Мария Шашова
Проект «Есть у Родины душа, а имя ей береза»
▼ Скачать + Заказать документы
«Берёзы в городе…
Что может быть роднее?
Берёзы в городе…
Что может быть светлей?
Увидишь их – и сердцем подобреешь,
И на душе становится теплей.»
А. Коркин
КАК РОДИЛСЯ ПРОЕКТ
На экскурсиях и прогулках мы с детьми не раз наблюдали за чудным русским деревцем – берёзой, рассматривали её корни, ветки, почки, кору, листья. И однажды, рассказывая детям, о том, что берёза – это не просто часть растительного мира, но и один из символов нашей Родины, видя проявленный детский интерес («Почему именно берёза?», решила включить это направление работы в общий образовательный процесс становления гражданско-патриотического поведения своих воспитанников.
Публикация «Проект „Есть у Родины душа, а имя ей береза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Разрабатывая проект, мы сами удивлялись тому, сколько «образовательных возможностей» таит в себе это дерево. Берёзу можно рассматривать и на картинах художников, и в художественных произведениях писателей. Её можно изучать в народных праздниках и традициях, о ней можно услышать в народных песнях и произведениях русских композиторов. Но самое важное для нашего детского сада оказалось гражданско-патриотическое направление и береза как символ России, как «душа» нашей Родины.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Живём мы в городе, окружённом берёзами. Ежедневно встречаемся с ними. Дети знают это дерево, но не имеют глубоких представлений о символическом значении берёзы, о её лекарственных возможностях, о традициях русского народа, связанных с берёзой. Не знают этого и многие взрослые.
А ведь для того, чтобы сохранить себя, человек, несомненно, должен познать и сохранить природу. Чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя. Поэтому культурно-экологическое воспитание, гражданско-патриотическое поведение и образование в целом ориентированы на созидание более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане, что позволит расширить возможности нравственного и социального воспитания в процессе обучения как воспитания, прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.
ГИПОТЕЗА
Если будем способствовать реализации проекта, то произойдёт становление гражданско-патриотического поведения участников проекта через постижение компонента культурно-исторического наследия русского народа.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание условий для становления гражданско-патриотического поведения детей старшего дошкольного возраста через образ берёзки, как символа, «души» нашей Родины.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- дать представление об образе берёзы, как символе России, через разные виды деятельности;
- способствовать расширению эмоционально-эстетического словаря участников проекта;
- развивать творческие и познавательные качества участников проекта;
- воспитывать эстетическое, бережное отношение к окружающему миру;
- развивать стремление детей выражать радость от общения с природой своего края и городка;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1Гражданско-патриотическое
Цель: воспитание интереса и любви к Родине, уважения к истории родного края, традициям и культуре своей страны.
2. Эколого-краеведческое
Цель: расширять представления о различных природных объектах края, развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе исследовательской деятельности.
3. Культурно-историческое
Цель: возродить, сохранить и передать детям смыслы, ценности и символы традиционной русской народной культуры и истории.
4. Художественно-эстетическое
Цель: развитие личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества всех участников проекта.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ
1. Подготовительный этап
Цель: создать условия для мотивации участников проекта узнать о дереве в истории, культуре и традициях России.
Задачи:
-учить наблюдать за жизнью дерева в разное время года, время суток, в разных погодных условиях;-
-знакомить с произведениями искусства, с русскими обычаями, обрядами, посвящёнными берёзе;
-развивать творческое мышление, эмоционально-чувственную сферу участников проекта.
2. Исследовательский этап
Цель: создать условия становления гражданско-патриотического поведения через расширение образа берёзы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-обогащать эмоционально-эстетический словарь воспитанников;
-дать представление о берёзе как символе России;
-расширять представления детей о географии произрастания дерева, о лекарственных возможностях берёзы;
-закреплять понятие о взаимосвязи растительного мира и человека
3. Заключительный этап
Цель: создать условия для аналитической деятельности и презентации результатов прожитого проекта.
Задачи:
- оформить альбом «Берёза белая – подруга»;
- создать видео зарисовку по теме проекта;
- организовать и провести православный праздник «Троица»;
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
-Участие в создании берёзовой аллеи в городке.
-Презентация опыта ознакомления дошкольников с символами Родины.
-Включение проекта «Есть у нашей Родины душа, а имя ей берёзка» в главный проект опытно-экспериментальной деятельности ДОУ.