Лучший педагог года

Проект «Его Величество-Оркестр»

Ольга Жога
Проект «Его Величество-Оркестр»

«Его Величество Оркестр»

Краткосрочный открытый проект в подготовительной группе

Автор проекта : Жога Ольга Валерьевна, МБДОУ №3 «Теремок»

Тип проекта : групповой, информационно-творческий, краткосрочный, включает ребёнка и культуру, осуществляется в контакте с ДШИ.

Возраст: дети 6-7 лет- выпускники ДОУ.

Проблема: у детей недостаточно сформировано представление об инструментах симфонического оркестра.

Обоснование проблемы:

1. недостаточное внимание к этой теме в перспективном планировании,

Публикация «Проект „Его Величество-Оркестр“» размещена в разделах

2. поверхностные знания детей о классическом музыкальном инструментарии,

3. несформировано представление детей о том, где обучают игре на инструменте (муз. школа, училище, консерватория) и кто там может учиться.

Цель: расширить знания детей о различных группах инструментов в оркестре, сформировать представление о том, как обучают музыке, вызвать желание учиться игре на каком- либо музыкальном инструменте в перспективе.

Задачи:

1. целенаправленно знакомить детей с основными инструментами разных групп симфонического оркестра (внешний вид, звучание)

2. обогатить эмоциональную сферу детей накоплением новых слуховых впечатлений, развивать навык различения тембров инструментов в оркестре, расширить словарный запас,

3. дать представление о ступенях обучения игре на инструменте,

4. совершенствовать актерское мастерство детей, двигательно- импровизационные навыки.

Выполнение проекта :

В начале и в конце проекта провести исследовательское наблюдение детей во время нод в разделе «Восприятие музыки» и беседы в группе на тему: «Какие инструменты ты знаешь?»

Решение поставленных задач:

1. знакомство детей с инструментами во время непосредственно-образовательной деятельности, накопление слуховых впечатлений,

2. знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и Волк»

3. изготовление рисунков, поделок на тему симфонической сказки «Петя и волк», оформление выставки в музыкальном зале,

4. открытая драматизация сказки «Петя и волк»

5. проведение экскурсии в ДШИ, организация концерта ДШИ в ДОУ.

Результаты проекта :

1. участие % детей,

2. результаты мониторинга и постопроса показали возросший уровень знаний детей по заявленной проблеме, выявили желание некоторых детей учиться игре на инструменте,

3. фотоотчёт проекта и выставка работ детей.

Цикл непосредственно-образовательной деятельности с детьми по теме проекта.

1. «Симфонический оркестр и его инструменты»

(Концерт-беседа)

-Музыку часто сравнивают с морем, говоря о ней «море звуков», «океан звуков», но если проследить течение всех музыкальных ручейков и рек, то выясниться, что все они берут своё начало из одного истока, имя которому-ОРКЕСТР. Что же такое оркестр? Попросту говоря- это «хор» музыкальных инструментов. Их МНОГО, но звучат они ВМЕСТЕ.

-На протяжении нескольких занятий мы с вами слушали «Неаполитанскую песенку» П. И. Чайковского из «Детского альбома». Она звучала в исполнении одного инструмента- фортепиано, а теперь послушаем, как звучит эта пьеса в исполнении симфонического оркестра.

-Вы заметили, насколько богаче, разнообразнее стало звучание знакомой пьесы в исполнении оркестра. Это стало возможным благодаря совместному звучанию инструментов в оркестре. Какие же это инструменты? А какие вы уже знаете?

ответы детей

-Одним из первых названных вами инструментов была скрипка. И это неслучайно. Скрипка- один из самых известных и любимых всеми инструментов. В оркестре скрипок целая семья и у всех разные имена. Самая маленькая по размеру так и называется- скрипка., у скрипки чуть побольше имя- альт, ещё больше альта- виолончель, у неё густой, насыщенный, очень певучий голос, а самая большая скрипка- контрабас.

