Анна Нежмединова
Проект «Дружба начинается с улыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : психолого – педагогический.
Участники: дети старшей группы, воспитатели группы, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, родители.
Масштаб: долгосрочный, учебный год.
Основание для разработки:
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.
Публикация «Проект „Дружба начинается с улыбки“» размещена в разделах
Цель: Формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в группе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе детского сада;
3. Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;
4. Формировать умение ограничивать свои желания, учить считаться с желаниями окружающих сверстников и родителей, умение сопереживать.
План реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
- изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно – методический и дидактический материал: игры, упражнения, детскую художественную литературу по проблеме.
- выявить уровень благополучия детей в группе по методикам «Секрет», разработанной Т. А. Репиной (выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия);
- проанализировать совместно с психологом результаты обследования детей, определить психолого-педагогическую работу с детьми.
Ответственный: воспитатели группы, педагог- психолог.
2 этап – технологический:
- создание необходимой предметно-развивающей среды: организация психологического уголка в группе, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы;
- разработка материала, картотеки игр и упражнений на обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, бесконфликтному общению, повышению самооценки, навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;
- подготовка аудиозаписей разнообразных музыкальных произведений, видеотеки мультфильмов с сюжетами по формированию нравственных качеств;
- разработка перспективного плана по реализации проекта;
- разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности.
Ответственный: воспитатели, педагог- психолог, инструктор ФИЗО.
3 этап – внедренческий:
Реализация проекта :
сроки задачи содержание
сентябрь - воспитывать интерес к окружающим детям;
- развивать чувство понимания и потребности в общении со сверстниками. - Беседа «Если с другом вышел в путь»;
- Игровые упражнения «Кто первым поздоровается?»;
- Чтение художественной литературы «Урок дружбы», «Настоящий друг» М. Пляцковского.
октябрь - развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях. -Дидактическая игра «Наши добрые слова»;
-Инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»;
- продуктивная деятельность, рисование «Рисунок другу»;
- спортивные игры – эстафеты;
- Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей».
ноябрь - развивать умение контролировать свое эмоциональное состояние в процессе
общения со сверстниками;
- формирование доверия к собеседнику. - Беседа «Драться или договариваться»;
- Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»;
-Фотовыставка «А мы бываем вот такие» (фотографии детей группы в повседневной деятельности с разными
эмоциональными настроениями);
- психологические игры на развитие самоконтроля.
декабрь - продолжать учить быть внимательным к чувствам и желаниям других детей,
передавать свои положительные эмоции другим. - Дидактические упражнения «Угадай мое настроение»,
«Передай свое настроение»;
- Продуктивная деятельность (ручной труд) «Подарки моим друзьям»;
- Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей».
январь - развивать навыки совместной деятельности детей и родителей;
- развивать умение распознавать положительное и отрицательное в поведении
человека;
- развивать творческие способности, воображение;
- укреплять дружеские взаимоотношения в процессе продуктивной деятельности. - Совместная деятельность детей и родителей – выпуск
мини-газет «Нарисуй пословицу о дружбе»;
- Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?»
- Чтение художественной литературы: русской народной
сказки «Лиса и журавль», эстонской сказки «Каждый свое получит»;
- совместное с родителями, катание на санках, игры
в снежки.
февраль - продолжать обучать детей речевым средствам общения,
- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения. - Беседа «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто
уступает»;
- Вечер подвижных игр «Подарки», «Позови ласково»; игры-соревнования, эстафеты;
- игры, обучающие сотрудничеству «Доброе животное», «Маленький остров»;
- Праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»;
- Продуктивная деятельность (рисование) «Нарисую друга»;
- Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»;
- Чтение художественной литературы: стихи С. Маршака
«Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»;
- Спортивное развлечение с применением парной
гимнастики.
март - обучать детей различать эмоциональные состояния героев художественных
произведений и сказок по особенностям речи, жестов, мимики, движений. - Чтение художественной литературы рассказ
А. Ахундова «Красивая девочка»;
- Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы»;
- Инсценировка и показ детям младшей группы сказки
«Заюшкина избушка».
апрель - воспитывать межличностные отношения с окружающими взрослыми и
сверстниками. - Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»;
- Продуктивная деятельность (рисование портретов)
«Отгадай моего друга»;
- родительское собрание по теме «Старый друг лучше новых двух»;
- Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей».
май - учить детей высказывать мнение о своих друзьях,
- развивать чувство эмпатии и толерантность к окружающим сверстникам и взрослым. - Развлечение «В кругу друзей»;
- Беседа «нам гости пришли» - рассказы родителей о своих школьных друзьях;
- Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь»,
«Паутина», «Путаница», «Обруч», «Дорожка препятствий».