МААМ-картинки

Проект «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»

Елена Чугурова
Проект «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»

Вашему вниманию предлагается педагогическая работа на данную тему.

2 слайд.

На современном этапе развития дошкольного образования актуальной остаётся проблема психолого – педагогической компетентности родителей. Современный детский сад призван стать «детско – родительским центром», где каждая семья найдёт поддержку и помощь в столь трудном вопросе, как воспитание детей. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей регламентируется основными законодательными документами: Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о ДОУ», Федеральными государственными требованиями.

Публикация «Проект „Повышение психолого-педагогической компетентности родителей“» размещена в разделах

Таким образом, сложившаяся ситуация и существующие противоречия в развитии компетентности родителей и их сотрудничестве с детским садом являются актуальными, что и определило тему исследования.

3 слайд.

Объект исследования

Предмет исследования

4 слайд.

Цель исследования

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи.

5 слайд.

Гипотеза исследования

Методы исследования

6 слайд.

Теоретико-методологическую основу работы составляют психолого-педагогические исследования проблем семьи и условий эффективного взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями в воспитании и развитии ребенка

7 слайд.

На современном этапе развития педагогической науки всё ещё не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Сложность их состоит в синонимической близости понятий, но тем неменее их необходимо различать. Эти понятия рассматриваются и разными учёными. Можно сделать вывод: мнения всех учёных сводится к тому, что компетенция – это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствию лица, занимаемому месту, «времени», способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями и ожиданиями.

8 слайд.

Существую признаки компетентности и критерии педагогической компетентности родителей.

9 слайд.

Основной задачей взаимодействия является просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей, выработка общих тенденций и направлений процесса становления и развития ребёнка. Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи – использование активных и интерактивных форм. Цель активных форм – обогащение родителей педагогическими знаниями. Цель интерактивных форм – повышение готовности родителей к сотрудничеству с воспитателем и детским садом. Таким образом, положительный результат развития компетентности родителей может быть достигнут при применении разных форм и единого образовательного пространства, подразумевающего совместную деятельность воспитателей и родителей на протяжении дошкольного детства ребёнка.

10 слайд.

Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.

Сотрудничество в совместной деятельности воспитателей и родителей осуществляется в основном через:

•открытость детского сада для семьи;

•сотрудничество воспитателей и родителей в воспитании детей;

•создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

•диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Подводя итог, можно утверждать, что, в основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи лежит совместная деятельность, то есть совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Исследование на выявление уровня педагогической компетентности родителей проходило на базе детского сада №7 «Огонёк», в 1 младшей группе «Солнышко» и были использованы следующие методы:

- анкетирование родителей,

- тестирование и опрос родителей,

- наблюдение воспитателем за взаимодействием родителей и детей во время приёма и ухода детей.

По данным составленного демографического паспорта выявилось: имеются дети из полных и неполных семей.

В результате наблюдений по форме фиксации А. В. Козловой и Р. П. Дашеулиной за взаимодействием родителей и детей во время приёма и ухода домой показали следующее: большинство родителей спокойно общались со своими детьми, а некоторые родители в виду своей занятости и нехватки времени старались быстрее передать ребёнка воспитателю утром, вечером быстрее забрать ребёнка из детского сада.

Для определения характера взаимоотношений с ребёнком родителям был предложен тест Е. А. Тарасова. Результаты тестирования родителей оказались следующими: большинство родителей охарактеризовали себя как прекрасного родителя, воспитателя, а остальные родители в основном правильно воспитывают своего ребёнка, но всё же им необходимо проявлять больше заботы, по отношению к нему.

11 слайд.

Так же был проведён с родителями тест - опросник родительского отношения (ОРО) А. Варяги, В. В. Столина на выявление родительской компетентности, результаты которого показали следующее: большинство родителей являются компетентными в воспитании своих детей.

12 слайд.

Родителям была предложена анкета «Сотрудничество детского сада и семьи» Солодянкиной О. В., которая сориентировала в педагогических потребностях семей группы. Результаты оказались следующими: родители готовы сотрудничать с детским садом, выбрав самые интересующие их формы сотрудничества и наглядной информации.

13 слайд.

По результатам исследования родителей первой младшей группы детского сада №7 «Огонёк» можно сделать вывод о том, что необходимо повышать уровень педагогической компетентности родителей, учитывая типологию их семейного воспитания и потребностей родителей в сотрудничестве с данным дошкольным учреждением.

Поэтому необходимо было спроектировать организацию совместной деятельности воспитателя детского сада и семьи, способствующую развитию педагогической компетентности родителей.

В проекте представлены такие мероприятия, как: общие групповые собрания, анкетирование родителей, всеобучи с приложением слайд – презентации и проведением дискуссии, день открытых дверей, открытый просмотр занятий, посещение детей на прогулке, наблюдение за детьми в группе в разные режимные моменты, приглашения на досуговые мероприятия, досуговая деятельность, проведение праздников, клуб по интересам, индивидуальные и групповые консультации и беседы, памятки для родителей, наглядная информация, совместная деятельность воспитателей, родителей и детей.

14 слайд.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи.

Данный проект будет интересен воспитателям ДОУ в целях развития компетентности в вопросах воспитания у родителей.

15 слайд.

Основной целью проекта «ДОУ и семья – два берега одной реки» является повышение педагогической компетентности родителей посредством организации совместной деятельности воспитателя и семьи.

Основными задачами проекта являются:

1. активизация потребностей родителей в сотрудничестве с детским садом;

2. педагогическое просвещение родителей для развития у них компетентности в воспитании детей, учитывая типологию семейного воспитания;

3. сотрудничество воспитателей и родителей в совместной деятельности с дошкольным учреждением.

Ожидаемые результаты:

-родители привлечены к активному участию в воспитательно – образовательном процессе;

-удовлетворены потребности родителей в разных формах взаимодействия с воспитателем и детским садом;

-семьи сотрудничают с дошкольным учреждением;

-повышен уровень развития компетентности родителей.

Формы организации сотрудничества – групповая и индивидуальная работа с родителями.

Проект «ДОУ и семья – два берега одной реки» рассчитан на 1 год.

Особенности проведения совместных мероприятий:

предварительная работа, которая включает:

- родительские собрания;

- всеобучи;

- анкетирование родителей;

-дискуссия;

- наглядная информация;

- индивидуальные беседы, консультации;

-«День открытых дверей»;

-открытое занятие;

- фотовыставки;

-«Почтовый ящик».

16 слайд.

В процессе разработки были частично апробированы формы организации совместной деятельности с родителями, направленные на развитие их педагогической компетентности.

В рамках подготовки совместного мероприятия «Весёлые старты» было проведено родительское собрание на тему «Чем играют наши дети?». Цель: обогащение родителей знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушки, значении игрушки и её роли в игре ребёнка.

Также с целью подготовки к проведению совместного досуга был проведён педагогический лекторий для родителей на тему «Здоровье – забота общая», исходя из выявленных проблем анкетирования родителей «Здоровье ребёнка – забота общая!».

Цель данного мероприятия:

-привлечь внимание родителей к проблеме здоровья малышей и вооружить их необходимыми знаниями;

-обучить приемам и методам оздоровления детей: гимнастика, закаливающие процедуры, ознакомить с лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду;

-пропаганда передового опыта семейного воспитания по физической культуре;

-формирование мотивации родителей на здоровый образ жизни.

С родителями данной группы и всего детского сада проведено досуговое мероприятие «Весёлые старты», приуроченное к празднику «День защитника Отечества».

Цели данного мероприятия были следующими:

- пропаганда здорового образа жизни;

- привлечение родителей к досуговой деятельности ДОУ;

- выявление активных родителей;

- установление тёплых и неформальных отношений между воспитателями и родителями;

- осуществление тесной связи между дошкольным учреждением и семьёй по физическому воспитанию;

- развитие благотворного влияния на взаимоотношениях в семье.

На наш взгляд, проведённые мероприятия в целях подготовки к совместному досуговому мероприятию «Весёлые старты» активизировали родителей в сотрудничестве с детским садом, основанный на открытости и доверительности в отношении к детям и воспитателю детского сада, а также развитию компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и понимания ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод: при апробировании мероприятий, в ходе которых имело место частичное подтверждение гипотезы: если спроектировать организацию совместной деятельности воспитателя с семьей, с учетом типологии семейного воспитания и потребности родителей в развитии взаимодействия с воспитателем ДОУ, то это будет способствовать педагогической компетентности родителей.

Публикации по теме:

Конкурс «Лучшая Карнавальная маска»Конкурс «Лучшая Карнавальная маска» Цели и задачи проведения конкурса: -приобщение родителей к участию в жизни детского сада; -повышение родительской компетентности в процессе.

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»
Опубликовано: 1 октября 2013 в 10:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД