Оксана Прохорова
Проект «Говорящие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Говорящие пальчики»
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
Название проекта : «Говорящие пальчики».
Автор проекта : Прохорова Оксана Александровна – воспитатель второй младшей группы №3 «Светлячки» МБДОУ детский №317
Тип проекта : познавательно –исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный с октября 2014 года по май 2015 года.
Публикация «Проект „Говорящие пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 3 -4 года.
Актуальность проекта :
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Исходя из этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.
Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.
Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей второй младшей группы.
Цель педагогического проекта : способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи проекта :
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Обучение детей сенсомоторным играм.
4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.
Для педагогов МБДОУ №317
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.
3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.
4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет.
5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей второй младшей группы.
6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей второй младшей группы.
Этапы реализации проекта
• Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.
• Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.
• Обогащение опыта работы по данному направлению с педагогом- логопедом.
• Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, массаж ручек с помощью массажных мячей.
Продукт проекта :
• Картотека пальчиковых игр.
• Картотека консультаций для родителей.
• Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
• Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в второй младшей группе.
• Уголок по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет.
• Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.
Подведение итогов
• Уголок по сенсомоторному развитию детей второй младшей группы.
• Конкурс на лучшую игру среди родителей.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (сбор информации по теме)
Содержание работы Срок
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:
- упражнения с элементами массажа;
- упражнения для кисти рук;
- игр и упражнений с различными предметами,
- динамические упражнения;
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.
2. Работа с детьми:
Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:
- игры с предметами,
- разного вида шнуровки,
- картотека игр для пальчиков.
3. Работа с педагогами
Консультация у педагога- логопед по проведению пальчиковых игр.
4. Работа с родителями:
Консультации
- «Поиграйте с ребенком дома»
- «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей»
Конкурс на лучшее пособие
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики По ходу реализации проекта
По ходу реализации проекта
Ноябрь - май
Основной (практический) этап
Заключительный этап
Содержание работы срок
1. Подведение итогов и анализ:
– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
– Анкетирование родителей (для определения результативности работы).
2. Постановка задач на будущее. Май
№ Виды деятельности Цели и задачи
1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.
2. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.
3. Консультации на тему: «Пальчиковые игры», «Речь на кончиках пальцев». Пригласить на консультацию на собрание логопеда рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
4. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта
5. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.
8. Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании речевого развития детей 3-4 лет.
9. Анализ проделанной работы по проекту «Говорящие пальчики.» Проанализировать результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.
План выполнения проекта
Ожидаемые результаты
- У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и массажными упражнениям).
- Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.
- Значительно повысились внимание и память детей.
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов