Папки-передвижки

Проект «Край, в котором мы живем»

Ефимова Алла Петровна
Проект «Край, в котором мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта : «Край, в котором мы живем».

Вид проекта : исследовательский, личностно-ориентированный.

Актуальность проекта :

Сегодня педагоги говорят о духовно-нравственном воспитании, прежде всего имеется в виду задача воспитать в детях умение жить в мире и согласии с другими людьми, любить свою Родину и трудиться на ее благо. Кроме задач воспитания толерантности в отношениях представителей разных культур, информирования о традициях религий, обычаев народов, особенно важна его объединяющая роль в формировании общности «россияне», что представляет сегодня особенную актуальность.

Публикация «Проект „Край, в котором мы живем“» размещена в разделах

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, конкретизация задач по краеведению для воспитания детей на традициях народной культуры.

Цель проекта :

• Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных народов Ямала;

• Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям

• Раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Задачи проекта :

• Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.

• Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.

• Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

• Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.

• Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом (приложение 1)

Практический – реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом

Участники проекта :

• дети подготовительной группы «Почемучки» МКДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»;

• педагоги;

• родители воспитанников.

Срок реализации проекта : октябрь – март 2013-2014 учебного года.

Предполагаемый результат:

• осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к народам Севера и бережного отношения к природе родного края;

• расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;

• расширение связей ДОУ с социумом;

• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:

• Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

• Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

• Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

• Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

• Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

• Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Ямала.

• Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.

• Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

• Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Продукты проектной деятельности :

презентация фото материала «Мы на Севере живем»;

альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»;

материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);

семейный спортивный праздник «День оленевода».

Презентация проекта :

групповое родительское собрание «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;

педсовет «Духовно-нравственное воспитания в ДОУ».

Методическое обеспечение:

Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013. Ямало-Ненецкий автономный округ» для воспитателей детских дошкольных учреждений. ЗАО «Фрегат»,2013г.

«Ямальский калейдоскоп»

Сборник «Северные родники»

«Я родом из тундры» Нина Ядне. Литературно-художественное издание. Книга вторая

«Сказка про песню-мечту». Северные узоры. Издательский дом «Карапуз»

Д. Нагишкин «Айога» сказка. Издательство «Детская литература»

Приложение №1

План работы над проектом

месяц мероприятие Примечание

сентябрь • Сбор информации о семьях воспитанников;

• подготовка к собранию «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»; анкетирование по проблеме

опрос родителей

(фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания, место работы, профессия)

октябрь :

Беседы с детьми на тему «Мой поселок»

• Работа над лексической темой «Что в лесу растет, кто в лесу живет».

• Экскурсия «По поселку мы пройдем» (знакомство социально значимыми объектами поселка)

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности

ноябрь-декабрь Выявление у детей знаний о членах своей семьи:

• Беседы с детьми на тему «Где и кем работают наши родные», «Семья оленеводов»

• Музыкальное развлечение «Любим в тундре мы бывать»

• Участие в смотре – конкурсе краеведческих уголков с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

январь • Беседа с детьми «Одежда народов Севера».

• Работа над лексическими темами «Одежда», «Орудия труда»

• Оформление выставки семейных творческих работ «Сказки народов Севера» с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

февраль • Подготовка презентации фото материала «Мы на Севере живем»;

• Северный край, ребят закаляй! индивидуальная работа с родителями

организация подвижных игр на прогулке

март • Показ детям презентации фото материала «Мы на Севере живем»;

• Семейный спортивный праздник «День оленевода»

• Групповое родительское собрание «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста» с презентацией фото материала «Мы на Севере живем»;

• Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»

• Презентация фото материала «Мы на Севере живем» на уровне ДОУ с использованием средств мульти-медиа;

с использованием средств мульти-медиа;

индивидуальная работа с семьями воспитанников

оформление продуктов проектной деятельности

Примечание.

Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края», составленный на основе программ: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой; О. Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007.

Тематический план работы

Разделы работы Основное содержание, сроки

Познавательно-речевое развитие

«Я и вся моя семья» Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (сентябрь 2014г)

«Наш поселок Правохеттинский» Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к социально значимым объектам: школьный музей, амбулатория, музыкальная школа, КСК, КДЦ (октябрь 2014г)

«Мой поселок славный для меня ты главный» Рассматривание фото поселка, города; беседы о гербе поселка, района.

Посещение детьми с родителями краеведческого музея в г. Надым и составление рассказов об увиденном или представление видео.

Чтение произведений и стихов местных авторов (ноябрь, декабрь 2014г).

«Природа нашего края» Циклические наблюдения за природой, погодой (октябрь – март)

Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь)

«Помоги птицам зимой» (декабрь-март)

Чтение детям произведений и стихов местных авторов

Досуговые мероприятия: «Вороний день» (апрель).

«Развитие связной речи детей 5–7лет» Знакомство детей с произведениями местных авторов, журналистов, поэтов, используя газеты «Рабочий Надыма»

Драматизация с детьми ненецкой сказки «Кукушка». Изготовление родителями атрибутов, декораций для сказки, участие в постановке сказки. Семейный театр.

Знакомство со сказками, легендами о Ямале. Пересказы этих произведений.

Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок об явлениях природы, животных, растениях.

Посещение библиотеки, составление рассказов по впечатлениям.

Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство народов Севера»

«Особенности культуры народов Крайнего Севера» Знакомство с творчеством художника С. А. Лугина. Посещение родителями с детьми выставки местных художников.

Ознакомление с народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае.

Физическая культура

«Игры народов Севера» Изготовление родителями атрибутов для подвижных игр. Помещение игр народов Севера в папку-передвижку.

Разучивание с детьми игр: «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки», «Перетягивание палки»

Спортивный праздник «День оленевода»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Весна-красна» Составители проекта: воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: воспитательно-образовательный Цель проекта: создание условий.

Проект «Этот День Победы!» (средняя группа) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию проекта в средней группе "Этот День Победы!". Актуальность В период смены общественных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Край, в котором мы живем»
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 17:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Край, в котором мы живем»» (включая файлы) размещена пользователем Ефимова Алла Петровна (УИ 175758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД