца, штапеля, шелка, вельвета, шерстяных и синтетических тканей. Разно-образной должна быть и цветовая палитра тканей: от самых ярких, насыщен-ных и контрастных цветов до обладающих тонкими пастельными оттенками. Перед выполнением задания детей знакомят с бабушкой-рукодельницей, с инструментами, приемами работы ими и техникой безопасности. Чтобы про-будить в детях декоративный подход к созданию аппликации из ткани, жела-ние работать крупными цветными пятнами, бабушка предоставит детям воз-можность создавать аппликации на больших по формату основах (подлож-ках). Работу хорошо проводить летом на участке детского сада, среди рас-пустившихся цветов, что способствует созданию эмоционального настроя детей. В качестве клея при создании аппликации лучше использовать крах-мал, из которого заранее приготавливается клеевая масса. Крахмал не остав-ляет следов. Техника наклеивания может варьироваться: можно намазывать жидким крахмалом ткань, являющуюся основой (фоном) или обратную сто-рону заготовки.

Творческие встречи с бабушкой проходят с детьми один раз в неделю.

В процессе занятий аппликацией из ткани у детей развивается образ-ное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскры-вается его личность, воспитывается легкость, быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их в нестандартных ситуациях.

ЦЕЛЬ: приобщить детей к основам рукоделия, научить с удовольствием мас-терить, фантазировать, получая радость от творческого процесса.

ЗАДАЧИ:

- развивать цветовое восприятие;

- учить различать толщину ткани, изнаночную и лицевую сторону;

- развивать абстрактное мышление:

- научить работе с трафаретом;

- развивать мускулатуру кисти руки, глазомер;

- развивать координацию движений рук под контролем глаз;

- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;

- воспитывать эстетический вкус;

- развивать активный и пассивный словарь детей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими ру-ками:

Стремление к созданию поделок для себя и близких, для украшения кварти-ры, детского сада.

Более высокий уровень технических навыков и умений.

ВИД ПРОЕКТА: познавательный, творческий

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшего возраста, волонтер, педагог допол-нительного образования, воспитатель, родители.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Предметы и изделия, украшенные аппликацией из ткани,

ткани разной фактуры и цвета, картон белый и цветной, крахмал, мел, нож-ницы, кисти, клеенки, салфетки, рамки, розетки для клеевой массы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Направление деятельности Содержание деятельности

Информационно-методическое обес-печение

1. Изучение литературы

2. Составление плана работы

3. Создание развивающей среды

Работа с детьми

1. Диагностика уровня развития твор-ческих способностей детей.

2. Рассматривание поделок, выпол-ненных в технике аппликации из тка-ни.

3. Рассматривание тканей и их обсле-дование.

4. Рассматривание вспомогательных материалов и инструментов.

5. Беседа о технике безопасности.

6. Показ приемов наклеивания кусоч-ков ткани.

7. Изготовление поделок.

8. Выставка детских работ «Волшеб-ный лоскуток».

9. Сравнительная диагностика.

Сотрудничество с родителями

1. Оснащение необходимыми мате-риалами: ткани для основы, лоскутки, ножницы, картон, крахмал, мел, рам-ки для работ.

2. Участие в изготовлении поделок в детском саду и дома.

3. Посещение выставки

ПЛАН РАБОТЫ

Тема встречи Содержание Срок выполнения

1. «В гости бабушка пришла» Знакомство детей с бабуш-кой. Рассматривание бабуш-киного рукоделия. Рассказ об истории возникновения ап-пликации из ткани.

14 июля

2. «Волшебный лоску-ток» Рассматривание инструмен-тов и тканей, их обследова-ние. Беседа о технике безо-пасности. Изготовление шаб-лонов.

21 июля

3. «Разноцветные фи-гурки» Знакомство детей с предмет-ной аппликацией, работа с шаблоном, вырезывание из разноцветных лоскутков си-луэтов насекомых, живот-ных, приклеивание их на картонную основу, дополне-ние деталями.

28 июля

4. «Цветочная полянка» (коврик) Знакомство детей с сюжет-ной аппликацией, работа с шаблоном, вырезывание из разноцветных лоскутков цветов и листьев, приклеи-вание их на основу из плот-ной ткани.

4 августа

5. «Красивый узор на салфетке» Знакомство детей с декора-тивной аппликацией. Укра-шение салфетки геометриче-ским, растительным узором, используя одноцветные тка-ни.

11 августа

6. «Чудеса на самобран-ке» (коллективная рабо-та» Украшение скатерти расти-тельным узором и плоскост-ным изображением фруктов и овощей, используя ткани разнообразной фактуры и цветовой палитры, без ри-сунка

18 августа

Выставка детских работ «Волшебный лоскуток»

Публикации по теме:

«Коренные Народы севера» из цикла занятий «Люби и знай свой край» Тема: «Коренные народы севера» Цель: расширить знания детей о коренном населении Севера. Воспитывать. Развивать эстетическое восприятие.

Рождественские венкиРождественские венки Рождество такой замечательный, наполненный яркими впечатлениями и положительными эмоциями праздник! С давних времен, люди украшают свое.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Дидактические игры для детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «Чудеса на самобранке»
Опубликовано: 11 марта 2013 в 16:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Дидактическая игра из фетра «Подбери наряд»
Мастер-класс. Дидактическая игра "Подбери наряд" Цель: развитие творческих способностей, научиться подбирать стиль к особенностям фигуры человека на рисунке,...
Стихотворение для старших дошкольников «Рыжуха-осень»
Как осенний листок подсказал тему стихотворения Рыжуха - осень * Осенний листочек влетел мне в окошко, И рыжим он был, как дворовая кошка....
Фоторепортаж о кружковых занятиях по знакомству с буквой о и звуком [O] во второй...
Букве О и звуку [O] посвящено 2 занятия. 1. Рассмотрели складовые картинки ОГУРЕЦ, КОЗА, ВОЛК, ГНОМ, ВЕДРО, ВОРОНА. 2. Определили место буквы в словах:...