Педагог демонстрирует иллюстрации инструментов и муз. фрагменты с их звучанием.

-Есть в оркестре ещё две группы инструментов и названия их похожи-

ДЕРЕВЯННО_ ДУХОВЫЕ и МЕДНО_ ДУХОВЫЕ

но мы никогда не спутаем голос поющего дерева и поющего металла.

Флейты, гобой, кларнет и фагот- деревянно- духовые.

Труба, валторна, тромбон и туба- медно- духовые.

Деревянно-духовые инструменту также похожи между собой: все они напоминают дудочки разных размеров, а от размера зависит высота звука. Медно- духовые- это трубы разных размеров, формы и силы звука.

Демонстрация иллюстраций и фрагментов звучания инструментов

В оркестре также звучат и ударные инструменты- различного размера барабаны, бубны, металлические тарелки. (иллюстрации, звучание)

Иногда в оркестре используется звучание арфы, старинных инструментов, а для фортепиано с оркестром композиторы сочиняют целые концерты (иллюстрации, звучание).

-А сейчас вы услышите, как звучат все наши новые знакомые вместе.

2. «Музыкальные инструменты в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк»

- Во время нашей прошлой встречи мы с вами узнали, что такое симфонический оркестр и как много инструментов в нём, как дружно и согласно они поют под руководством дирижера. Но как же нам различить, где и какой инструмент звучит? Задача эта сложная и чтобы помочь нам композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку, которую испорлняет симфонический оркестр. Прокофьев написал её специально для детей и не просто для того, чтобы развлечь их музыкой, а для того, чтобы научить ребят слушать звучание симфонического оркестра, узнавать разные инструменты, прислушиваясь к тому, как и что оркестр может выражать.

Прежде чем мы приступим к слушанию сказки, я хочу вам рассказать немного о композиторе С. С. Прокофьеве. Он родился больше ста лет назад. Ещё совсем маленьким он полюбил музыку и как другие мальчики рисуют домики и машинки, он везде рисовал ноты и музыкальные знаки. Родители, заметив увлечение мальчика, стали обучать его музыке и уже к 13 годам он поступил в консерваторию- музыкальный институт. Закончив обучение в консерватории Прокофьев стал композитором и дирижеров, кроме того он очень хорошо играл на фортепиано.

Симфоническую сказку «Петя и волк» Сергей Прокофьев написал уже будучи известным композитором, более 70 лет назад, но она до сих пор нравится и любима детьми. Давайте же и мы познакомимся с этим чудным произведением. Как я уже сказала, называется сказка «Петя и волк». Главный герой здесь мальчик Петя, но есть и другие персонажи: Птичка, Утка, Кошка, Волк, а также Дедушка и Охотники. Каждый герой сказки изображается своим инструментом в оркестре.

Познакомимся с Птичкой- её тему в оркестре исполняет флейта (иллюстрация и фрагмент звучания). Флейта звучит высоко, передавая весёлое чириканье птички.

А вот Утка- она ходит по земле вперевалочку и голос у неё другой- она крякает. В музыке это хорошо слышно, а исполняет тему утки тоже медно- духовой инструмент- гобой.

Следующей в сказке появляется Кошка, она незаметно следит за Уткой и Птичкой. Тему Кошки исполняет кларнет.

Самый низкозвучащий духовой инструмент- фагот- исполняет тему Дедушки. Дедушка сердится и тема его тоже ворчливая и сердитая, Дедушка старенький и его тема звучит неспеша и чуть прихрамывая.

3 медно- духовых валторны изображают Волка, музыка пугающая и немного зловещая, слышны волчьи завывания (иллюстр. и звучание).

Ударные инструменты- литавры и большой барабан передают приближение Охотников, они стреляют из ружей.

Тему Пети – главного героя сказки- исполняют струнные инструменты- скрипки, альты и виолончели. Эта тема похожа на песню- светлую, весёлую и энергичную.

А теперь мы ещё раз услышим темы героев сказки и попробуем под музыку изобразить Птичку, Утку, Кошку, Волка и ворчливого Дедушку.

3. «Знакомство со сказкой «Петя и волк»

-Ранее мы с вами познакомились с различными инструментами, которые составляют вместе симфонический оркестр и теми инструментами, которые участвуют в музыкальной сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Каких персонажей этой сказки вы запомнили? Какие инструменты передают образы героев?- ответы детей.

- Да, необычность этой сказки в том, что она рассказана с помощью музыки, а у каждого героя есть свой музыкальный инструмент и своя тема. Флейта передаёт образ весёлой Птички, валторна- злого, хитрого Волка, фагот- образ Дедушки. Ну, а теперь будем слушать сказку.

4. Интегрированная непосредственно- образовательная деятельность по симф. Сказке С. Прокофьева «Петя и волк»

Зал оформлен декорациями к сказке: домик, деревья, плетень с калиткой, приготовлены маски и элементы костюмов персонажей, расставлены столы с необходимыми принадлежностями для творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) Перед детьми иллюстрации к сказке «Петя и волк».

Ход н. о. д.

Звучит тема Пети из симфонической сказки, дети спокойно входят в зал. Педагог предлагает им сесть на стульчики возле стены. Проводится беседа на повтор и закрепление у детей знаний содержания прошлых встреч.

Какую симфоническую сказку мы с вами слушали? Кто её автор? Каких героев сказки вы запомнили? С помощью каких средств композитор сумел передать образ каждого героя?

- Рассмотрите иллюстрации и вспомните, что происходит с героями этой сказки?

Дети пересказывают сказку и с помощью взрослых учатся инсценировать её.

- А теперь подойдите к столам, выберите свою форму творчества и выполните какую- нибудь работу на тему сказки»Петя и волк».

В конце проводится презентация детьми своих работ, все работы помещаются на выставку»Мы рисуем музыку» в музыкальном зале.

5. Заключительная непосредственно- образовательная деятельность в рамках проекта «Его Величество Оркестр»

Цель:закрепить знания детей об инструментах симфонического оркестра, Завершить знакомство со сказкой»Петя и волк», развивать навыки передачи музыкального образа в движении, навыки актёрского мастерства.

Ход н. о. д.

Звучит тема Пети из симфонич. сказки Пкетя и волк», дети свободно входят в зал.

- На протяжении уже нескольких наших с вами встреч,я знакомила вас с инструментами симфонического оркестра и муз. сказкой С. Прокофьева. Подскажите мне её название?

Дети: «Петя и волк».

-В чем необычность этой сказки? Каких героев вы помните? Какие инструменты передают их образы?

Ответы детей.

-Подойдите ближе к выставке и рассмотрите свои работы, давайте попробуем по ним пересказать содержание сказки.

Беседа по содержанию, пересказ по иллюстрациям, рисункам, работам из пластилина и бумаги.

«Весёлый музыкант» м. А. Филиппенко- песня- инсценировка.

-Знакомясь со сказкой «Петя и волк», мы узнали, что такое симфонический оркестр, какие группы инструментов в нём участвуют и кто ими руководит, но есть и другие виды оркестра.

Педагог кратко рассказывает о духовом оркестре, джазовом, оркестре нар. инструментов, показывает иллюстрации, дети слушают муз. фрагменты в исполнении этих оркестров.

После беседы проводится драматизация сказки, но темы героев звучат в джазовой интерпретации.

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект «Космос»Информационно-творческий проект «Космос» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Космос». 2. Руководитель проекта: воспитатель средней группы Царёва Татьяна Ивановна. 3. Возраст.

Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах»Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию познавательно-исследовательский проект "Есть ли жизнь на других планетах". Паспорт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Его Величество-Оркестр»
Опубликовано: 18 января 2015 в 01:41
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД