Людмила
Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы реализации технологии.
Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно.
Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3) – организация вдумчивого продуктивного чтения-слушания – направлен на развитие устойчивости интереса к художественной литературе. Он включает непосредственно организованную образовательную деятельность по чтению-слушанию и обсуждению сказок, совместную со взрослым и самостоятельную познавательную деятельность детей по чтению и обсуждению стихотворений и рассказов, которые способствуют познавательно речевому развитию старших дошкольников.
Публикация «Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста, Часть 3» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
На этом этапе развитие устойчивости интереса к художественной литературе у старших дошкольников организуется на основе обучения вдумчивому продуктивному чтению-слушанию по следующим этапам.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт детей.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение/рассказывание текста. Чтение-слушание или выборочное чтение (на выбор педагога) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями детей. Выявление первичного восприятия текста (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор педагога). Выявление совпадений первоначальных предположений детей с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Коллективное обсуждение прочитанного. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности детей (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Кроме того, творческие задания предусматривают другие виды деятельности детей: рисование, художественный труд, драматизацию, игру и т. д.
Заключительный этап – проведение игры - драматизации по мотивам сказок.
Цель: в игровой форме закрепить представления детей о художественных особенностях сказок, их идеей и характерах героев; обогатить эмоциональную сферу детей; поддерживать интерес к чтению; развить творческие способности детей к драматизации, ролевому разыгрыванию литературных произведений, инсценированию.
Так же можно использовать художественное слово во время прогулки. Поэтические строки позволят детям полнее почувствовать красоту природы, обратить внимание на некоторые особенности окружающего их мира, обогатить эстетическое восприятие детей.
Второй этап технологии (блок 4) направлен на развитие осознанности интереса к художественной литературе. Он включает организованную образовательную деятельность по рассматриванию и обсуждению познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельную работу в уголке книги, в уголке театра, театрализованные игры, рассматривание книг и картинок.
Третий этап технологии (блок 5) включает специально организованные взрослыми развлечения и культурно-досуговую деятельность детей, цель которых развитие активности интереса к художественной литературе. В игровой форме происходит закрепление представлений детей о художественных особенностях сказок, рассказов, стихотворений; обогащается эмоциональная сфера детей; поддерживается интерес к чтению; развиваются творческие способности детей к драматизации, ролевому разыгрыванию литературных произведений, инсценированию, театрализованным играм.
Для воспитателей ДОУ можно провести цикл консультаций по темам:
1. Роль детской художественной литературы в развитии личности ребенка.
2. Критерии отбора художественных произведений для чтения и рассказывания детям.
3. Организация книжного уголка в группе ДОУ.
В целях развития у детей интереса к книге и самых элементарных умений пользоваться ею, т. е. рассматривать картинки, в старшей группе детского сада можно организовать книжный уголок – место для хранения и рассматривания книг, в котором хранятся книги по разным темам, некоторые в нескольких экземплярах. Каждый ребенок имеет возможность взять любую книжку, сесть за стол, посмотреть картинки, поговорить о них с товарищами. Это особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, «перечитывает». Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Бородина, В. А. Технологии читательского развития / В. А. Бородина. – 2011.
3. Гриценко, З. А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста / З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 19-27.
4. Новикова, Т. А. Воспитание дошкольника как читателя: методические рекомендации для библиотекарей / Т. А. Новикова. - Дмитров: Вести, 2010. – 20 с.
5. Ушакова, О. С. Развитие речи при ознакомление с художественной
литературой / О. С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984. – С. 18-26.