Светлана Богомаз
Проект для старшей группы «Берегите птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для старшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад присмотра и оздоровления №1 «Гуси – лебеди» города Сельцо Брянской области
ПРОЕКТ
по формированию целостной картины мира
в старшей группе
"Берегите птиц"
Руководитель проекта :
воспитатель старшей группы Богомаз Светлана Владимировна
Сроки проведения январь – февраль 2013г.
Цель: формирование экологического мышления и воспитание экологической культуры
Задачи:
Публикация «Проект для старшей группы „Берегите птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Расширять и обобщать знания детей о птицах.
2. Учить устанавливать связи единства и взаимосвязи в природе.
3. Совершенствовать навыки поисково – исследовательской деятельности в общении с объектами природы для развития речи и психологических процессов.
4. Формировать практические навыки гуманного отношения к объектам живой природы на основе имеющихся представлений: быть доброжелательным к живым существам, эмоционально отзываться на их состояние; иметь интерес к живым объектам; стремиться осуществлять с ними позитивное взаимодействие; желание и умение заботиться о живом, создать необходимые для жизни условия.
5. Воспитывать позитивный интерес и формировать навыки учебной деятельности.
6. Оптимизировать детско – родительские отношения на основе совместной общественно значимой деятельности.
Этапы реализации проекта
№ п/п Тема мероприятия Формы работы
1 Птицы нашего края Занятие
Программное содержание: расширять и углублять знания детей о птицах нашего края, воспитывать желание помогать птицам, заботиться о них, оберегать.
Подбор картин иллюстраций по данной теме.
2 Домашнее задание родителям и детям Составление загадок, сказочных текстов, описательных рассказов, о птицах.
3 1. Наблюдения за птицами
2. Беседа 1. Прогулки, целевые прогулки в сквер, в лес.
2. О зимующих птицах
Как зимуют наши пернатые друзья?
Для чего нужна Красная Книга.
Домашние птицы.
4 Организация выставки художественной и познавательной литературы в группе.
Чтение художественной и познавательной литературы, беседы о прочитанном, заучивание стихов, закличек, пословиц, поговорок, народных примет о птицах.
5 Совместная деятельность воспитатель -дети -родители Организация выставки детских рисунков, книг – самоделок.
6 Проблемные и образовательные ситуации:
а) от чего страдают птицы в городе? в лесу? (у реки, в болоте)
б) с какими трудностями встречаются перелетные, кочующие птицы?
в) какие трудности могут возникнуть у птиц в период вывода потомства?
г) что случится на земле, если не станет птиц?
д) как мы можем помочь птицам?
7 «Берегите птиц» Конкурс на лучший проект охранного знака, плаката
8 Акция «Берегите птиц» Конкурс на лучную кормушку для птиц сделанную совместно с родителями дошкольников
9 Детская продуктивная деятельность Рисование «Кормушка для птиц»;
Аппликация «Сказочная птица»;
Изготовление альбома «Перелетные и зимующие птицы»;
Лепка «Синицы и снегири».
Создание альбома «Птицы разных стран».
Создание альбома «Красная книга Брянщины».
10 1. Подвижные игры
2. Дидактические игры 1. Птичий базар «Журавль» - осетинская народная игра, «Птицелов»; «Гуси» - кабардинская игра, «Сокол и лиса», «Птичка», «Ястреб и утки»
2. «Кто где живет»;
«Зимующие и перелетные»;
«Летает, плавает, бежит»;
«Откуда птица прилетела»?»;
«Чей клюв?»;
«Узнай по следу»;
Результаты проекта
К проекту разработан пакет документации и информационные материалы;
В проектную совместную деятельность вовлечены родители:
1. Совместная работа родителей с детьми по сбору материала к данной теме проекта :
- загадки,
- описательные рассказы о птицах.
2. Совместная работа родителей с детьми по изготовление книг – самоделок.
3. Смотр – конкурс в старшей группе на лучший проект охранного знака, плаката. Участники – семьи воспитанников группы.
4. Смотр – конкурс на лучную кормушку для птиц. Старшая группа. Совместная работа с родителями.
5. Презентация проекта «Берегите птиц» : фотоотчет.
6. Выставка детских рисунков на конкурсе в ДОУ «Покормите птиц зимой»
7. У воспитанников возник устойчивый интерес к творческой, поисково-
исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного
творческого мышления; повысился уровень экологической культуры воспитанников;
8. Предметно-развивающая среда группы обогащена материалом по экологии;
расширено методическое обеспечение экологического образования в ДОУ.
Конспект занятия «Птицы нашего края»
Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении к среде обитания; обогащение словарного запаса; активизировать внимание и память (через элементы раскрашивания запоминать внешний облик птицы); учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материалы: иллюстрация с изображением дятла; магнитофон, фонограмма с барабанной дробью, которую издаёт дятел; раскраски, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель:
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это… (птица).
- Сегодня ребята, мы будем говорить о птице нашего края. Что это за птица, вы узнаете чуть позже. А сейчас я предлагаю ответить на один вопрос: какие птицы обитают в нашем краю? (ответы детей)
- А сможете ли вы отгадать, о каких птицах идёт речь в этих загадках?
Озорной мальчишка Эта птица никогда
В сером армячишке Для птенцов не вьёт гнезда
По двору шныряет, Сядет где-то на суку
Крошки собирает. И кричит: «Ку-ку, ку-ку!»
Ответы детей. (Воробей) Ответы детей. (Кукушка)
Не сверкает опереньем, Зимой на ветках – яблоки!
Не приятен он на вид, Скорей их собери!
А чудесным звонким пеньем Но вдруг вспорхнули яблоки,
Всех на свете удивит. Ведь это –… (Снегири)
Можно слушать без конца
Знаменитого певца. А кого в лесу недаром
Ответы детей. (Соловей) Называют санитаром?
О себе загадку вам
Кто летает, кто стрекочет – Загадать он хочет сам:
Рассказать нам новость хочет? - По деревьям я скачу,
Ответы детей. (Сорока) Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук!
Где тут, где тут
Вредный жук?
Ответы детей. (Дятел)
- Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.
Набухают быстро почки,
Появляются листочки,
Всюду гомон, птичья трель –
Это в лес пришёл апрель.
Звонкий хор весёлых птичьих голосов пришёл в лес вместе с весной. Щебетание и посвистывание перекликаются с громкой барабанной дробью. Включить послушать фонограмму как дятел долбит клювом по стволу. Кто же это барабанит в лесу?
Ответы детей. (Дятел)
- Да, барабанную дробь выбивает своим крепким клювом большой пёстрый дятел.
Это он присел на сук
И стучит: тук-тук, тук-тук!
(Рассматривание изображение дятла)
- Ребята, а кто из вас видел дятла? Как он выглядит? Расскажите. (Рассказы детей.)
- Посмотрите на картинку. Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него чёрная. Крылья тоже чёрные, но с белыми крапинами. Брюшко этой птицы белое с чёрными крапинами. А на голове у дятла ярко-красное пятно, точно беретик. Хвост у него большой и упругий. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Провести физкультминутку «Зарядка» :
Мы ногами – топ-топ,
Мы руками – хлоп-хлоп. Движения выполняются по содержанию текста.
Мы глазами – миг-миг. Руки на поясе, моргаем глазами.
Мы плечами – чик-чик. Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Раз – сюда, два – туда, Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Движения выполняются по содержанию текста.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора! Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить.
- У дятла большой и крепкий клюв. С его помощью он может сделать дырочку в достаточно твёрдом стволе дерева. А язычок у дятла длинный, иначе трудно было бы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры.
Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Чтобы выдолбить себе большое гнездо, ему потребуется около двух недель. Весной в этом дупле появятся у дятла птенцы. Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут выкармливать их мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Но вскоре птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм.
Целый день дятлы перестукиваются в лесу, отыскивая, чем бы прокормиться. Всё лето он кормится насекомыми, а наступит зима – чем ему кормиться? (Предположения детей).
Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают именно потому, что вместо живого корма (насекомых) – есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семенами. Сорвёт дятел шишку, закрепит её в расщелине дерева, начнёт своим крепким клювом вылущивать из шишки вкусные семена. Часть семян уронит – не беда! Вслед за дятлом прилетят к тому месту другие птицы и начнут подбирать упавшие на снег семена. Оказывается, дятел не только о себе заботится.
- Ребята, перед вами лежат раскраски, с изображением дятла, я предлагаю вам раскрасить их цветными карандашами.
Рассмотреть раскрашенных дятлов.
- Ребята, что же нового, интересного вы узнали о дятле?
(Рассказы детей).