Проект «История и культура русского народа»

Елена Горячкова
Проект «История и культура русского народа»

Проект старшей группы «История и культура русского народа»

Воспитатели: Горячкова Е. А., Полухина Ю. С.

Тип проекта: творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный (февраль-апрель)

Возраст: 5-6 лет

Проблема: В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, любил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев.

Актуальность: Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

Обучающие:

- Знакомить детей с культурными и духовными ценностями русского народа, его бытом, традициями.

- Познакомить с народными праздниками на примере масленицы, ярмарки

- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к истории народа.

- Развивать творческие способности.

- Развивать словарь ребенка, диалогическую речь.

Воспитательные:

- Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

- Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны.

- Воспитывать нравственные качества: дружелюбие, самостоятельность, патриотизм.

Участники проекта:

- дети

- воспитатели

- родители

Предполагаемый результат:

- Сформированная предметно- развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.

- Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании и художественно-эстетическом развитии детей

- Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

- Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

- Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

- Знают историю русского народного костюма, головных уборов.

- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

- Различают изделия разных народных промыслов.

Реализация проекта

1.Подготовительный этап:

- Просмотр презентации «Славяне – наши предки»

- Создание условий для приобщения детей к декоративно - прикладному искусству

- экскурсия в Русский музей

- сбор материала по теме: книги, альбомы, репродукции, иллюстрации, аудиозаписи, мимио-проекты, презентации

- подготовка к созданию мини-музея

2.Основной этап:

Социально-коммуникативное развитие:

- Экскурсия в этнографический музей

- Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.

- знакомство с историей народного костюма, с его элементами.

- сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Кукла заболела»

- Праздник «масленица»

- народные игры: молчанка, фанты, гуси, у дяди Якова 12 сыновей

Познавательное развитие:

- Беседы: «Образ русского богатыря», «Что прячется в старинном сундуке», «как Масленица празднуется на Руси», «Пасха»

- дидактические игры: «мы разные, но мы вместе», «одень куклу», «что сначала, что потом»

- Мимио-проекты,презентации: «Гжель», «Золотая хохлома», «Дымка», «Наши предки славяне», «Широкая масленица»

- НОД: «Мастерская русских умельцев», «История русского костюма», «Кукла из глубины веков», «Русская изба. Посиделки», «Хорош квасок, коль шибает в носок», «Не красна изба углами - красна пирогами», «Игрушки далекого прошлого»

- Адаптированные рассказы: «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Городецкая роспись»

- Просмотр мультфильмов: «Три богатыря», «Князь Владимир», «Добрыня Никитич»

- конструирование из ТИКО «шлем для богатыря»

- Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри».

- Знакомство с народными приметами.

Художественно-эстетическое развитие:

- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

- Знакомство с народно-прикладным искусством (гжель, дымка, городец, хохлома)

- Рисование «Хохлома»

- Рисование «Гжель»

- Рисование «Дымковская игрушка»

- Рисование «Городец»

- Раскрашивание «Мандалы»

- Роспись деревянных изделий

- Декупаж тарелочек и яиц к пасхе

- Конструирование из бумаги «Пасхальные яица»

- изготовление тряпичных куколок

- Совместная работа воспитателя с детьми «Красна девица» (нитки)

- Прослушивание русско-народной музыки

- Разучивание элементов русско-народных танцев.

Речевое развитие:

- Ознакомление с пословицами: «Какова мастерица — такова и работа», «К большому терпению придет и умение» и т. п.

- Обогащение и активизация номинативного словаря: понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.

- Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т. д.

- отгадывание загадок о предметах быта.

- Чтение и прослушивание Былин: Святогор- богатырь, Илья Муромец и Соловей разбойник, Микула Селянинович, Вольга Всеславович, Алеша Попович, Добрыня Никитич, О наливном яблочке и сере, про Добрыню Никитича и змея, золотые гусли, куклы наших бабушек

- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

- Прослушивание русско-народных сказок:

Физическое развитие:

- Русские народные подвижные игры: ловишки, колпачок, краски, я садовником родился.

Работа с родителями:

- Экскурсия в этнографический музей

- Конкурс «богатыри земли русской» (рисунки родителей с детьми)

- Оказание помощи в проведении ярмарки

- Оказание помощи в оформлении мини-музея по народно-прикладному искусству.

3. Заключительный этап

Подведение итогов проводится в виде досуга «Ярмарки мастеров»

Публикации по теме:

Сценарий «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту «Культура и быт русского народа»Сценарий «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту «Культура и быт русского народа» Екатерина Лаврентьевна Глубоковских Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского.

Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского народа»Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского народа» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе с презентацией Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Культура и быт русского народа в старину» Цель: Формировать представления о традициях русского народа: трудится, весело отдыхать, всё делать своими руками. Задачи Учить детей делать.

Конспект итогового мероприятия в средней группе к проекту «Культура и традиции русского народа» Цель:· -Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе. -Познакомить с некоторыми историческими событиями.

Конспект занятия в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Народная культура и традиции русского народа. Подготовили музыкальный руководитель Медведева.

Занятие-развлечение в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»Занятие-развлечение в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Занятие- развлечение в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Выполнила: Воспитатель первой категории Капустина.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Проект «Обычаи и традиции русского народа»Проект «Обычаи и традиции русского народа» Название проекта «Обычаи и традиции русского народа» составлен воспитателем 1 категории МБОУ "Начальная школа- детский сад №6 компенсирующего.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Проект «История и культура русского народа»
Опубликовано: 10 марта 2018 в 11:39
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День хвойных деревьев на МААМ

«Зимой и летом одним цветом» — отгадке на эту загадку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представления детей о хвойных деревьях...

20 октября. Международный день повара

Повар – это специалист, способный из набора даже самых простых продуктов приготовить вкусное блюдо. И может делать это изо дня в день. Людям этой важной профессии посвящён международный праздник 20...

Мастер-класс по конструированию из бумаги «Жираф для зарядки» У жирафа пятна, пятна
У жирафа пятна пятнышки - песня, которую Екатерина Железнова придумала не просто для развлечения самых маленьких слушателей. Эту песенку с множеством...
Мастер класс по объемной аппликации «Веточка ели с шишкой» ко Дню хвойных деревьев на...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию объемную аппликацию «Веточка ели с шишкой». Такую работу можно выполнить совместно с детьми младшего дошкольного...
Мастер-класс поделки из природного материала «Колючая семейка»
Осень каждый год нас одаривает изобилием природного материала, поэтому не случайно именно осенью проводятся выставки поделок из природного материала. В нашей...