Приложение МААМ

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

марина грек
Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития в нашем обществе произошли большие изменения. Быстрыми темпами в нашу жизнь внедряется информационная технология. Степень жизни человека, его качество во многом зависят от скорости их освоения, от желания получать новые знания, глубины познания. С изменениями условий развития каждого субъекта изменяются и сами субъекты. На сегодняшний день у детей дошкольного возраста высокая необходимость к восприятию информации, отмечается настойчивость и требовательность в поведении, многие дети отказываются выполнять бесполезные действия. Но преградою познания выступает повышенная эмоциональность, высокая утомляемость, выраженная тревожность, гиперреактивность. Поэтому необходимо поддержать детское стремление к познанию нового, помочь им справиться с трудностями и быть инициативными, познавательно активными, интересующимися миром.

Публикация «Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

С позиции психологической науки активность рассматривается, как «способность изменить окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями» [14].

Проблеме познавательной активности уделялось внимание в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Нами были изучены работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и т. д. В качестве одного из видов активности ученые выделяют активность познавательную (исследования Д. Б. Годовиковой, М. И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой, Г. И. Щукиной). В первую очередь ученые рассматривают понятие «познавательная активность», в чем ее сущность. На наш взгляд, большое значение для определения сущности данного понятия имеют работы М. И. Лисиной. В ее работах познавательная активность рассматривается в связи с познавательной деятельностью. М. И. Лисина определяет познавательную активность как положение готовности к познавательной деятельности, как состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее. Коэффициент готовности к познавательной активности, по мнению исследователя, выступают: признаки интереса, внимания, сигналы о настройке на начало работы [25]. Исследования М. И. Лисиной свидетельствуют о том, что между познавательной активностью и деятельностью наблюдается тесная связь. При этом познавательная активность выступает одним из компонентов в структуре деятельности и выражается в процессах взаимодействия личности с окружающей действительностью.

Известный педагог - психолог А. М. Матюшин активность связывал с деятельностью, а в составе деятельности с такой ее частью, как потребность. В его исследованиях потребность выступает как «внутренний источник активности». Тесная связь активности с потребностями подразумевает их неразрывную связь [15].

Исследование познавательной потребности провел В. С. Юркевич. Она рассмотрела этот феномен как «потребность в деятельности, направленная на получение новых знаний». В. С. Юркевич было выделено две формы познавательной потребности :

1) потребность в познании может выражаться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их, и наконец, в накоплении знаний);

2) потребность в исследовательской деятельности, с целью получения новых знаний. Вторая форма более активна и на прямую направлена на получение новых знаний [15].

Ряд исследователей, занимающихся изучением проблемы познавательной активности личности, обращаются к понятию «познавательный интерес».

Так, Г. И. Щукина, рассматривая в своих работах понятия «познавательный интерес» и «познавательная активность», устанавливает между ними тесную взаимосвязь, а также указывает на обусловленность познавательной активности не чем иным, как познавательным интересом, характерными чертами которого, по ее мнению, являются стремление к его удовлетворению и определенный эмоциональный подъем. Исходя из этих характеристик, Г. И. Щукина выделяет следующие тесно взаимосвязанные компоненты познавательного интереса :

– интеллектуальный компонент, выражающийся в интеллектуальной деятельности, проявляющийся в активном поиске разрешения проблемы, в исследовательском подходе, в готовности к решению познавательных задач;

– эмоциональный компонент, проявляющийся в эмоциях удивления, в чувстве ожидания нового, в чувстве интеллектуальной радости, успеха;

– регулятивный (волевой) компонент. Познавательный акт представляет собой своеобразное поэтапное движение, сопровождаемое волевой направленностью, преодолением различных трудностей, препятствий в процессе разрешения мыслительной, интеллектуальной задачи [27].

Таким образом, осуществленный нами анализ исследований по проблеме познавательной активности личности позволяет сделать вывод о том, что между понятиями «познавательная активность», «познавательная деятельность», «познавательная потребность» и «познавательный интерес» существует теснейшая взаимосвязь.

Нами изучены работы современных авторов Э. И. Бахтеевой, Е. А. Меньшиковой, Д. А. Моловичко, В. В. Щетинининой, В. С. Юркевич. В них подразумеваются модели развития познавательной активности в настоящее время. Они рассматривают активность в рамках различных видов детской деятельности (В. В. Щетинина в поисковой деятельности, Н. В. Кудикина в игре, Д. А. Моловичко в учебной деятельности).

В отечественной психологии в понимании активности можно выделить два подхода:

активность как деятельность (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Е. В. Коротаева, Т. И. Шамова);

активность как черта личности (Б. Г. Ананьев, Е. В. Шорохова, Т. И. Шамова). Ученые полагаются на оба подхода при определении познавательной активности, так как они дополняют друг друга.

Анализируя имеющиеся определения, ученые, согласились с В. В. Щетининой. Они считают, что познавательная активность – это «интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой, в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений» [36].

Выделяют социальную (П. Н. Мальковская, В. Г. Маралов, познавательную (Н. А. Половникова, трудовую (Е. А. Ануфриев) и другие виды активности, в зависимости от того, характеристикой какой деятельности выступает сама активность.

В психолого-педагогической литературе указаны такие движущие силы развития познавательной активности, как:

– противоречия между познавательными запросами ребенка и его реальным уровнем развития;

– между сформировавшимися способами получения знаний и потребностью в более сложных формах познания и др. (А. Г. Асмолов, Е. А. Меньшикова);

– потребности человека (Н. Ф. Добрынин, И. Л. Баскакова, М. В. Гамезо).

Выделяют задачи образования и воспитания детей, способствующие развитию познавательной активности :

– потребность включения ребенка в деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. А. Сухомлинский);

– возможности развивать умственную деятельность (А. И. Крупнов, В. Д. Мозговой);

формировать интеллектуальную деятельность: учить обобщению, умению находить разные решения, необходимо развивать и совершенствовать способы и приемы умственной деятельности, развивать любовь к интеллектуальной деятельности (В. С. Юркевич);

– обучать самоанализу, само мотивации, само регуляции, самоорганизации, самоконтролю, самооценке (Ю. Н. Кулюткин) [1].

Политика государства и ориентировка на единую многоступенчатую систему образования переводит дошкольное образование на новые стандарты. В системе образования будет осуществляться плавный переход с одной ступени образования на другую. Главными принципами дошкольного образования, обеспечивающими развитие познавательной активности, согласно ФГОС дошкольного образования, являются:

1) создание образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, нацелено на интересы и возможности каждого ребенка и предусматривающую социальную ситуацию его развития;

2) в специфических видах детской деятельности поддержка инициативы и самостоятельности детей;

3) вероятность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

4) поддержка индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для самостоятельного принятия детьми решений, выражая свои мысли и чувства; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, экспериментально-исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) [21].

Функция педагога, для успешного всесторонне развитого ребенка, состоит в создании условий для познания, помощи в познавательной деятельности и проявлении инициативы. Современный педагог вызывает интерес, преподносит познавательный материал в отличной нетрадиционной форме. Условием формирования познавательной активности является наличие общей культуры личности.

Изучая положение по проблеме развития познавательной активности можно сделать следующие выводы. Познавательная активность старшего дошкольника – это качество личности, которое выражает инициативное, действенное отношение дошкольников к познавательной деятельности. Каждая личность проявляет интерес, самостоятельность и исполнительность, волевые усилия в процессе познания. Допустимо развивать такие качество в процессе познавательной деятельности при условиях:

умственное развитие должно соответствовать желанию и стремлению ребенком познавать;

познавательная деятельность должна осуществляться по схеме от заинтересованности к развитию устойчивых интересов;

эмоциональность должна быть в тесной связи с предлагаемой информацией.

Только тогда дошкольник будет увлеченным, интересующимся, будет владеть познавательными знаниями, иметь желание, эмоциональный настрой на деятельность, познавательную мотивацию, индивидуальный подход к деятельности [21].

Таким образом, проблема формирования познавательной активности находит свое отражение на различных уровнях – на уровне государства, науки, дошкольных образовательных учреждений. При этом познавательной активность связывают с познавательным интересом в деятельности, проявлением самостоятельности, инициативы. При формулировке понятия познавательной активности авторы опираются на деятельностный и личностные подходы. Достижения старшего дошкольника соответствуют его возможности повысить уровень своей познавательной активности.

Накопление сведений о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивать накопленные и поступающие сведения. Ребенку помогают взрослые, которые направят процесс познания детей на : установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира, содержательное упорядочивание информации.

Понимание причинно-следственных связей, способность их выделять в потоке событий и явлений, развивают ребенка в нескольких направлениях, а именно формирование и обогащение познавательной сферы невозможно без умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения, умения планировать свои и чужие действия, развития памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.

Развитие познавательной активности дошкольников является одним из основных направлений в процессе становления личности ребенка, так как невозможно переоценить роль познавательного активности в жизни ребенка. Необходимость ее развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

Развитие познавательной активности дошкольников – это сложнейший путь, который мы – взрослые должны открыть ребенку. Он содержит в себе: накапливание информации об окружающем мире, упорядочивание и систематизацию представлений о мире.

Список литературы

1. Абдрахманова, А. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. И. Абдрахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – №3. – С. 38–14. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru ; ( дата обращения: 12.01.2017).

2. Бажова, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л. И. Бажова. –СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 25 с.

3. Волошена, Е. А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста психологические науки [Электронный ресурс] / Е. А. Волошена, О. Н. Истратова // Приволжский научный вестник. – 2014. – №9. – С. 93–97. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru ( дата обращения: 15.01.2017).

4. Гуриненко, Н. А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов [Текст] : учеб. пособие для педагогов / Н. А. Гуриненко. – СПб. : ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 64 с.

