Наталья Папоян
Проект по детскому фольклору «Чудесный короб»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный
Возраст детей: 6 – 7 лет
Цель проекта :
- развивать интерес к фольклорному наследию нашей страны
- показать необходимость различных жанров фольклора в современности
- доказать, что фольклор существует и в наше время
Задачи:
- раскрыть глубокий смысл и значение слова «фольклор»
- развивать интерес к детскому фольклору
Публикация «Проект по детскому фольклору „Чудесный короб“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2024
- через мудрость накопленную многими поколениями, развивать устную речь детей, помочь овладеть родным языком осваивая в полной мере его красоту
Актуальность проекта
«Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого – нет будущего»
А. М. Горький
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные, хороводные игры – это неоценимое богатство народа, показатель его способности и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Фольклор, как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.
Знакомства с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственного качества, понятие о нормах поведения. Детский фольклор необходим работе воспитателя, т. к. отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей.
Совместная деятельность с родителями.
- Чтение произведений малых форм фольклора детям дома
- Заучивание стишков, потешек, закличек, прибауток с детьми
- Пополнение уголка книжки произведениями устного народного творчества
- Совместное изготовление книжек – малышек
- Консультация для родителей по малым формам фольклора
- Оказание помощи в оснащении группы наглядно дидактическим материалом
Ожидаемый результат.
- Обогащение словарного запаса детей и развитие активной речи
- Развитие интонационной стороны посредством малых фольклорных форм
- Проявление у детей интереса к играм с рифмой, словом, желание придумать свою потешку, загадку, книжку – малышку
- Расширение репертуара хороводных игр
- Развитие навыков общения со сверстниками
- Привлечение внимания родителей к необходимости включения малых фольклорных форм в повседневной жизни дошкольника.
Атрибуты для народных хороводных игр.
Совместное изготовление атрибутов к играм.
Дети любят играть. В игре каждый ребенок может полно показать себя, самореализоваться. Для воспитателя важен девиз: «Ни дня без игры».
Хороводная игра «Ты беги по кругу ложка»
Разучивание и исполнение колыбельных.
Загадки с раскрасками (раскрашивание иллюстраций к загадкам). Русская загадка – это короткий вопрос на смекалку, заданный в иносказательной форме про описание предметов, явлений и заданный чаще всего в развлекательном ключе, главная задача которого позабавить, рассмешить и проявить сообразительность.
Инсценирование сказки про козлика
Показ группе №4 «Потешки»
Как у нас козёл,
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил
Деда с бабой кормил.
Попросился козелок у бабушки в лесок
«Уж ты бабушка, ты Варварушка,
Отпусти меня, козла, во лесок на часок»
Как пошел наш козел, да по ельничку, а на встречу козлу бежит заинька
Испугался козел, приужахнулся:
«Ах ты зверь, ты зверина, скажи свое имя, я боюсь тебя, ты не съешь ли меня?»
«Я не съем тебя! Ведь я Заинька, ведь я серенький, все я по лесу хожу, да капусту ищу!»
Повторение встречи с каждым героем (лиса, волк).
Возвращение козлика домой к бабушке и дедушке, которые радостно встречают его, гладят, угощают и приглашают всех детей поиграть с козликом. Игра «Козлик и дети».
Во время проекта дети познакомились с русскими народными сказками, научились распознавать положительных и отрицательных героев, приняли участие в инсценировке сказок, закрепили навыки и умения в лепке, рисовании
Сказка – это одно из самых древних средств нравственного воспитания.
Детям предложен дидактический материал:
Картотека: «Собери сказку по катринкам» - (Лисичка со скалочкой», Колобок, Курочка Ряба, Репка)
Лепка сказочных героев и создание сюжета к сказке
Дети из предложенной сказки самостоятельно распределили между собой кто какого героя будет лепить
Изготовления театра своими руками (Театр на палочках)
В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки различных видов театра: «Курочка ряба»
Рисуем сказку. Создаем иллюстрации к русским народным сказкам: «Три медведя, Колобок, Репка, Теремок, Три поросенка…»
Оформление выставки «В гостя у сказки» В неё вошли творческие работы детей по сюжетам сказок, композиция из пластилина, и театр на палочках Выставка книжки – малышки.
Неотъемлемой частью проекта считается работа с родителями. Чтобы держать родителей в курсе событий были приготовлены консультации «Роль устного народного творчества в воспитании детей»
Родители поддержали детей, проявили творчество и совместно с детьми изготовили книжки – малышки по различным фольклорным жанрам
Презентация Книжек – малышек изготовленных совместно с родителями
Пословицы знакомят ребёнка с краткостью, точностью, меткостью родного языка
Дидактическая игра «Собери пословицу»
Продукт проекта : Создан лепбук на тему «Путешествие по страницам русского фольклора»
Оформлен альбом из рисунков детей по сюжетам сказок;
Изготовлен театр на палочках;
Оформлен альбом «Малые формы фольклора – Загадки»; «Потешки»; Инсценировка сказки про козлика;
Изготовлены Книжки – малышки по малым формам фольклора совместно с родителями
Работа по фольклору, которая проведена в группе, дала много хорошего, знакомя детей с устным народным творчеством, решали познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей;
Позволила приблизить детей к культуре русского народа.
Потешки, сказки, игры, прибаутки, колыбельные, загадки вызывают доброжелательный смех детей, действуют на ребенка сильнее, чем замечание и наказание, способствуют установлению контакта между детьми; у родителей был замечен интерес к использованию малых форм фольклора в развитии дома. С удовольствием разучивают с детьми и читают потешки и сказки.
Вывод: работа в этом направлении является эффективной и нужной для дальнейшего развития детей.