Ольга Жога
Проект «Его Величество-Оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Его Величество Оркестр»
Краткосрочный открытый проект в подготовительной группе
Автор проекта : Жога Ольга Валерьевна, МБДОУ №3 «Теремок»
Тип проекта : групповой, информационно-творческий, краткосрочный, включает ребёнка и культуру, осуществляется в контакте с ДШИ.
Возраст: дети 6-7 лет- выпускники ДОУ.
Проблема: у детей недостаточно сформировано представление об инструментах симфонического оркестра.
Обоснование проблемы:
1. недостаточное внимание к этой теме в перспективном планировании,
Публикация «Проект „Его Величество-Оркестр“» размещена в разделах
2. поверхностные знания детей о классическом музыкальном инструментарии,
3. несформировано представление детей о том, где обучают игре на инструменте (муз. школа, училище, консерватория) и кто там может учиться.
Цель: расширить знания детей о различных группах инструментов в оркестре, сформировать представление о том, как обучают музыке, вызвать желание учиться игре на каком- либо музыкальном инструменте в перспективе.
Задачи:
1. целенаправленно знакомить детей с основными инструментами разных групп симфонического оркестра (внешний вид, звучание)
2. обогатить эмоциональную сферу детей накоплением новых слуховых впечатлений, развивать навык различения тембров инструментов в оркестре, расширить словарный запас,
3. дать представление о ступенях обучения игре на инструменте,
4. совершенствовать актерское мастерство детей, двигательно- импровизационные навыки.
Выполнение проекта :
В начале и в конце проекта провести исследовательское наблюдение детей во время нод в разделе «Восприятие музыки» и беседы в группе на тему: «Какие инструменты ты знаешь?»
Решение поставленных задач:
1. знакомство детей с инструментами во время непосредственно-образовательной деятельности, накопление слуховых впечатлений,
2. знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и Волк»
3. изготовление рисунков, поделок на тему симфонической сказки «Петя и волк», оформление выставки в музыкальном зале,
4. открытая драматизация сказки «Петя и волк»
5. проведение экскурсии в ДШИ, организация концерта ДШИ в ДОУ.
Результаты проекта :
1. участие % детей,
2. результаты мониторинга и постопроса показали возросший уровень знаний детей по заявленной проблеме, выявили желание некоторых детей учиться игре на инструменте,
3. фотоотчёт проекта и выставка работ детей.
Цикл непосредственно-образовательной деятельности с детьми по теме проекта.
1. «Симфонический оркестр и его инструменты»
(Концерт-беседа)
-Музыку часто сравнивают с морем, говоря о ней «море звуков», «океан звуков», но если проследить течение всех музыкальных ручейков и рек, то выясниться, что все они берут своё начало из одного истока, имя которому-ОРКЕСТР. Что же такое оркестр? Попросту говоря- это «хор» музыкальных инструментов. Их МНОГО, но звучат они ВМЕСТЕ.
-На протяжении нескольких занятий мы с вами слушали «Неаполитанскую песенку» П. И. Чайковского из «Детского альбома». Она звучала в исполнении одного инструмента- фортепиано, а теперь послушаем, как звучит эта пьеса в исполнении симфонического оркестра.
-Вы заметили, насколько богаче, разнообразнее стало звучание знакомой пьесы в исполнении оркестра. Это стало возможным благодаря совместному звучанию инструментов в оркестре. Какие же это инструменты? А какие вы уже знаете?
ответы детей
-Одним из первых названных вами инструментов была скрипка. И это неслучайно. Скрипка- один из самых известных и любимых всеми инструментов. В оркестре скрипок целая семья и у всех разные имена. Самая маленькая по размеру так и называется- скрипка., у скрипки чуть побольше имя- альт, ещё больше альта- виолончель, у неё густой, насыщенный, очень певучий голос, а самая большая скрипка- контрабас.
Педагог демонстрирует иллюстрации инструментов и муз. фрагменты с их звучанием.
-Есть в оркестре ещё две группы инструментов и названия их похожи-
ДЕРЕВЯННО_ ДУХОВЫЕ и МЕДНО_ ДУХОВЫЕ
но мы никогда не спутаем голос поющего дерева и поющего металла.
Флейты, гобой, кларнет и фагот- деревянно- духовые.
Труба, валторна, тромбон и туба- медно- духовые.
Деревянно-духовые инструменту также похожи между собой: все они напоминают дудочки разных размеров, а от размера зависит высота звука. Медно- духовые- это трубы разных размеров, формы и силы звука.
Демонстрация иллюстраций и фрагментов звучания инструментов
В оркестре также звучат и ударные инструменты- различного размера барабаны, бубны, металлические тарелки. (иллюстрации, звучание)
Иногда в оркестре используется звучание арфы, старинных инструментов, а для фортепиано с оркестром композиторы сочиняют целые концерты (иллюстрации, звучание).
-А сейчас вы услышите, как звучат все наши новые знакомые вместе.
2. «Музыкальные инструменты в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк»
- Во время нашей прошлой встречи мы с вами узнали, что такое симфонический оркестр и как много инструментов в нём, как дружно и согласно они поют под руководством дирижера. Но как же нам различить, где и какой инструмент звучит? Задача эта сложная и чтобы помочь нам композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку, которую испорлняет симфонический оркестр. Прокофьев написал её специально для детей и не просто для того, чтобы развлечь их музыкой, а для того, чтобы научить ребят слушать звучание симфонического оркестра, узнавать разные инструменты, прислушиваясь к тому, как и что оркестр может выражать.
Прежде чем мы приступим к слушанию сказки, я хочу вам рассказать немного о композиторе С. С. Прокофьеве. Он родился больше ста лет назад. Ещё совсем маленьким он полюбил музыку и как другие мальчики рисуют домики и машинки, он везде рисовал ноты и музыкальные знаки. Родители, заметив увлечение мальчика, стали обучать его музыке и уже к 13 годам он поступил в консерваторию- музыкальный институт. Закончив обучение в консерватории Прокофьев стал композитором и дирижеров, кроме того он очень хорошо играл на фортепиано.
Симфоническую сказку «Петя и волк» Сергей Прокофьев написал уже будучи известным композитором, более 70 лет назад, но она до сих пор нравится и любима детьми. Давайте же и мы познакомимся с этим чудным произведением. Как я уже сказала, называется сказка «Петя и волк». Главный герой здесь мальчик Петя, но есть и другие персонажи: Птичка, Утка, Кошка, Волк, а также Дедушка и Охотники. Каждый герой сказки изображается своим инструментом в оркестре.
Познакомимся с Птичкой- её тему в оркестре исполняет флейта (иллюстрация и фрагмент звучания). Флейта звучит высоко, передавая весёлое чириканье птички.
А вот Утка- она ходит по земле вперевалочку и голос у неё другой- она крякает. В музыке это хорошо слышно, а исполняет тему утки тоже медно- духовой инструмент- гобой.
Следующей в сказке появляется Кошка, она незаметно следит за Уткой и Птичкой. Тему Кошки исполняет кларнет.
Самый низкозвучащий духовой инструмент- фагот- исполняет тему Дедушки. Дедушка сердится и тема его тоже ворчливая и сердитая, Дедушка старенький и его тема звучит неспеша и чуть прихрамывая.
3 медно- духовых валторны изображают Волка, музыка пугающая и немного зловещая, слышны волчьи завывания (иллюстр. и звучание).
Ударные инструменты- литавры и большой барабан передают приближение Охотников, они стреляют из ружей.
Тему Пети – главного героя сказки- исполняют струнные инструменты- скрипки, альты и виолончели. Эта тема похожа на песню- светлую, весёлую и энергичную.
А теперь мы ещё раз услышим темы героев сказки и попробуем под музыку изобразить Птичку, Утку, Кошку, Волка и ворчливого Дедушку.
3. «Знакомство со сказкой «Петя и волк»
-Ранее мы с вами познакомились с различными инструментами, которые составляют вместе симфонический оркестр и теми инструментами, которые участвуют в музыкальной сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Каких персонажей этой сказки вы запомнили? Какие инструменты передают образы героев?- ответы детей.
- Да, необычность этой сказки в том, что она рассказана с помощью музыки, а у каждого героя есть свой музыкальный инструмент и своя тема. Флейта передаёт образ весёлой Птички, валторна- злого, хитрого Волка, фагот- образ Дедушки. Ну, а теперь будем слушать сказку.
4. Интегрированная непосредственно- образовательная деятельность по симф. Сказке С. Прокофьева «Петя и волк»
Зал оформлен декорациями к сказке: домик, деревья, плетень с калиткой, приготовлены маски и элементы костюмов персонажей, расставлены столы с необходимыми принадлежностями для творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) Перед детьми иллюстрации к сказке «Петя и волк».
Ход н. о. д.
Звучит тема Пети из симфонической сказки, дети спокойно входят в зал. Педагог предлагает им сесть на стульчики возле стены. Проводится беседа на повтор и закрепление у детей знаний содержания прошлых встреч.
Какую симфоническую сказку мы с вами слушали? Кто её автор? Каких героев сказки вы запомнили? С помощью каких средств композитор сумел передать образ каждого героя?
- Рассмотрите иллюстрации и вспомните, что происходит с героями этой сказки?
Дети пересказывают сказку и с помощью взрослых учатся инсценировать её.
- А теперь подойдите к столам, выберите свою форму творчества и выполните какую- нибудь работу на тему сказки»Петя и волк».
В конце проводится презентация детьми своих работ, все работы помещаются на выставку»Мы рисуем музыку» в музыкальном зале.
5. Заключительная непосредственно- образовательная деятельность в рамках проекта «Его Величество Оркестр»
Цель:закрепить знания детей об инструментах симфонического оркестра, Завершить знакомство со сказкой»Петя и волк», развивать навыки передачи музыкального образа в движении, навыки актёрского мастерства.
Ход н. о. д.
Звучит тема Пети из симфонич. сказки Пкетя и волк», дети свободно входят в зал.
- На протяжении уже нескольких наших с вами встреч,я знакомила вас с инструментами симфонического оркестра и муз. сказкой С. Прокофьева. Подскажите мне её название?
Дети: «Петя и волк».
-В чем необычность этой сказки? Каких героев вы помните? Какие инструменты передают их образы?
Ответы детей.
-Подойдите ближе к выставке и рассмотрите свои работы, давайте попробуем по ним пересказать содержание сказки.
Беседа по содержанию, пересказ по иллюстрациям, рисункам, работам из пластилина и бумаги.
«Весёлый музыкант» м. А. Филиппенко- песня- инсценировка.
-Знакомясь со сказкой «Петя и волк», мы узнали, что такое симфонический оркестр, какие группы инструментов в нём участвуют и кто ими руководит, но есть и другие виды оркестра.
Педагог кратко рассказывает о духовом оркестре, джазовом, оркестре нар. инструментов, показывает иллюстрации, дети слушают муз. фрагменты в исполнении этих оркестров.
После беседы проводится драматизация сказки, но темы героев звучат в джазовой интерпретации.