ЕЛЕНА ШИТИКОВА
Проект по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами туризма «Хочу всё знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Хочу всё знать»
В настоящее время важной задачей дошкольного образования является воспитание достойного подрастающего поколения. Выбор темы моей работы – «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами туризма» - не случаен, т. к. направлен не только на развитие физических качеств и формирование основ здорового образа жизни, но и на интеллектуальное, нравственное и познавательное развитие дошкольников.
Публикация «Проект по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами туризма „Хочу всё знать“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
В последнее время наблюдается отсутствие интереса у детей к событиям и жизнедеятельности окружающего мира. Ещё 30 лет назад у детей дошкольного возраста формировали уважение к труду, к учёбе, к старшим, доброту и честность. Установки, которые ребёнок получал в детском саду, совпадали с установками семьи и тем, что транслировали средства массовой информации, детской литературой. Средства массовой информации прежде регулярно показывали труд людей в самых разных сферах: сельском хозяйстве, производстве, науке, искусстве, …Героями газет и экранов были космонавты, хлеборобы, шахтёры, учёные. Сейчас герои прессы и телеэкрана – политики, бизнесмены и представители шоу – бизнеса. Сложно рассматривать их как пример, на который ребёнок может ориентироваться в построении образа будущего жизненного пути и моделей социального поведения. Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребёнок должен, прежде всего узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники, и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
В наше время отмечается высокий уровень заболеваемость детей. Одной из причин высокой заболеваемости является педагогическая неподготовленность семьи. Здоровье человека, согласно С. В. Попова зависит на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, экологии, на 10% - от деятельности здравоохранения и на 50% - от самого человека, от его образа жизни, который он ведёт. Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и укреплению здоровья детей, тренируют физические качества.
Процесс познания данного проекта будет реализовываться в активной форме, т. е. дети будут получать информацию из окружающего мира через собственное познание. Дошкольники очень наблюдательны. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства. Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. К сожалению многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми и уделять им времени. Данный проект делает и детей, и родителей его активными участниками.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Срок реализации: 2 года (долгосрочный)
Цель проекта : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами туризма.
Задачи:
- Познакомить с основами туризма, как одного из видов активного отдыха.
- Развивать интерес к здоровому образу жизни.
- Формирование основ духовного и нравственного развития дошкольников.
- Развивать эстетический, художественный вкус, творческую фантазию и воображение.
- Предоставлять возможность для реализации творческого потенциала.
- Познакомить с краеведением по этапам: семья, дом, улица, город, область, страна.
- Формирование традиционной картины мира.
- Развивать поисковую деятельность детей.
- Обогащение духовного мира ребёнка.
- Воспитание коллективизма, взаимоуважения, взаимовыручки, товарищества, ответственности.
Формы работы:
- Прогулки, экскурсии.
- Опыты и наблюдения.
- Ведение дневника наблюдений и опытов.
- Оформление книги экскурсий и походов.
- Беседы.
- Практическая деятельность.
- Решение проблемных ситуаций.
- Рассматривание иллюстраций, журналов, открыток.
- Просмотры видеофильмов.
- Чтение литературы.
- Дидактические и подвижные игры.
- Организация мини выставок.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
В основе проекта лежат следующие принципы:
- Принцип добровольности, где учитывается желание ребенка в принятии активного участия в познавательной деятельности.
- Принцип общности и разобщенности носит коллективный характер образовательного процесса и индивидуальный подход к каждому ребёнку.
- Принцип доступности, позволяющий детям с разным уровнем интеллектуального развития, одинаково активно участвовать в образовательном процессе.
- Принцип календарности, предполагающий планирование педагогического процесса согласно смене сезонов и природным явлениям.
Данная работа определяет следующие направления:
- Работа с детьми (походы, прогулки, викторины, образовательно-познавательная деятельность, и т. д.).
- Работа с родителями (консультации, совместные походы и праздники, викторины и т. д.).
- Работа с педагогами (консультации, мастер-классы, отчеты о проделанной работе и т. д.).
Условия реализации проекта :
-Организационные – т. к. данная деятельность связана с выносом занятий за территорию дошкольного учреждения, она должна быть спланирована так, чтобы оптимально обезопасить жизнь и здоровье воспитанников.
- Организационно-педагогические – для стимуляции активности воспитанников необходимо создать возможность для посещения музеев, памятников, достопримечательностей; обеспечить выезд на лоно природы, к водоёмам,лесные зоны и т. д.
- Организационно-дидактические – создание учебно-материальной базы, наличие методических и дидактических материалов.
- Организационно-технические – при отсутствии возможности знакомства с явлениями или событиями на местности, организация деятельности техническими средствами (мультимедийной установкой).
Этапы реализации :
Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.
- организация туристической группы «Туристята»
-организация и работа кружка дополнительного образования «Туристята»
Основной этап
– прогулки, экскурсии, наблюдения, эксперименты;
проведение занятий;
- ведение дневников наблюдений и книги экскурсий;
проведение мероприятия
– проведение бесед;
организация мини выставок, фотовыставок;
рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
просмотр видеофильмов;
Заключительный этап
– анализ результатов проекта.
- отчётные мероприятия (семинары, обобщение опыта работы, выпуски буклетов, выпуски методических пособий)
Предполагаемый результат:
- активный отдых – основа здорового образа жизни каждой семьи.
- сплочение родителей и детей, заинтересованность взрослых в совместной деятельности и успехе своего ребенка.
- повышение уровня развития физических качеств.
- повышение уровня исследовательно - познавательной активности
- знания детей в области краеведения, ориентировки в пространстве.
- умение реализовывать свой творческий потенциал.
Предполагаемые трудности:
- организация родительского сообщества для реализации целей и задач проекта
- природные условия в дни экскурсий и походов
Для достижения целеё и задач будут разработаны и внедрены следующие дополнительные проекты :
-«Край мой родной»
-«Лекарственные растения»
- «Райчихинск – мой город любимый!»
- «У природы нет плохой погоды»
- «Планета Земля»
- «Вечная память!»
- «Блиночки мои!»