Получи документы

Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста (16 фото)

Галина Андреева
Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста

Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста

Проблема воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной. Значительная миграция населения стран с разными традициями, языком, верованиями во всём мире приводит к росту психологической напряжённости, конфликтам, столкновениям. Люди вынуждены вновь задумываться над вопросами, решение которых раньше представлялось однозначным. В результате меняется законодательство, и сегодня можно видеть, как резко различается отношение общества ко многим аспектам частной жизни человека в разных странах и разных культурах. Таким образом, формирование толерантности у детей как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей приобретает особое значение.

Публикация «Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Толерантность (от латинского «терпение») – социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Первая в России либеральная гуманистическая федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)» была официально принята 25 августа 2001г.

Психологической основой формирования толерантности как отношения к другому человеку и другой культуре может стать, с одной стороны, присущая дошкольнику общая познавательная любознательность, поддержке и развитию которой уделяется большое внимание в программе «Радуга», а с другой – ориентация на принятые современным международным сообществом общечеловеческие ценности. Это прежде всего ценность жизни и человеческого достоинства, представление о правах человека, в том числе и правах ребёнка.

Сформулируем основные принципы организации деятельности педагога по данному направлению работы:

1. Широкий познавательный контекст, провоцирующий любознательность и познавательную активность детей.

2. Современный качественный иллюстративный материал, включающий видео- и аудиоматериалы, фотографии, произведения искусства.

3. Принцип непрерывного «образовательного цикла», реализуемый на протяжении достаточно длительного времени.

4. Разнообразие творческой деятельности детей – рисование, лепка, создание коллажей, игровая и театральная деятельность.

5. Сотрудничество с родителями и целесообразное привлечение их к подготовке образовательных бесед, игр, праздников.

6. Проведение итогового события-праздника для детей совместно с родителями (или итогового занятия).

7. Выбор тематики цикла и его окончательное планирование осуществляется в соответствии с интересами конкретных детей группы, а также педагога, который будет его проводить.

8. Использование культурологического подхода в качестве основы отбора содержания образования, а также метода трансляции его детям.

Миссия образовательных организаций – трансляция культуры новому поколению.

Культурологический подход – это, с одной стороны, принцип отбора содержания образования, а с другой – метод его подачи детям на всех ступенях образования. В системе дошкольного образования назрела необходимость переходить от программ, ориентированных только на индивидуальное развитие ребёнка – возрастное становление высших психических функций внимания, памяти, волевых процессов, мышления, а также освоение основных видов детской деятельности – игры, продуктивного творчества, речи; на подготовку к обучению в школе, понимаемую как усвоение некоторого содержания из области элементарной арифметики, геометрии, грамоты и формирование кругозора, к программам, ориентированным на создание детско-взрослых сообществ, в которых происходит трансляция культуры в её исходной целостности содержания и системы отношений, реализующих соответствующие ценности.

Работа по данному направлению реализуется в русле лучших традиций отечественной дореволюционной дошкольной педагогики, когда знакомство детей дворянского сословия с отечественной историей и культурой других стран начиналось в возрасте 4 лет.

В основу педагогической работы положены следующие принципы:

1. Развивающий характер образования обеспечивается через отбор наиболее значимого, структурообразующего содержания образования.

2. Принцип научности является ведущим в отборе информационной составляющей воспитательно-образовательной работы.

3. Принцип подлинной художественной ценности и аутентичности является ведущим в отборе содержания и материала художественного образования.

4. Принцип учёта возрастных психологических особенностей детей определяет отбор и направление авторской разработки форм, методов, и технологий педагогической работы.

5. Принцип личностно-ориентированного индивидуального подхода к каждому ребёнку реализуется в руководстве деятельностью детей. Педагог не должен жёстко программировать результат деятельности детей.

6. Принцип патриоцентризма обеспечивает связь любого образовательного содержания с формированием отношения к родной культуре и традициям.

7. Воспитательная направленность образовательного процесса является важной чертой педагогической деятельности.

В своей работе использовали методическое пособие для воспитателей «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду» (авторы Е. В. Соловьёва, Л. В. Редько).

Деятельность ведётся в виде проектно-познавательной тематической работы с детьми. Её суть и основа – сравнение культурных традиций, существующих в разных странах и связанных с какой-то простой и понятной детям стороной повседневной жизни или праздником. Провоцируя интерес детей, рассказывают им о культурных традициях, которые выглядят необычными, отличаются от привычного для них опыта. Это расширяет горизонт представлений детей о возможном, стимулирует воображение, обогащает их социальные представления. Сказки, костюмы, традиции еды, обычаи вежливости, особая музыка, звучание языка – всё завораживает и в то же время даёт лучше ощутить богатство и красоту собственной культуры. Вместе с тем, когда речь идёт о ценностях, предлагается делать акцент на сходстве, не перегружая психику маленького ребёнка картиной различий (нравственные качества, семья, быт, игры детей и др., на том, что сближает всех людей.

Примерные темы проектов:

• По следам сказочной полбы.

• Праздники урожая в разных странах.

• Путешествия по странам и континентам.

• Путешествие с чаепитием.

• Куклы мира.

• Хоровод детей планеты.

• Во имя розы.

• Образы животных в культурах разных стран.

Прежде чем приступать к проектной работе, были проведены анкетирование родителей и опрос детей.

В анкетировании принимали участие 36 семей, из них 72% однонациональных семей и 28% многонациональных семей.

• 81% родителей уважают и принимают культуру разных народов, 19% относятся нейтрально.

• 86% родителей считают, что нужно знакомить детей с культурами разных стран, 14% - по возможности нушно, но не обязательно.

• 83% родителей относятся к мигрантам, как к равным себе людям, 14% относятся безразлично, 3% - отрицательно.

• 61% родителей не против, чтобы дети мигрантов были у них в группе, 33% относятся к этому безразлично, 6% - категорически против.

В опросе принимали участие 35 детей подготовительных к школе групп.

• На вопрос «В какой стране мы живём?» 34 ребёнка (97%) ответили правильно.

• На вопрос «Как называется столица нашей страны?» 25 детей (71%) ответили верно.

• Отвечая на вопрос «Какие страны ты знаешь?», 16 детей (46%) назвали по 3-6 страны, 12 детей (34%) назвали по 1-2 страны.

• Вопрос «Какие зарубежные города ты можешь назвать?» вызвал у детей затруднения. 10 детей (29%) назвали по 1-2 города.

Можно сделать вывод, что тема является актуальной и вызывает интерес у родителей, будет полезной для детей.

Проектная работа велась на трёх группах:

• Проект «По следам сказочной полбы…» - подготовительная к школе группа «Заиньки», воспитатели Т. Н. Мартюшева, В. М. Данилова.

• Проект «Хоровод детей планеты» - подготовительная к школе группа «Чиполлята», воспитатели Е. З. Перевозчикова, М. И. Лапшина.

• Проект «Куклы мира» - старшая группа «Гномики», воспитатель Т. Г. Ильминских.

Проект «По следам сказочной полбы…»

Задачи:

• Формировать толерантность, давая детям представление о взаимосвязи и взаимозависимости жизни людей, живущих в разных странах, взаимообмене знаниями, технологиями, который постоянно происходит в истории человечества, на примере истории происхождения злаковых культур.

• Формировать толерантное отношение и интерес к людям разных культур, давая детям представление о том, что люди в разных странах по-разному готовят хлеб, но схожи в своём отношении к нему как к основе жизни, в уважении к труду тех, кто выращивает зерно и готовит хлеб, к самому этому продукту.

• Расширять географический и исторический кругозор детей.

Образовательный цикл включает в себя следующую информацию:

• Исторические представления (откуда в Россию пришли разные крупы, зерновые культуры, хлеб разных стран).

• Естественно-научные представления (виды и технология выращивания различных зерновых культур).

• Социальные представления (профессии, виды труда).

• Культурная символика и ценностные смыслы (художественная литература, фольклор, пословицы)

Полученные знания и впечатления дети отражали в продуктивной деятельности и игровой деятельности. Упор делался на практическую деятельность (экскурсии, изготовление блюд из муки и крупы, дегустация, что существенно повышает интерес детей к проекту.

Воспитание детей Материалы для педагогов воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной Значительная миграция населения стран с разными традициями языком верованиями во всём мире приводит к росту психологической напряжённости конфликтам столкновениям Люди вынуждены вновь задумываться над вопросами решение которых раньше представлялось однозначным В результате меняется законодательство и сегодня можно видеть как резко различается отношение общества ко многим аспектам частной жизни человека в разных странах и разных культурах

Проект «Хоровод детей планеты»

Задачи:

• Формировать толерантность на основе представления об образе жизни и интересах детей, живущих в разных странах.

• Показать сходство чувств, желаний детей, живущих в разных условиях и разных культурах, общечеловеческую потребность в любви, защите, заботе, тепле.

На примере 4 стран (Франция, Италия, Китай, Россия) проект прорабатывался по темам: карта (месторасположение, герб, флаг, столица, особенности проживания, особенности кухни, достопримечательности, некоторые праздники и традиции, герои сказок, игры детей.

Познавательный материал закреплялся в продуктивной и игровой деятельности детей. Основной задачей стало не освоение знаний, а поддержка интереса детей к разным культурами, воспитательные моменты (в мире живёт очень много разных людей, но у всех есть и что-то общее, все мы равны). Итогом проектной работы стали коллажи, созданные по каждой стране, которые позволяют вспомнить проделанную работу.

Таким образом формирование толерантности у детей как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей приобретает особое значение Публикация Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов Темочки Толерантность от латинского терпение социологический термин обозначающий терпимость к иному образу жизни поведению обычаям чувствам мнениям идеям верованиям Первая в России либеральная гуманистическая федеральная программа Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе гг была официально принята августа г Это прежде всего ценность жизни и человеческого достоинства представление о правах человека в том числе и правах ребёнка Сформулируем основные принципы организации деятельности педагога по данному направлению работы

Проект «Куклы мира»

Задачи:

• Познакомить детей с русскими и зарубежными народными куклами, сделанными из разного материала – соломы, льна, ткани, глины и дерева.

• Познакомить детей с ролью кукол в жизни детей и взрослых.

• Воспитывать интерес и уважение к истории, народным традициям России и других стран.

Для начала старшей группы проект оказался сложноват (знакомство с куклами разных стран, поэтому упор был сделан на знакомство с народными куклами России, введение их в игровую деятельность, отражение темы в продуктивной деятельности. Планируется вернуться к этому проекту по окончании старшей группы в летний период.

Фото №1 Широкий познавательный контекст провоцирующий любознательность и познавательную активность детей Фото №2 Современный качественный иллюстративный материал включающий видео и аудиоматериалы фотографии произведения искусства Фото №3 Принцип непрерывного образовательного цикла реализуемый на протяжении достаточно длительного времени

Мир для дошкольника – это чудесная история. Возвращение образовательного содержания в его исходный целостный – полный, многокрасочный и «одушевлённый» - культурный контекст позволяет повысить развивающую эффективность работы.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре "Кошки - мышки" используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра "Кошки.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 09:26
+232Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД