Проект «История и культура русского народа»

Елена Горячкова
Проект «История и культура русского народа»

Проект старшей группы «История и культура русского народа»

Воспитатели: Горячкова Е. А., Полухина Ю. С.

Тип проекта: творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный (февраль-апрель)

Возраст: 5-6 лет

Проблема: В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, любил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев.

Актуальность: Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

Обучающие:

- Знакомить детей с культурными и духовными ценностями русского народа, его бытом, традициями.

- Познакомить с народными праздниками на примере масленицы, ярмарки

- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к истории народа.

- Развивать творческие способности.

- Развивать словарь ребенка, диалогическую речь.

Воспитательные:

- Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

- Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны.

- Воспитывать нравственные качества: дружелюбие, самостоятельность, патриотизм.

Участники проекта:

- дети

- воспитатели

- родители

Предполагаемый результат:

- Сформированная предметно- развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.

- Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании и художественно-эстетическом развитии детей

- Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

- Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

- Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

- Знают историю русского народного костюма, головных уборов.

- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

- Различают изделия разных народных промыслов.

Реализация проекта

1. Подготовительный этап:

- Просмотр презентации «Славяне – наши предки»

- Создание условий для приобщения детей к декоративно - прикладному искусству

- экскурсия в Русский музей

- сбор материала по теме: книги, альбомы, репродукции, иллюстрации, аудиозаписи, мимио-проекты, презентации

- подготовка к созданию мини-музея

2. Основной этап:

Социально-коммуникативное развитие:

- Экскурсия в этнографический музей

- Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.

- знакомство с историей народного костюма, с его элементами.

- сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Кукла заболела»

- Праздник «масленица»

- народные игры: молчанка, фанты, гуси, у дяди Якова 12 сыновей

Познавательное развитие:

- Беседы: «Образ русского богатыря», «Что прячется в старинном сундуке», «как Масленица празднуется на Руси», «Пасха»

- дидактические игры: «мы разные, но мы вместе», «одень куклу», «что сначала, что потом»

- Мимио-проекты, презентации: «Гжель», «Золотая хохлома», «Дымка», «Наши предки славяне», «Широкая масленица»

- НОД: «Мастерская русских умельцев», «История русского костюма», «Кукла из глубины веков», «Русская изба. Посиделки», «Хорош квасок, коль шибает в носок», «Не красна изба углами - красна пирогами», «Игрушки далекого прошлого»

- Адаптированные рассказы: «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Городецкая роспись»

- Просмотр мультфильмов: «Три богатыря», «Князь Владимир», «Добрыня Никитич»

- конструирование из ТИКО «шлем для богатыря»

- Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри».

- Знакомство с народными приметами.

Художественно-эстетическое развитие:

- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

- Знакомство с народно-прикладным искусством (гжель, дымка, городец, хохлома)

- Рисование «Хохлома»

- Рисование «Гжель»

- Рисование «Дымковская игрушка»

- Рисование «Городец»

- Раскрашивание «Мандалы»

- Роспись деревянных изделий

- Декупаж тарелочек и яиц к пасхе

- Конструирование из бумаги «Пасхальные яица»

- изготовление тряпичных куколок

- Совместная работа воспитателя с детьми «Красна девица» (нитки)

- Прослушивание русско- народной музыки

- Разучивание элементов русско- народных танцев.

Речевое развитие:

- Ознакомление с пословицами: «Какова мастерица — такова и работа», «К большому терпению придет и умение» и т. п.

- Обогащение и активизация номинативного словаря: понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.

- Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т. д.

- отгадывание загадок о предметах быта.

- Чтение и прослушивание Былин: Святогор- богатырь, Илья Муромец и Соловей разбойник, Микула Селянинович, Вольга Всеславович, Алеша Попович, Добрыня Никитич, О наливном яблочке и сере, про Добрыню Никитича и змея, золотые гусли, куклы наших бабушек

- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

- Прослушивание русско- народных сказок:

Физическое развитие:

- Русские народные подвижные игры: ловишки, колпачок, краски, я садовником родился.

Работа с родителями:

- Экскурсия в этнографический музей

- Конкурс «богатыри земли русской» (рисунки родителей с детьми)

- Оказание помощи в проведении ярмарки

- Оказание помощи в оформлении мини-музея по народно-прикладному искусству.

3. Заключительный этап

Подведение итогов проводится в виде досуга «Ярмарки мастеров»

Публикации по теме:

Сценарий «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту «Культура и быт русского народа»Сценарий «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту «Культура и быт русского народа» Екатерина Лаврентьевна Глубоковских Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского.

Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского народа»Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского народа» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе с презентацией Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Культура и быт русского народа в старину» Цель: Формировать представления о традициях русского народа: трудится, весело отдыхать, всё делать своими руками. Задачи Учить детей делать.

Конспект итогового мероприятия в средней группе к проекту «Культура и традиции русского народа» Цель:· -Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе. -Познакомить с некоторыми историческими событиями.

Конспект занятия в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Народная культура и традиции русского народа. Подготовили музыкальный руководитель Медведева.

Занятие-развлечение в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»Занятие-развлечение в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Занятие- развлечение в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Выполнила: Воспитатель первой категории Капустина.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Проект «Обычаи и традиции русского народа»Проект «Обычаи и традиции русского народа» Название проекта «Обычаи и традиции русского народа» составлен воспитателем 1 категории МБОУ "Начальная школа- детский сад №6 компенсирующего.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Проект «История и культура русского народа»
Опубликовано: 10 марта 2018 в 11:39
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Дидактическая игра «Настроение бывает разным»
Дидактическая игра «Настроение бывает разным» Игра предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей 4-9 лет, развивает произвольное...
Фотоотчет детско-родительских работ «Осенние фантазии» в старшей группе
Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки сбросит, Жёлуди, каштаны. – Соберу и стану Из кусочков пластилина, Камешков и шишек, И семян – делать...
Игровой куб по пожарной безопасности
Игровое пособие "Куб пожарной безопасности". Разработка игрового пособия отвечает требованиям ФГОС ДО: Информативен; Полифункционален ( способствует...