Фокина Наталья Вячеславовна
Проект «История моей семьи» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ»
Тип проекта : групповой, краткосрочный, творческий.
Автор проекта : воспитатель подготовительной группы МБДОУ Дядьковского детского сада Фокина Н. В.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Возраст детей : 6 – 7 лет.
Сроки проведения: 13.11.2023 г. – 30.11.2023 г.
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „История моей семьи“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- отсутствие у детей четких представлений о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи;
- утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей в связи с крушением идеалов и нравственных ориентиров;
- потеря у детей традиционного авторитета родителей, педагогов и взрослых в целом;
- разобщенность между семьей и дошкольным учреждением.
Цель проекта : формирование и воспитание у детей интереса, уважительного отношения и любви к своей семье, её истории.
Задачи проекта :
- формировать у ребёнка позитивное отношение к своему «Я»;
- расширять представления о родословной;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой продуктивной деятельности;
- способствовать развитию педагогической компетентности родителей;
- расширять представления о семье у ребенка посредством бесед о семье, семейных традициях и т. п. ;
- приобщение детей и родителей к реализации проблемной ситуации проекта.
Продукты проекта :
- выставка «Генеалогическое дерево рода» (совместная работа родителей и детей);
- фотовыставка «Отдыхаем всей семьёй»;
- выставка рисунков по теме «Один день из жизни семьи»;
-выставка поделок ко Дню матери.
Этапы реализации проекта «История моей семьи» :
1 этап – подготовительный.
Работа с родителями и детьми:
-разработка мероприятий, направленных на достижение цели проекта;
- обсуждение идей по реализации проекта, отбор наиболее оригинальных;
- предварительная работа с родителями (беседа, информирование в чате, подготовка информационных буклетов);
- сбор, накопление материала;
- подготовка индивидуальных заданий для детей и родителей.
2 этап – основной.
Работа с детьми:
- Беседа по теме «Для чего человеку дано имя?»;
- Беседа «Традиции моей семьи»;
- Занятие по теме проекта;
- Организация выставки «Генеалогическое древо моей семьи»;
- Организация выставки рисунков «Один день из жизни моей семьи»;
- Организация выставки поделок ко Дню матери.
Работа с родителями:
- Буклеты для родителей «Как знакомить ребенка с историей семьи»;
- Изготовление родителями совместно с детьми генеалогического древа семьи;
- Рассматривание фотоальбома «Моя семья».
3 этап – заключительный.
- Выставка детских рисунков «Один день из жизни моей семьи»;
- Выставка «Генеалогическое древо моей семьи»;
- Выставка поделок ко Дню матери;
- Фотовыставка «Отдыхаем всей семьёй».
Цель:
- создание условий для формирования у детей интереса и уважительного отношения к своей семье, её истории.
Задачи:
- формирование у ребёнка представлений о семейной и гражданской принадлежности;
- расширение представлений о родословной семьи;
- воспитание любви и уважения к членам своей семьи.
Материалы:
изображение Генеалогического древа, Свидетельства о рождении, изображение Дерева с прорезями и картинки членов семьи, картинки-схемы с изображением семейных обязанностей, сердечко, мячик, картинки Туч и Солнышек.
Ход ЗАНЯТИЯ
- Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать на какую тему, нужно отгадать ребус (размещен на доске) :
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «Я»
И получится? …
Какое слово спрятано здесь?
- Правильно. Сегодня мы поговорим о семье. А что такое семья? (Это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу).
- Ребята, семья – это самое главное и дорогое, что есть у человека!
- Зачем человеку семья? (Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и воспитывать детей).
- Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, уважать, ухаживать, защищать).
- Из кого может состоять семья? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
- А как их всех можно назвать одним словом? (Родственники, родня).
- А теперь подумайте, что есть у всех людей, но у каждого человека своё? (Имя)
- Правильно, ребята. Каждый человек после рождения имеет право на имя. И нарушать это право нельзя, а подтверждается оно вот таким документом, который называется «Свидетельство о рождении» (показ образца). У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.
- Ребята, а чем отличаются люди из разных семей? (Фамилией)
- Я каждому из вас буду бросать мяч и тот, у кого он в руках должен назвать свою фамилию и имя. (Игра с мячом)
- Ребята, каждый человек имеет право не только на имя, но и на семью. Как вы думаете, кто самый старший в семье? (ответы детей)
- Кто самый молодой? (ответы детей)
- А кто самый мудрый? (ответы детей)
- А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится друг другу? (ответы детей)
- Теперь я предлагаю вам отгадать загадки:
1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.
Мама мамина она, а зовут ее просто … (бабушка).
2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.
Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка).
3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.
И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)
4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа).
5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.
Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки).
6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)
- Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как называется это дерево? (на доске изображено Генеалогическое древо)
- Ребята, это дерево называют генеалогическим или семейным древом. Повторим все вместе.)
- Ребята, ваша семья, как это дерево и каждый член семьи –его листочек. Мы сейчас попробуем вырастить древо семьи некоторых из вас, а желающие расскажут о своей семье. Посмотрите на доску, как составляется древо. (Показ воспитателем на примере, после чего дети подходят к столу и составляют свое древо, желающие рассказывают о своей семье)
Игра «Какой? Какая?»
- А теперь поиграем и подберем как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д. Тот, кому я брошу мяч, называет, какими могут быть родственники. Например, мама - добрая, красивая, терпеливая и т. п. (Папа - строгий, умный, сильный. Бабушка - пожилая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая. Дедушка - старый, мудрый, седой. Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая. Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный).
Дидактическая игра «Семейные обязанности»
- У каждой семьи есть свои обязанности. То есть дела, которые должны исполнять члены семьи. У меня на доске расположены изображения мамы/папы/детей/бабушки/дедушки и карточки-схемы с изображением семейных обязанностей. Ваша задача – подобрать к каждой карточке соответствующего члена семьи, т. е. того, кто отвечает за конкретное дело (Дети по очереди подходят, и размещают под изображениями свою карточку).
- Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дружно маме помогаем
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
И полощем, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем!
Игра «Солнышко и тучка»
- А теперь я предлагаю вам, ребята, поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю ситуации, которые могут произойти в каждой семье и, если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?
- Нарисовали красивую картину в подарок маме;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Стреляли из рогатки по птицам;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке испачкали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Пнули ногой уличного кота.
- Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье, доме. Мы тоже знаем много пословиц, которые учат нас ценить свою семью. Сейчас я буду называть начало пословицы, а ваша задача – её закончить:
- При солнышке тепло, а при матери … (добро).
- Мой дом – моя … (крепость).
- Родительское слово на ветер … (не молвишь).
- Мать кормит детей, а земля … (людей).
- Вся семья вместе, так и душа … (на месте).
- Золото и серебро не стареют, мать и отец … (цены не имеют).
- Материнская ласка … (конца не знает).
- Сыр калача белее, а мать … (всех друзей милее).
- Ребята, о семье можно рассказывать не только словами, но и рисунками. Давайте нарисуем свою семью и устроим выставку на тему «Один день из жизни моей семьи». Вы можете нарисовать самый запоминающийся совместно проведенный день/праздник/прогулку/путешествие/игру и т. п.
(Дети рисуют свою семью, по итогу организовывается выставка рисунков).
- Ребята, послушайте интересное стихотворение о семье :
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье? Давайте встанем с вами в круг и, передавая сердечко, пожелаем нашим семьям чего-то самого заветного! (дети желают добра, счастья, здоровья, любви и т. п.)
Итог занятия
- Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось делать на занятии? ( Рефлексия: ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось).