Флора Исаева
Проект «Край родной, навек любимый»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Край родной, навек любимый"
Родина – какое слово дорогое!
Оно пронзает всякий слух.
Роднее всех и всех дороже,
Нужнее всех и всех милей,
На свете лучше быть не может
Лямбирской земли моей!
Вид проекта : 1 год
Участники проекта : дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели
Публикация «Проект „Край родной, навек любимый“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом, его достопримечательностями, улицами, на которых проживают дети, с известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной –селом Лямбирь в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта : Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента,
осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
• способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;
• вызвать интерес к познанию истории родного села Лямбирь,
уточнить имеющиеся знания детей о жизни в селе и городе, их особенностях и различиях.
•
пробудить уважение к сельским труженикам, интерес к их труду;
•
приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села.
• развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям,
культурным ценностям.
• воспитание толерантности
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини- музей, подобран материал о селе Лямбирь, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями села и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями с. Лямбирь
Прогнозируемый результат.
Сформированность у детей представлений о родном крае и родном поселке, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик поселка; знание названий улиц поселка и значение этих названий. Умение видеть красоту родного края и поселка, радоваться ей.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
Изучение методической литературы
Составление перспективного плана
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности Анкетирование родителей знаний и представлений о родном селе, его истории, достопримечательностях.
Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного села
II этап – основной, включает в себя:
1. Тематический план работы по ознакомлению детей
логопедической группы с родным краем
2. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
3. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
4. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
5. экскурсии по селу
Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом
Лямбирь - исторический
-Исторические данные
- Символика с. Лямбирь (знакомство с флагом и гербом с. Лямбирь)
-Папка-передвижка «Изучаем край родной» для родителей
-Рисование, аппликация и ручной труд на тему: «Ветка черемухи»
Лямбирь - достопримечательный
-Скульптурные и архитектурные ансамбли, здания, соборы, мечети, церкви и памятники.
-Памятник «Солдаты».
- Памятник "Вестник"
-Целевая прогулка к вечному огню.
-Экскурсия в библиотеку
Лямбирь - спортивный
-Беседы о спорте и спортсменах с. Лямбирь: «Спорт - это жизнь, это движение, это здоровье!», «Мы гордимся нашими спортсменами»
-Экскурсия в физкультурно-оздоровительный комплекс.
-Выставка детского рисунка «Мы любим спорт»
Лямбирь - современный
-Экскурсия по с. Лямбирь
-Рассматривание карты Лямбирского района
-Дидактическая игра «Путешествие по селу»
-Оформление стенда «Лямбирь теперь и прежде»
-Рассматривание альбома «Мое село»
-Конструирование «Моя улица, мой дом»
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, селе»
Лямбирь- многонациональный
-Беседа «Мы в селе своем родном очень дружно живем»
-Чтение стихов, прослушивание песни «Лямбирем»
-Праздник «Сабантуй»
- «Мы играем в оркестр народных инструментов»
-Изготовление праздничных открыток
-Народные игры
Знаменитые люди села Лямбирь
Беседа о важности труда всех людей
Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне
Встречи со знаменитыми людьми с. Лямбирь и ветеранами
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Третий этап итоговый
Оформление альбома о поселке.
Презентация проекта.
(Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта).
Достигнутые результаты.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о поселке, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Альбомы с фотографиями достопримечательностей села Лямбирь, карта Лямбирского района, символика лямбиря, книга «с. Лямбирь»
Список литературы:
1. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006
2. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990
3. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005
4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.
5. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
7. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
8. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11