Наталья Шляпина
Проект «Доброе слово путь к сердцу откроет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Доброе слово путь к сердцу откроет»
Выполнила:
Воспитатель первой квалификационной категории Шляпина Н. С.
«Доброе слово путь к сердцу откроет»
«Дети – увеличительные стёкла зла. Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, т. к. последнее для детей привычнее, чем первые…».
Л. Н. Толстой.
Тип проекта : среднесрочный проект.
Публикация «Проект „Доброе слово путь к сердцу откроет“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : 4 недели.
Участники проекта : воспитанники младшей группы, воспитатели, родители, воспитанники подготовительной к школе группы.
Краткая аннотация проекта.
Разработанный нами проект является одним из этапов непрерывной и систематической работы по формированию и развитию нравственной культуры дошкольника, усвоению им общепринятых правил и норм поведения в обществе. Работа осуществлялась через интеграционную, творческую деятельность в процессе привлечения разнообразных форм и методов работы, направленных на расширение творческих и познавательных способностей детей, активации речевого общения.
Актуальность работы.
Дошкольный возраст – время, когда закладываются основы личности, когда понятие «рост» и «развитие», происходящие одновременно, дают наибольший результат. Нравственное развитие ребенка, начавшееся с самого раннего возраста, определяет, каким человеком он вырастет, и в конечном итоге, в каком обществе мы будем жить. И перед родителями, и перед педагогами стоит очень жизненно важная и очень непростая задача: сформировать и развить человеческое в наших детях, научить их правилам общения в социуме, сделать устойчивыми к негативным влияниям окружающих.
Несомненно, положительные результаты в этой нелегкой работе могут быть достигнуты только при соблюдении принципов целенаправленности и систематичности, реализуемых с самого раннего возраста. Технология проектной деятельности, позволяющая привлечь разнообразные формы, методы работы, направленная на личностное развитие ребенка – дошкольника, позволяет, на наш взгляд, добиться наибольшей эффективности педагогической деятельности.
Проблема исследования.
С каждым годом для педагогов ДОУ все более острой становится проблема несформированности навыков коммуникативной культуры дошкольников, незнание детьми элементарных формул речевого этикета. Дети, испытывающие затруднения в общении, не умеющие поприветствовать друг друга, поблагодарить, попросить прощения, испытывают значительные сложности в установлении контакта со сверстниками. Не находя друзей, становятся замкнутыми, необщительными, подчас – агрессивными.
Отсюда особую важность приобретает обучение детей всему, что связано с этикетом, наполнение детского словаря «формулами вежливости».
Цель проекта :
Создать условия для усвоения и активного использования детьми младшего дошкольного возраста норм и правил речевого этикета.
Задачи проекта :
- продолжить работу по формированию коммуникативной культуры и нравственных качеств личности дошкольников;
- продолжить работу по развитию творческих способностей дошкольников через использование продуктивных видов деятельности;
- продолжить работу по взаимодействию старших и младших дошкольников через совместную игровую и театрализованную деятельность;
- сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей правил речевого этикета в условиях взаимодействия семьи и детского сада;
- пополнить предметно – развивающую среду группы по этическому развитию младших дошкольников (создать в группе центр вежливости).
План мероприятий по реализации проекта :
I Подготовительный этап
1. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
2. Подобрать иллюстрации, картотеку дидактических и подвижных игр.
3. Создать медиатеку по теме проекта.
4. Пополнить предметно – развивающую среду группы (разработать содержание центра вежливости в группе, подобрать необходимые для его оформления игры и игровые материалы с целью обучения детей бесконфликтному общению).
5. Разработать план реализации проекта, содержание конспектов организованной образовательной деятельности, линии взаимодействия по реализации проекта с родителями.
6. Подготовить консультации для родительского уголка, разработать содержание родительского собрания по теме.
II этап – Практический этап.
Организованная образовательная деятельность по теме.
1. Знакомство. Цель: формирование умения устанавливать контакты с помощью вежливых слов.
2. Этикет и время. Цель: формирование умения применять формулы речевого этикета в течение дня.
3. Сказка о воспитанных ребятах. Цель: формирование умения употреблять слова благодарности.
4. Идем в гости. Цель: формирование умения применять формулы речевого этикета общении в гостях.
5. Законы дружбы. Цель: формирование представлений о взаимопомощи, принятии чужих чувств с помощью формул речевого этикета.
6. Моя вежливая семья. Цель: формирования у детей представления о необходимости быть вежливым с членами своей семьи.
Совместная с педагогами и самостоятельная деятельность детей.
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Правила поведения для малышей».
Сюжетно-ролевые игры: «В детском саду», «День рождения Незнайки», «В гости к зайчатам», «Поездка на автобусе», «За покупками», «Чаепитие».
Познавательное развитие:
Беседы по теме: Нужно ли говорить «Здравствуйте»? «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые дела», «Волшебные слова - почему они волшебные», «Зачем нужно благодарить близких?».
Рассматривание плаката:
«Хорошие манеры для малышей».
Речевое развитие:
Заучивание пословиц : «Добрые слова дороже богатства», «Ласковое слово лечит».
Загадки про вежливые слова.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок : «Вежливый мышонок».
Чтение стихов и сказок о доброте и вежливости. Чтение и обсуждение пословиц о вежливости.
(О. Емельянова «Вежливые слова», С. Маршак «Ежели вы вежливы», В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Вежливые слова» ,М. В. Поздеева «Сказка о вежливых словах», В. Юсупов «Простите», Ирис Ревю «Сказка про невоспитанного мальчика», С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»).
Просмотр мультфильмов «Мишка задира», «Лунтик- уроки вежливости», «Уроки Тетушки Совы», «Леопольд», «Волшебное слово», «Шишкин лес».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Подарки для зайчат»,
Аппликация: «Праздничные салфетки».
Лепка: «Угостим куклу Таню баранками», «Конфеты для Незнайки».
Прослушивание песен «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной», «Песенка Алеши про вежливые слова».
Физическое развитие:
Подвижная игра: «Если дружно нам живётся», «Подружились», «Веселые зайчата», «Повторяй за мной».
Взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста.
Драматизация детьми подготовительной к школе группы сказки «Невоспитанный мышонок».
Составление воспитанниками старших групп «Азбуки вежливости» для малышей.
Совместное участие в празднике вежливости.
Взаимодействие с родителями.
Консультации: «Как вести себя в общественных местах», «Причины плохого настроения», «Вежливость воспитывается вежливостью»
Рисование совместно с ребенком по теме: «Спасибо моим близким».
Оказание посильной помощи в создании центра вежливости (участие в изготовление игровых атрибутов, развивающего игрового оборудования своими руками).
III этап – Заключительный.
Организованная образовательная деятельность по теме.
Итоговая ООД: праздник вежливости. Цель: закрепление полученных знаний о различных формулах речевого этикета, развитие навыков общения.
Совместная с педагогами и самостоятельная деятельность детей.
Создание видеоролика для родителей по теме: «Доброе слово путь к сердцу откроет».
Аппликация «Подарки для самых любимых».
Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Изготовление детьми старшего дошкольного возраста книги для малышей «Азбука вежливости».
Взаимодействие с родителями.
Совместное с детьми родительское собрание: творческий вечер «Моя вежливая семья»
Список литературы.
1. Буре Р. С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.
2. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Курочкина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 223 с.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016.- 80 с.
4. Организация деятельности по формированию культурно– гигиенических навыков и этикета : младшая и средняя группы / сост. О. И. Бочкарева. – Волгоград : Корифей, 2008. – 96 с.
5. Усачев А. А. Программа развития и обучения дошкольника. Этикет : если вы собрались в гости : 5–7 лет / А. Усачев. – М. : ОЛМА–Пресс, 2002. – 62 с.