МААМ-картинки

Проект как форма образовательного процесса старших дошкольников

Наталья Дубинская
Проект как форма образовательного процесса старших дошкольников

Проект - это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течении установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение определенного результата, это одно из средств достижения намеченных результатов. В повседневной жизни этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами :

1) Они направлены на достижение конкретных целей;

2) Они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

Публикация «Проект как форма образовательного процесса старших дошкольников» размещена в разделах

3) Они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом ( по продолжительности бывают: краткосрочные, недельные, долгосрочные)

4) Все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Ведущим видом деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

• Экспериментально-исследовательская

Проектно- конструкторская

• Производственная

Информационно- аналитическая

• Диагностическая

• Методическая

Образовательная и др. ,

Проектное обучение :

1) Способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

2) Развивает у участников осознание коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновляет детей на развитие коммуникабельности.

3) Развивает исследовательские умения.

Проектная деятельность - совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта и реализации).

Проектная деятельность обладает характерными для любого типа деятельности, определяемой традициями, ценностями, нормами, образцами. Главная ее ценность- свершение. Все средства подчинены достижению результата и их типология имеет второстепенное значение. Естественно, на разных этапах проектов необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным.

В образовании работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать деятельность детей на занятиях и в свободной деятельности в единое целое.

В свободной деятельности проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, координируемая воспитателем и реализуемая в проектах.

Второй компонент – работа над проектами - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е продукта)- это поделки и мероприятия.

Примеры проектов : создание скульптур, рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т. д.

Каковы этапы проектной деятельности?

1. Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме «Океан» могут быть подтемы: (жизнь в океане, плавающие динозавры, глубоководные животные, корабли, морские профессии, подводный флот, кругосветные путешествия, пираты, писатели об океане, блюда из морепродуктов, океан на полотнах художников). Источниками информации могут быть (экскурсии, посещение выставок, опыт педагога, рассматривание слайдов, диафильмов, Рассказы родителей, книги, иллюстрации и т. д.)

2. Сбор сведений.

Дети обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. (Основные виды информации перечислили ранее). Основная задача воспитателя на этапе сбора сведений по теме – это направлять детей на самостоятельный поиск информации. Завершая сбор сведений размещаем их в картотеке, в которой будут отражены все выбранные детьми области интересов внутри темы.

3. Выбор проектов.

После завершения сбора информации воспитатель предлагает принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предлагает на выбор доступные, реально выполняемые проекты. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности :

Индивидуальная деятельность.

Получаемый продукт – результат одного ребенка. Далее из таких личных изделий можно организовать выставку и сделать коллективный продукт.

Коллективная деятельность.

Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей, фотовыставка и т. д.

Работа в малых группах.

Поделки, коллажи, макеты, гербарий. И т. д.

4. Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если ребенок переоценил свои силы и не справляется с выбранным проектом. Напоминая о добровольности участия детей в проектной деятельности, существуют основные принципы.

Каждый ребенок имеет право: не участвовать ни в одном из проектов; участвовать одновременно в разных проектах; выйти в любой момент из любого проекта; в любой момент начать свой, новый проект.

5. Презентация.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом надо предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Презентацию проектов можно провести изготовлением тематических выставок: рисунков, скульптур, поделок, макетов, игрушек. И представлениями: спектаклей, концертов, викторин, игр с применением знаний по теме.

При подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена в начале, и убеждаются, насколько пополнились знания и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении.

Любой проект должен носить динамичный характер, иметь разумные временные рамки и учитывать возрастные особенности дошкольников.

Педагогическая проектная деятельность – это внедрение в жизнь педагогических новшеств, инноваций. Педагогическое проектирование является осознанным и целенаправленным процессом построения модели развития образования, а педагогические инновации – продукт реализации предложенной идеальной модели.

Публикации по теме:

Методическое сопровождение воспитателей в условиях обновления форм планирования Планирование — центральное звено любой деятельности. Это процесс разработки плана, включающий понимание этапов его достижения. План —.

Проект создания музея «Подводный мир» в старшей группе дошкольного учреждения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА № п/п Мероприятие Сроки проведения Участники Ответственный 1. Создание мини-музея «Подводное царство» 1.09.12 –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект как форма образовательного процесса старших дошкольников
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 08:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД