Елена Астахова
Проект «Формирование экологической культуры детей средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД № 1. (тема проекта)
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира.
Публикация «Проект „Формирование экологической культуры детей средствами музыки“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Поэтому я считаю, что на плечи музыкального руководителя ложится задачи воспитательной, образовательной, просветительской деятельности и среди детей, и среди родителей по проблемам гармоничного воспитания детей.
СЛАЙД № 2.
Актуальность проблемы.
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Считаю, что только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. В наше время существует угроза в том, что мы не можем достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, экологически чистой классической музыкой, лирической народной песней или веселой прибауткой, потому что по телевидению и радио дети слышат совершенно другое. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников.
СЛАЙД № 3.
Гипотеза.
Если экологическое воспитание и обучение будет проходить средствами музыки, то это поможет научить детей видеть красивое, воспитать любовь к природе, личную ответственность за её сохранность, сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
СЛАЙД № 4.
Цель.
Формировать экологическую культуру детей средствами музыкально – образного познания природы.
Исходя из цели, я поставила задачи:
СЛАЙД № 5. (задачи)
1. Водить музыкальные образы на музыкальных занятиях для развития экологической культуры;
2. Использовать на занятиях музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности.
3. Расширять кругозор детей, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике.
4. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать. Изучать влияние деятельности человека на окружающую среду.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
6. Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и средства :
СЛАЙД № 6. (методы и средства)
1. Наблюдение, наглядный иллюстрационный материал.
2. Подбор документальной, художественной литературы.
3. Беседы с детьми.
4. Тестирование, анкетирование, диагностика.
5. Классическая музыка, отражающая (имитирующая) звуки природы.
6. Звуки природы без музыкального сопровождения в записи.
7. Звуки природы с музыкальным сопровождением в записи.
СЛАЙД № 7.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитанники детского сада, воспитатели, родители.
СЛАЙД № 8.
Срок реализации проекта – 2012-2013 учебный год.
Предполагаемый результат.
СЛАЙД № 9.
У детей сформируются развитые эстетические чувства, достаточный уровень экологических знаний, представления о взаимосвязи природы и человека. Дошкольники приобретут дополнительные навыки коллективной деятельности.
СЛАЙД № 10. (этапы проекта)
Осуществление проекта проходило в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
СЛАЙД № 11.
• 1этап. Подготовительный.
Для того, чтобы заинтересовать участников проектом, я поставила следующие задачи:
Составить список музыкальных произведений.
Подобрать информацию в литературе. Использовать ресурсы интернета.
Разработать сценарии мероприятий и занятий с включением музыкальных произведений со звуками природы.
Взаимодействие с родителями.
СЛАЙД № 12. (фонотека, наглядный материал)
При подборе музыкальных произведений я учитываю возрастные особенности детей. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.
СЛАЙД №13. (декорации)
Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радость, ощущение прекрасного при одновременном использовании наглядного материала, декораций. Для подготовки оформления и костюмов к праздникам я привлекала воспитателей и родителей.
СЛАЙД № 14. (атрибуты к танцу «Васильковая страна»)
Детям особенно нравится исполнять танцы и композиции с атрибутами. Они стараются синхронно и четче выполнять движения.
СЛАЙД № 15. (атрибуты к танцу «Бибика»)
• 2 этап. Основной.
СЛАЙД № 16.
Для данного этапа были поставлены такие задачи:
Заинтересовать детей проектом. Развивать познавательный интерес к миру природы.
Приобщать детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией.
Развивать музыкальное творчество.
Провести утренники, праздники.
Провести работу с родителями.
СЛАЙД № 17. (шумовой оркестр).
Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.
На занятиях дети пели распевки и песенки о животных. Из музыкальных образов они узнавали, что кошечка - это мама котят, курочка - мама цыплят. Как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют "пейте дети молоко - будете здоровы", то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных, помогать им. Появляется любовь к живой природе.
СЛАЙД № 18 (хоровое пение)
Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром, поддерживаемая сопутствующими голосами.
На тематических утренниках дети пели песни: «Осень постучалась к нам», «Урожай», «Грибничок», «Дождик», «Зонтик», «Елочка – лесной аромат», «Весенняя капель». Исполнение песенки «На ферме» дошкольники сопровождали игрой на детских музыкальных инструментах.
СЛАЙД № 19. (игра «веселый дождик»)
Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне. В рамках реализуемого проекта с дошкольниками младшего и среднего возраста проводились игры-импровизации под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
СЛАЙД № 20. (танцы)
Для эмоционального воздействия, создающего приподнятое, радостное, бодрое настроение, я использовала записи различных детских песен известных композиторов, а также музыку современных авторов. А самое главное - включала танцы. На праздниках дети исполняли «Танец осенних листьев», «Дождя не боимся», «Бибибка», «Васильковая страна», хороводы: «Веснянка», и др.
В процессе основного этапа я проводила беседу на тему: «Добро и зло» с детьми старшего возраста. Выяснила, как дети понимают, что такое «добро» и «зло». Помогла им уточнить эти понятия. Дети привели примеры из реальной жизни. Это было необходимо для постановки мюзикла «День рождения Земли», который я разработала для поддержания активного интереса ребят к проекту.
Анализируя свою работу, хочется отметить, что используя различные формы, методы и способы работы, дети стали обладать большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, хотят иметь домашних животных, ухаживать за ними. Большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности : слушать музыку, петь песни, водить хороводы.
СЛАЙД № 21.
• 3 этап. Заключительный.
Задачей заключительного этапа стало выявление полноты функционирования всей системы мер при её оптимальном влиянии на результаты деятельности всех участников проекта, на качество образования.
На завершающей стадии реализации проекта я составила данную презентацию. А также, наши дошкольники приняли участие в районном музыкальном конкурсе «Дин-Дон», где выступили с мюзиклом «День рождения Земли».
СЛАЙД № 22 (песня «Весна», оркестр)
Это самые активные участники проекта. Они с волнением и в то же время с удовольствием выступали на сцене в Доме Культуры. Ребята проявили свои творческие способности в таких видах музыкальной деятельности, как оркестр, танец, песня. В номинации вокал Бочарова Маша была отмечена специальным призом. В завершении конкурса наши артисты получили награду – сладости и игрушки.
СЛАЙД № 23 (инопланетяне, танец «Бибика»)
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства.
СЛАЙД № 24 (инопланетяне, танец «Васильковая страна»)
В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому я считаю, что формирование экологической культуры детей средствами музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.
СЛАЙД № 25 (Результат проекта)
В результате реализации проекта повысился уровень творческих способностей у детей и знаний в области экологии. Положительно изменились взаимоотношения между семьей и дошкольным учреждением.