Светлана Рыжакова
Проект «Игра в жизни наших детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Игра в жизни наших детей»
Участники проекта :
Воспитатель средней группы;
Методист,
Музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре;
Педагог – психолог, педагог – логопед;
Руководитель театральной студии «Сказочные маски».
Целевая группа: дети средней группы и их родители.
Период: октябрь, ноябрь, декабрь.
Проблема:
Публикация «Проект „Игра в жизни наших детей“» размещена в разделах
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В. А. Сухомлинский. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства детского сада с семьей. Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл, т. к. повысился уровень требований родителей к развитию детей. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест
Как показали исследования: основные заботы современных родителей - это умственное развитие ребенка и подготовка к школе (посещение воскресных, развивающих школ, кружков и т. д., а так же физическое (здоровьесберегающее) и эмоциональное развитие.
Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу : «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Взрослые – в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребенка – не оставляют времени для игры. Зачем игры-упражнения, если есть занятия физкультурой, спортом, работа в кружках и школы развития? Зачем замещения, если индустрия игрушек создает уменьшенные копии абсолютно всех предметов мира взрослых? Сегодня рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование; почти не выпускаются игрушки, на развитие совместных способов действия, на развитие общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Зачем воображение, когда мультфильмы, фильмы, компьютерные игры предлагают фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять? Отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется.
Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.
К игре ребенка дошкольного возраста высказывали свое отношение практически все авторы, работающие в дошкольной педагогике (Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.). Начиная с середины XIX в. бытовали самые разнообразные и нередко противоположные мнения о происхождении детской игры и ее значении в развитии ребенка.
На фоне разных мнений в отношении к игре детей дошкольного возраста в 80-х годах прошлого века появляется иное направление, делающее акцент не на содержании сюжета, а на формировании способов игровой деятельности, которые делают для ребенка возможным реализацию любых привлекающих его содержаний. Направление было развернуто в работах Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой.
Основную необходимость участия взрослого в игре детей авторы концепции видели в том, что в естественных условиях была нарушена межпоколенная преемственность передачи игровых навыков по разным причинам социально-экономического характера. Взрослый в такой ситуации выступал в качестве носителя способов игры, необходимых для дальнейшего развития игры как культурной деятельности. Взаимодействие взрослого с детьми строилось на основе партнерских взаимоотношений, т. е. взрослый выступал для ребенка таким же партнером по игре, как и другой ребенок.
На сегодняшний день, не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Родители не вовлекают детей в посильную совместную помощь по дому, предпочитая все делать сами.
Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства.
Традиционные просветительские формы взаимодействия с семьей: собрания, лекции, консультации зачастую не привлекают родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, совместную деятельность с детьми.
Этими проблемами обусловлена актуальность проекта.
Цель: Привлечение внимания родителей к детской игре.
Задачи:
• Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.
• Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
• Привлечь к участию в реализации проекта педагогов-специалистов детского сада для создания комфортных условий для ребенка и родителей.
• Развивать педагогическую компетентность родителей.
Основное содержание и этапы реализации проекта
1. Диагностико-аналитическая деятельность (социальные опросы, анкетирование, наблюдение за взаимоотношениями между членами семей, интервью детей; знакомство с портфолио детей, диагностика игровой деятельности; формирование, обработка и анализ данных, разработка целей и задач)
2. Пополнение развивающей среды.
3. Изучение литературы, подбор материала, разработка перспективного плана.
4. Подбор художественной литературы, иллюстраций для детей.
5. Разработка конспектов развлечений, практикумов, родительского собрания.
6. Подбор информационного материала для родительского уголка.
7. Подбор игр, игрового материала для совместных игр с родителями и детьми.
8. Разработка положения о конкурсе.
План мероприятий
октябрь
Диагностика родительской анкеты на тему «Как мы играем с ребенком?»
Диагностика игровой деятельности
Интервью детей «Как я люблю играть?»
Информационные листы для родителей на тему «Памятка для родителей об игре», «Условия для развития игровой деятельности детей в семье»
Встреча с интересным человеком
Папка-передвижка «Организация игровой деятельности детей»
Подбор литературы в библиотеку для родителей «Играют дети», «Играем вместе с детьми»
Конкурс «Чудеса с обычной грядки»
ноябрь
Папка-передвижка «Подвижные игры в ограниченном пространстве»
Консультация для родителей на тему «Двигательная активность детей на прогулке и дома»
«Парная гимнастика» (выполнение упражнений взрослого и ребенка)
Создание фотогазеты с интервью детей на тему «Как мы играем в детском саду»
Встреча с интересным человеком
Развлечение «Мамины помощники» (ко Дню Матери)
декабрь
«Игровая терапия» : «Об игре и игрушках»
Конкурс «Новогодняя игрушка»
Показ открытого занятия студии «Сказочные маски» «Развиваем коммуникативные способности и эмоции» (совместные игры детей и родителей)
Встреча с интересным человеком (сотрудником ДОУ,увлекающимся изготовлением поделок и игрушек из соленого теста)
Индивидуальные консультации, памятки «Игры и упражнения на развитие артикуляционного аппарата» (закрепление упражнений дома)
Подбор афоризмов, высказываний великих людей о роли игры и семьи в воспитании и развитии ребенка
Круглый стол «Игра с ребенком в жизни наших детей»
Непосредственно – образовательная деятельность
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность
• Познание: составление описательных рассказов, рассказов по картине, из личного опыта; закрепление свойств и качеств материала (из какого материала сделана игрушка); беседы об игрушках и бережном отношении к ним; рассматривание альбомов «Моя семья», «Профессии», «Наша группа»
• Чтение художественной литературы
• Продуктивная деятельность: изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд, поделки из природного материала.
• Труд: мытье игрушек, стирка кукольного белья
Ожидаемые результаты
• Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
• Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
• Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
• Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
• Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДОУ.
Трансляция проекта
• Презентация проекта в ДОУ, ГМО по «Радуге».
• Публикация в сборнике методических рекомендаций.
• Фотовыставка совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
• Педагогическая помощь молодым коллегам.
• Отзывы родителей.
• Диагностика игровой деятельности.
Дальнейшее развитие проекта
• Создание игровой комнаты для родителей.
• Пополнение материалом развивающей среды в группе для организации сюжетно-ролевой игры.
• Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме.
• Пополнение альбома «Моя семья» новыми разделами «Наши увлечения», «Больше всех с мамой (папой) мне нравится…»
• Организация встречи с интересным человеком – раз в месяц.