5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В. И. Даль. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 7602 с. Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253990 ( дата обращения: 27.03.2017).

6. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – 2-е издание испр. –М. : ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.

7. Егорова, Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка [Электронный ресурс] / Т. В. Егорова ; сост. Т. В. Егорова. - М. : Аделант, 2014. - 800 с. Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241871 ( дата обращения: 27.03.2017).

8. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону, 2008. – 2-е изд. – 349 с.

9. Козлова, С. А., Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов 2-е издание / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

10. Куликовская, И. Э. Детское Экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 234 с.

11. Купарадзе, Н. Ц. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Ц. Купарадзе. – М. : Просвещение, 2001. – 121 с.

12. Листик, Е. М. Методические рекомендации к организации детского экспериментирования в условиях детского сада [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. М. Листик. – М. : Директ-Медиа, 2016. – 137 с.

13. Локтионова, З. А. Поисково-познавательная работа в детском саду [Текст] / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

14. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. –М. : СПб, 2014. – 857 с.

15. Мищенко, А. В. Теоретические и методологические проблемы системного исследования пологендерного развития индивидуальности детей дошкольного возраста [Текст] : монография /А. В. Мищенко. –Берлин. : Директор – Медиа, 2015. – 433 с.

16. Москаленко, В. В. Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология [Текст] / В. В. Москаленко, Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 115 с.

17. Нефедова, А. Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании [Текст] / А. Н. Нефедова // Педагогическое образование и наука. –2011. – № 3. – С. 19-22.

18. Панков, Л. В. Экспериментирование в различных видах деятельности: опыт работы [Электронный ресурс] – М. : Дошк. Образ, 2016. – Режим доступа: https://ivalex.vistcom.ru ( дата обращения: 20.01.2017).

19. Переверзев, А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольников? [Электронный ресурс] / А. Н. Переверзев // Теория и практика образования в современном мире: материал II междунар. науч. конфер. – СПб. : Реноме, 2012. – С. 51-54. – Режим доступа: https://old.moluch.ru ( дата обращения: 13.01.2017).

20. Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте [Текст] : автореф. Дис. Псих. Наук. – М. : Просвещение, 2001. – 48 с.

21. Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г., № 1155 // Рос. газета. 12.03.2015.

22. Программа «Истоки» в практике дошкольных образовательных учреждениях: опыт, поиск, находки [Электронный ресурс] / под науч. ред. Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой и др. – М. :ТЦ Сферв, 2014. – 200 с.. – Режим доступа: ds2-lub.edu.yar.ru ( дата обращения: 14.01.2017).

23. Прохорова, Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] : практическое пособие / Л. Н. Прохорова. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2014. – 72 с.

24. Прядка, А. Ю. Детское экспериментирование [Текст] / А. Ю. Прядка // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 40. – С. 119 –124.

25. Рубинштейн, С. А. Проблемы общей психологии [Текст] / С. А. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 2009. – 424 с.

26. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова. – М. : Изд. Дом «Каприз», 2001. – 307 с.

27. Рябова, Л. Н. Изучение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. Н. Усова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 136–139. – Режим доступа: www.chsu.ru; ( дата обращения: 10.01.2017).

28. Савенкова, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А. Савенкова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 3–6.

29. Сборник студенческих работ [Текст] / Г. Ф Ушамирская; под ред. Г. Ф. Ушамирской. – М. : Студенческая наука, 2012. – 2112 с.

30. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высшего пед. заведения / Е. О. Смирнова. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с.

31. Семенова, Т. М. Занятия в детском саду: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников [Текст] / Т. М. Семенова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 4–6.

32. Советский энциклопедический словарь [Текст] : 4-е издание ред. А. М. Прохорова. – М. : Советская энциклопедия, 1987. –1599 с.

33. Советский энциклопедический словарь [Текст] : 6 -е издание испр. и допол. ред. А. М. Прохорова. – М. : Советская энциклопедия, 1987. –1671 с.

34. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 126 с.

35. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Текст] / О. Чехонина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. –– С. 13–16.

36. Щетинина, В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс] / В. В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 441–1444. – Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp; ( дата обращения: 12.01.2017).

37. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2007. – 160 с.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактическая игра как средство развития познавательной Активности детей дошкольного Возраста Воспитатель Волощук Елена Владимировна.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного.

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Обращение к проблеме трудолюбия в контексте изучения феномена труда как деятельности, ее организации, обусловлено следующим: 1. Признанием.

Проблема творческих способностей в психолого-педагогической литературе Проблема способностей получила фундаментальную теоретическую и практическую разработку в трудах С. Л. Рубинштейна, прежде всего в плане развития,.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ" Цель проекта.

Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Сборник дидактических игр направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательной.

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Хосиямо Галина Тацуовна. Воспитатель МБДОУ№33 «Дюймовочка» г. Южно-Сахалинск 2016 г.. Краткая аннотация Современные дети живут и развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 6 августа 2017 в 18:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе» (включая файлы) размещена пользователем марина грек (УИ 830005) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД