Зотина Марина
Проект «Детский сад и семья — первый социум для ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
Пояснительная записка
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Публикация «Проект „Детский сад и семья — первый социум для ребенка“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.
Федеральный закон "Об утверждении федеральной программы развития образования"(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010года").
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трех работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поиск эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания мы проводили через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях детского сада и создания проекта.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Поэтому объектом проекта является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
2. Практически- действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.)
В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась
цель проекта: - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержка всестороннего развития личности детей.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
- оказать всестороннею помощь родителям (законным представителям) и детям в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
- активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
- повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;
- обобщать опыт семейного воспитания.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
1) со всеми родителями в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
2) с частью родителей в форме семейного клуба и консультативного центра по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Правила работы:
• к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;
• общение с родителями ребёнка должно быть не во вред ему, а во благо
• изучение семей воспитанников должно быть тактичным и объективным
• изучение семей воспитанников должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу
Проект реализуется в три этапа. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
• обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы с семьёй.
В ходе основного (второго) этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.
Механизм реализации:
План реализации Пути решения, результаты
Подготовительный этап
1. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми 1. Провести анкетирование родителей по организации дополнительных образовательных услуг
2. Оформить родительские уголки
3. Провести День открытых дверей
Основной (второй) этап
1. Установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса
1.1 Оформить домашнюю игротеку.
2.1 Организовать проведение праздников
3.1 Организовать походы и экскурсии
4.1 Оформить совместные фотовыставки и выставки творческих работ:
Фотовыставка «Моя семья»
Выставка работа из нетрадиционного материала «Новый год на порог»
«Планета детства» ко Дню защиты детей.
«Осенняя фантазия». Выставка поделок из природного материала.
2. Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом
1.2 Собрать библиотеку для родителей
2.2 Провести диагностирование состояние здоровья семей и консультирование по вопросам воспитания, обучения и сохранения здоровья детей.
3.2 Провести ежеквартальные родительские собрания.
3. Наглядное информирование родителей:
1.3Об истории и традициях ДОУ сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми,
2.3О возрастных особенностях дошкольников,
3.3О значении семейного воспитания,
4.3О творческих способностях детей дошкольного возраста
4. Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и ДОУ
1.4 Семинар – практикум «Как помочь своему ребёнку»
2.4 «Ваш ребёнок первоклассник. Новые обязанности и первые трудности»
3.4Деловая игра «Поговорим о развитии речи вашего ребёнка
4.4Совместные праздники и развлечения
5.4»Папа,мама, я – музыкальная семья» - семейный конкурс
Заключительный (третий) этап
1. Итоги,
перспектива В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. выявляться образовательные потребности семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Результаты работы над проектом можно представить следующим образом.
Работа с семьёй в группе способствует:
• Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
• Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
• Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
• Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
• Обобщению опыта семейного воспитания
• Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями
• Формированию коллектива педагогов и родителей- единомышленников,
• Повышению доверие к педагогам,
• Снижению количества семей группы риска.