Климова
Проект «Игрушки детей разных стран мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Игрушки детей разных стран мира"
Актуальность
В настоящее время прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек разного производства, а информационные системы активно их рекламируют. У детей слабо развит интерес к народным игрушкам, к её истории, т. к. родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции разных стран.
Публикация «Проект „Игрушки детей разных стран мира“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа.
Дошкольники чаще познают народное творчество через стилизованные поделки. Однако такая деятельность не уменьшает эстетического воздействия на ребенка. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.
Цель проекта :
Расширить представления детей о народных игрушках разных стран. Знакомить с народными промыслами.
Задачи:
1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием игрушек разных стран.
2. Формировать представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
3. Формировать представления детей о народных игрушках : Матрешка, Дымковская игрушка,
4. Развивать творческие способности детей.
5. Способствовать развитию познавательных интересов, сенсорного восприятия, логического мышления, внимания, воображения. Развивать сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
6. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
8. Создать в группе мини-выставку «Моя любимая игрушка».
9. Самостоятельное создание игрушки.
Предполагаемый результат:
- Развитие нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развитие творческих способностей детей, посредством народного искусства.
- Формирование у детей уважения и любви к Родине, истории разных народов, посредством знакомства с произведениями народных мастеров разных стран, с историей промыслов.
- Активное участие в выставке.
- Закрепление умения создавать элементы одного вида игрушки (на выбор) на своих работах.
Срок реализации: 07.12.2020-18.12.2020.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
Изучение методической литературы по ознакомлению детей с народными игрушками разных стран.
Подбор художественной литературы, дидактического материала.
Создание компьютерных презентаций, подбор мультфильмов по теме.
Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
Подготовка материалов для самостоятельного создания игрушки.
2. Основной этап:
Совместная деятельность педагога и детей :
Просмотр презентаций: «Ознакомление детей с народной игрушкой».
Беседа: «Как появилась игрушка», «История развития игрушки», «Матрёшка», «игрушки детей разных стран».
Цель: дать представление о народной игрушке.
2. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Собери игрушку», «Народные узоры», «Чудо-липучка».
Цель: закреплять знания о народных игрушках, узорах.
3. Детская игра «Волшебный мешочек».
Цель: развивать тактильное восприятие, развивать речь, умение описывать игрушку, закреплять знания о народных игрушках, материалах, из которых их делают.
4. Просмотр видеоролика «Игрушки народов мира»
Просмотр мультфильма «Матрёшки», «История игрушек» 1 серия.
Цель: развивать память, речь, прививать интерес к народным игрушкам.
5. Слушание песен: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз.
Цель: знакомить с народными песнями.
6. Физминутки, пальчиковые гимнастики.
7. Народные подвижные игры: «Цепи кованые», «Хромая лиса», «Матушка-весна», «Игровая», «Лошадки», «Кириэс тэбии», «Бтктэии», «Ойбонтон уулааын».
Цель: упражнять в ловкости в беге, увёртывании, умении соблюдать правила, приобщать к народным играм.
8. Создание мини-выставки «Моя любимая игрушка».
Принести из дома один экспонат.
9. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Матрёшке», «Колыбельная для куклы», «Семья», «Кукла заболела», «Машинка».
10. Беседы с детьми: «В какие куклы играли наши бабушки», «Что такое ярмарка игрушек».
1. Аппликация «Сарафан для матрёшки»;
2. Лепка «Игрушка ребенка из другой страны»;
3. Рисование «Моя любимая игрушка». (роспись силуэтов).
3. Заключительный этап:
1. Выставка детских работ «Игрушки детей разных стран», «Создание игрушки».
2. Создание мини-выставки «Игрушки моего детства» (совместно с родителями).
3. Развлечение для детей «Народные подвижные игры».
Беседа: «Как появилась игрушка
Задачи: Закрепить знания детей о том, какой путь проделала игрушка, чтобы занять место в уголке. Совершенствовать знания о видах игрушек, о материале, из которого их делают. Упражнять в употреблении простых распространённых и сложных предложений, в согласовании существительного с числительным. Развивать внимание, общую моторику. Активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение делиться с товарищами.
Словарь: название и части игрушек, стеклянная, деревянная, меховая, заводная, играть, ломать, исправить, дружно, весело, скучно.
Оборудование: разнообразные картинки игрушек разных видов, сделанных из различного материала, старинных игрушек.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите вокруг, чего в нашей группе много? (У нас в группе много разных игрушек).
-Из каких материалов они сделаны? (Из пластмассы, железа, резины, металла, дерева).
-Хотите узнать, как появились игрушки, из чего их делали раньше? Тогда слушайте мой рассказ.
II. Основная часть.
1. Знакомство с игрушками.
-Давным - давно, когда ещё не выросли мои дедушка и бабушка и ещё раньше, делали народные игрушки из дерева и глины, из бересты и соломы, из старых лоскутов. Железа раньше не было, да и пластмассу не придумали, приходилось людям делать игрушки из того, что было. Люди не умели делать ткани, а только убивали диких животных и из их шкур делали себе одежду, а из остатков их дети шили себе куколок: сворачивали мех трубочкой, вставляли палочки в бока и получались куколки. Но со временем человек сделал себе нож и начал выстругивать игрушки из веток дерева, мак появились первые свистульки. В старину игрушку называли «Таратушкой» - было такое слово «таратай» - так называли «тутников», сказочников на ярмарках, где продавались игрушки, вырезанные из дерева,
-Мастера, вырезавшие игрушки из дерева славились, их все знали. Игрушки из дерева были практичные, прочные и дети с ними долго играли, передавали их меньшим сёстрам и братьям. Со временем научились делать двигающиеся игрушки это : курочки, «мужик и медведь» … Мамы девочкам шили кукол из лоскутков ткани, глазки вышивали. Куклы получались очень нарядные, мягкие и интересные. Изучая игрушки разных народов мира, можно узнать лучше о том, как эти народы жили, чем занимались, что любили. Материал, из которого сделана игрушка, может нам рассказать о многом. Игрушки делают из : бумаги, меха, бересты, резины, стекла, глины, пластмассы, теста и т. д. Оказывается, что нет такого материала, из которого нельзя было бы сделать игрушку.
-У жителей Севера под руками кость. Из неё и вырезал лыжник игрушку для детей. А у нас плели коней из соломы, забавного человечка делали из шишек, петушка вытачивали на столярном станке из дерева. Но самым излюбленным материалом была глина. Добывалась она без труда. В руках податлива и из неё можно вылепить всё, что задумаешь. Дымковские игрушки-свистульки - начало их деятельности, а сейчас лепят сцены из сказок и жизни. Игрушки эти необычайно нарядны. Сначала эту игрушку лепят из глины, затем сушат, когда она высохнет, её красят в белый цвет, а потом мастера росписи стараются, кто красивее и наряднее придумает, как её раскрасить. Когда краска высохнет, игрушку покрывают лаком, чтобы она блестела и привлекала внимание.
-Игрушки бывают разных видов : музыкальные (ложки, свистульки, молоточек, металлофон, барабан).
-Спортивные, которые помогают заниматься спортом (мячи, скакалки, обручи, велосипеды).
-Строительные (разнообразные строительные наборы : деревянные и пластмассовые).
-Механические, заводные, на батарейках (машины).
-Ёлочные (игрушки, сделанные из стекла, бумаги, картона).
-Со временем игрушки меняются, если раньше были куклы, лошадки, то сейчас: роботы, трансформеры, барби, танграммы, компьютеры.
-Самым маленьким дают шумовые игрушки : погремушки, пищалки.
-Прежде чем игрушка попадет к нам в уголок, ей нужно пройти очень большой путь. Сначала трудятся конструкторы – они придумывают внешний вид игрушки. Затем выбирают материал, из которого будет сделана игрушка. По чертежу рабочие делают детали, затем их соединяют. Готовая игрушка идёт на покраску и упаковку. Упакованные игрушки развозят по всей стране в магазины.
2. Физминутка:
Есть игрушки у меня :
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран-
Настоящий великан.
Сколько вместе? Как узнать?
Помогите сосчитать!
(дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом)
3. Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка?»
Например:
Игрушка из пластмассы…пластмассовая игрушка.
-Из меха…меховая игрушка.
-Из железа…железная игрушка.
-Из стекла…стеклянная игрушка.
-Из дерева…деревянная игрушка.
III.Заключительная часть
Итог. Ребята, что интересного и нового вы узнали об игрушках? Какие раньше были игрушки? С какими игрушками сейчас играют дети? Как нужно обращаться с игрушками? Игрушки иногда ломаются, с ними нужно играть аккуратно и после игры ставить на своё место.
Беседа: «Русская народная игрушка»
Цель: Развитие связной речи детей, дать представление об истории возникновения русской народной игрушки – матрешке
Задачи:
Образовательные:
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
Звуковая культура речи: закреплять четкое и правильное произношение звука [с] в словах, фразах в разном темпе и тембре.
Уточнять представление о значении слов «мудрец», «пестрый», «сарафан», «передник».
Развивающие:
Развивать связную речь, внимание, мышление.
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству.
Воспитывать умение слушать и слышать друг друга и воспитателя.
Предварительная работа: беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов.
Материалы и оборудование: иллюстрация и изделие «Матрешка».
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель приглашает подойти детей к себе и произносит громко слова: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было все понятно. Усядемся на пригорке да расскажем чистоговорку: «Купила бабуся бусы Марусе». (чистоговорку произносят все вместе медленно и тихо, затем еще раз громко и быстро).
2 основная часть.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках, узнаем, как они появились, из какого материала сделаны. Но сначала послушайте историю, которую мне рассказала одна знакомая девочка. Эта история приключилась у них в детском саду. Слушайте внимательно и запоминайте, мы будем ее обсуждать.
«Однажды Оля принесла из дома не совсем обычную куклу. Сделана она была из дерева. Она была очень красиво расписана. На ней был синий, словно летнее небо, сарафан с цветочками и такой же платочек. Ее можно было собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получалось много кукол. Эта кукла называлась – матрешка. Ребятам очень понравилась кукла. Все стали рассматривать и восхищаться, до чего же она красивая. Одна Таня стояла немного в стороне и думала: «Подумаешь, матрешка!» Ей не хотелось, чтобы все говорили, какая у Оли замечательная кукла.
Когда дети стали собираться на прогулку, Таня немного задержалась в группе. Она взяла самую маленькую матрешку и спрятала ее.
Вечером Оля обнаружила пропажу. Она сильно расстроилась, так как это был подарок бабушки. Миша увидел, что Оля расстроилась. Он подошел к ней и предложил поискать матрешку. Вдвоем ребята быстро нашли пропавшую куклу».
Анализ рассказа:
- Понравилась вам история?
- Вам кого-нибудь стало жалко в этой истории? Почему?
- Кого можно пожалеть и почему?
- Чей поступок можно назвать неправильным и почему?
- Как по-другому можно назвать поступок Тани? (нехороший, плохой, вредный, некрасивый)
- Что нужно сказать Тане, чтобы она поняла, что поступила плохо?
- Кто-нибудь может рассказать, кого следует похвалить и почему?
- Как можно назвать поступок Миши?
- Миша поступил, как поступает кто? (настоящий друг)
- Как бы вы поступили, если бы увидели, что ваш друг или подруга чем-то огорчены?
Я надеюсь, что у нас в группе таких ситуаций не будет, когда кто-то специально совершает нехорошие поступки, чтобы досадить своему товарищу.
Физкультминутка
Давайте немножко отдохнем.
Солнце яркое встает, (пальцы растопырены, руки подняты до уровня лица)
В мастерскую собирается народ (ходьба на месте)
Под руками глина – слой на три аршина (руками «обхватывают большой ком»)
Стали шарики катать – как снежки, бывало (изображают, как лепят снежки) Глину щупать, глину мять (сжимают и разжимают пальцы)
Кто-то сделал индюка – распушенные бока, (руки на поясе, повороты вправо, влево)
У кого-то глина стала вдруг павлином (руки за спиной, ладони «хвост павлина»)
Удивительному чуду мы поклонимся не раз, (наклоны вперед)
А затем пойдем мы в пляс (кружатся.)
3. практическая часть
Рассказ о матрешке
- А сейчас мы узнаем кто из вас самый внимательный. Вспомните, какую игрушку принесла Оля в группу? (матрешку).
- Почему она была необычная? (Она была красиво расписана. Ее можно было разбирать и собирать).
- А вам нравится матрешка? Всем нравится веселая игрушка расписная матрешка (показ матрёшки).
А вы знаете, что она родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Владимирович Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая кукла только поменьше.
- Скажите, что значит «мудрец»? (очень умный человек, мудрый)
Так вот художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японского старика-мудреца. Кукла эта была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой сидела кукла поменьше, а в той еще меньше и т. д.
Малютин нарядил каждую куклу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек.
- Кто знает, что такое «сарафан»? (женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами)
Посмотрите, одеты ли на этих матрешек сарафаны? Кто покажет?
- Что такое «передник»? (фартук)
Есть ли передники у этих матрешек? Где они?
- Что значит «пестрый» передник? (разноцветный)
-А какие передники у этих матрешек: пестрые или одного цвета?
-Обратите внимание у матрешек одинаковые наряды или нет? (разные)
-Вот и у всех матрешек, которые сделал Малютин, не было похожего наряда: у одной сарафан красный, у другой-зеленый с цветами, у третьей-малиновый -А кто вспомнит, какой наряд был у матрешки, которую принесла девочка Оля в нашей истории? (синий сарафан с цветочками и такой же платочек)
- С чем сравнивается сарафан матрешки в рассказе? (он был синий, словно летнее небо).
-Кто-нибудь знает, почему эту куклу назвали матрешкой? А хотите узнать? Малютин назвал куклу Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась Матрешка.
Рассматривание народных игрушек.
Обратите, внимание: здесь представлены предметы, сделанные руками русских мастеров и современные игрушки. Посмотрите и выберите, какие еще старинные русские игрушки, кроме матрешки, вы здесь видите (петух, барыня, конь и т. п.) Возьмите в руки по народной игрушке, расскажите, как называется ваша игрушка и из чего она сделана. ( например: у меня конь, он сделан из глины. Он глиняной и т. д.).
-Когда – то, давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами.
- Посмотрите, из чего сделаны эти игрушки?
-Как вы думаете, почему именно из этих материалов? (было много леса; глину, как и дерево всегда можно найти).
В далекие времена девочки любили играть с деревянными куклами, а мальчикам нравились глиняные свистульки. Одни мастера лепили или вырезали из дерева игрушки, другие их расписывали.
4. рефлексивно-оценочная часть.
-О чем мы сегодня говорили на занятии?
-Что нового узнали о народной игрушке?
Занятие закончено, спасибо, молодцы!
Беседа «Игрушки разных стран»
Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.
Япония
Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.
Африка
В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.
Америка
Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно. По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.
Франция
Во Франции стали создаваться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды. Во второй половине 17 века французы создают прекрасных пандор. Эти среднего размера фарфоровые куклы, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, создавались с целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров.
Италия
Самые первые куклы Furga имели тело из папье-маше и восковую (смесь стеарина, формальдегида и мела) композитную головку, но оригинальные детали не известны.
Англия
Англия – страна игр и игрушек, придуманных детьми на протяжении многих веков. Самой популярной игрушкой считается медвежонок Тедди. Он является героем английских сказок, комиксов и мультфильмов. Teddy Bear – это молчаливый и очень добрый плюшевый толстопузик с глазками-пуговками, мягкий и пушистый медвежонок – одна из самых популярных игрушек в мире. Медвежонку Тэдди — более ста лет, у него есть даже день рождения, в Великобритании его отмечают 27 октября. Мишка самая любимая игрушка всех детей в Англии.
Германия
Наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модель дома с полной обстановкой, посудой, часто драгоценной, детям позволялось по большим праздникам лишь полюбоваться на такие игрушки.
Кукольный дом – не только мечта каждого ребенка, но и возможность взрослого вернуться в детство.
Создание кукольных домов, замков, дворцов и городов, наполненных миниатюрными копиями предметов, становится традицией в Европе с конца XVII — начала XVIII века.
Кукольный дом – это миниатюрная копия дома с обстановкой, предметами быта.
Выставка «Моя любимая игрушка»
Выставка «Игрушки моих родителей»
У каждого человека в детстве есть игрушки,
У многих они остаются на всю жизнь.
Игрушки – это добрая сказка нашего детства,
открывающая нам дверь в огромный мир!
У каждого малыша есть своя любимая игрушка. У кого-то - это погремушка, у кого-то - уточка для купания. Иногда, любимой игрушкой становятся совсем необычные вещи: пододеяльник, который ребенок обнимает засыпая, или папина старая шляпа, в которую так здорово складывать различные безделушки.
С самого рождения на протяжении довольно большого времени нас окружают разные игрушки : вначале погремушки, потом неваляшки, пирамидки, кубики. И среди этого многообразия мы выбираем одну игрушку, и она становится самой любимой. …
… но думаю, что у каждого из нас всплывает в памяти образ игрушки, любимой игрушки – возможно потрёпанной, но такой милой сердцу. А сколько воспоминаний связано именно с ней, с игрушкой…
Так в нашем детском саду проходит невероятно интересная и увлекательная выставка «Моя любимая игрушка». Ребята принесли из дома любимую игрушку, показали всем в группе и рассказали интересные истории, связанные с этой игрушкой.
А ведь это не просто выставка? Это повод на несколько минут возвратиться в детство: перебрать на чердаке бабушкин сундук, вспомнить своих дорогих родных и близких, рассказать детям о своём детстве. Вот так и формируются семейные ценности: заботливое отношение к родным, к воспоминаниям, к игрушкам. И непременно, это лишний повод пообщаться со своим ребёнком, показать, что и мы, взрослые, когда-то были детьми…
Выставку можно организовать совместно с родителями.