Получи документы

Проект «Культура и традиции русского народа»

Светлана Субботина
Проект «Культура и традиции русского народа»

Тип проекта : познавательно-исследовательский\r\n продолжительность: краткосрочный

Краткая аннотация проекта :

Данный проект направлен на систематизацию знаний о культуре и традициях нашего народа, формирование у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры своей страны, воспитание патриотических чувств, общечеловеческих ценностей.

Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители

Форма проведения: групповая

Форма организации проекта :

Публикация «Проект „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах

1. Образовательная деятельность: по ознакомлению с окружающим, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, физическому развитию, музыке.

2. Совместная деятельность: чтение художественной литературы, разучивание народных песенок, потешек; прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций о традициях и культуре русского народа; дидактические и народные подвижные игры; беседы о декоративно- прикладном творчестве, творческая деятельность.

3. Самостоятельная деятельность: игровая деятельность, трудовая деятельность, художественная-эстетическая деятельность, двигательная деятельность

Актуальность проекта :

В современном мире остро встает вопрос патриотического воспитания детей. Современные дети мало знакомы с культурой своей страны. Именно дошкольное детство является периодом, когда ребенок должен погружаться в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Поэтому надо уделять особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, играм, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ нам оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Вместе с детьми и родителями решили создать проект «Культура и традиции русского народа», чтобы дети знали культуру, историю, традиции и обычаи своей страны.

Проблема:

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а так же к народной игрушке, декоративно-прикладному творчеству, фольклору, истории русского народа. И если не знакомить ребенка с культурой и традициями своего народа, то в дальнейшем это приведет к обеднению его нравственно- патриотических чувств.

Проблема детская: «Как жили люди на Руси».

Для решения поставленной проблемы были определены цели и задачи проекта.

Цель: создание условий для формирования целостного представления детей о культуре и традициях русского народа.

Задачи:

1. Расширять представления детей об устном народном творчестве, обычаях и традициях русского народа. Познакомить детей с русским народным костюмом, устройством русской избы, многообразием предметов домашнего обихода, русских народных промыслах, русской народной игрушке, предметах старины

2. Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песенках, потешках, сказках

3. Познакомить детей с русскими народными играми. Закреплять и обогащать знания детей о праздниках, которые принято отмечать в России

4. Развивать у детей умения делать выводы, анализировать, наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи;

5. Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику пальцев рук, аккуратность в творческой деятельности.

6. Воспитывать в детях любовь, уважительное и ценностное отношение к культуре русского народа; взаимопомощь и взаимовыручку, умение взаимодействовать друг с другом.

7. Привлечь внимание семьи к воспитанию патриотических чувств.

1 этап подготовительный:

Организация предметно- пространственной среды группы, в рамках реализации проекта.

Подбор наглядно — дидактического, наглядно — демонстрационного материалов; методических пособий, фотографий, иллюстраций по тематике и т. д.

Разработка консультации для родителей «Приобщение детей к народным традициям».

Разработка сценария круглого стола с родителями «Поговорим о важном»

2 этап основной:

Образовательная деятельность:

-по познавательному развитию: «Русская изба. Предметы русского быта», «Русские народные праздники и их традиции»;

-по речевому развитию: «Русский фольклор. Потешки, песенки, сказки»; беседа «Что носили наши предки»;

-по художественно-эстетическому развитию: декоративное рисование по мотивам народных росписей - хохломской, городецкой, гжельской, жостовской; лепка «Народные игрушки; лепка дымковских игрушек»; аппликация «Русский народный костюм»; «Русские народные инструменты», «Танцы и пляски русского народа»

-по физическому развитию «Русские народные игры»;

2. Совместная деятельность:

-чтение художественной литературы: р/н сказка «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Никита Кожемяка»;

-разучивание народных песенок, потешек: «Как на тоненький ледок…», «Николенька-гусачок…», «Уж я колышки тешу…»

-загадки о предметах крестьянского труда и быта, народных праздниках;

-рассматривание иллюстраций о традициях и культуре нашего народа;

-просмотр презентаций: «Неувядающая ветвь», «Народные игрушки»; «Народная праздничная одежда»; «Быт русской избы»;

-дидактические игры «Народные промыслы», «Какой музыкальный инструмент звучит», «Выставка старинных вещей», «Русский сувенир», «Одень куклу в национальный костюм»;

-викторина «Русские народные сказки»;

-экскурсия в школьный музей;

-народные подвижные игры «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеек», «Бубенцы», «Дедушка Рожок»;

-беседы о декоративно- прикладном творчестве «Золотая хохлома», «Гжельские узоры», «Городецкая роспись»;

-прослушивание музыкальных композиций- русские народные песни, мелодии; хороводные игры «;

-игры с пением «Ворон», «Метелица», «Плетень»;

-создание лэпбука «Народные традиции», мини- музея «Предметы народного быта»

3 этап заключительный:

Подведение итогов реализации мероприятий проекта.

Ознакомление родителей с результатами работы над проектом.

Развлечение «Русская ярмарка»

Круглый стол с родителями «Поговорим о важном»

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта : анкетирование, консультация «Как организовать чтение художественной литературы и разучивание потешек с детьми»; создание мини- музея «Предметы народного быта», Круглый стол с родителями «Поговорим о важном» и т. д.

Ожидаемые результаты:

- у детей расширятся представления детей об устном народном творчестве, обычаях и традициях русского народа;

- расширятся знания о русских народных промыслах, русской народной игрушке;

- дети познакомятся с русским народным костюмом, устройством русской избы, многообразием предметов домашнего обихода;

- у детей обогатится словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, люлька, кочерга, ухват, самовар, коромысло, прялка;

- дети смогут использовать в речи пословицы и поговорки, рассказывать и разыгрывают сказки;

- дети научатся играть в русские народные игры, приобретут умение налаживать и регулировать контакты в совместных играх;

- закрепятся и обогатятся знания детей о праздниках, которые принято отмечать в России;

- у детей возникнет интерес к исследованию и обогащению знаний о предметах старины, промыслах, устном народном творчестве русского народа;

- дети научатся делать выводы, анализировать. наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи;

- у детей развиваются внимание, память, мышление, воображение, речь,

мелкая моторика пальцев рук, аккуратность в творческой деятельности;

- у детей повысится способность договариваться между собой, оказывать друг другу помощь;

- в группе совместно с родителями будет создан мини-музей «Предметы народного быта», проведено развлечение «Русская ярмарка»

Источники:

1. Интернет ресурсы.

2. Художественная литература: сказки, потешки, песенки.

3. Иллюстрации, картины о традициях и культуре нашего народа.

Отчет о реализации образовательного проекта

в подготовительной группе

Название проекта : «Культура и традиции русского народа»

Предметная образовательная область, в рамках которой разрабатывался проект : познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие

Вид проекта : познавательно-исследовательский

Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Проект предполагал создать условия для формирования целостного представления детей о культуре и традициях русского народа. Привлечь внимание семьи к воспитанию патриотических чувств у детей.

Схема реализации проекта :

На первом этапе реализации проекта было выяснено у детей, что они знают о жизни людей на Руси. С родителями воспитанников проведено анкетирование для определения значимости ознакомления детей с традициями и обычаями русского народа. Был подготовлен дидактический, методический и художественный материал. Все участники проекта были ознакомлены с планом мероприятий.

На втором этапе реализации проекта были проведены все запланированные мероприятия в рамках образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями русского народа, бытом, традициями, фольклором,

На третьем этапе были организованы и проведены итоговые мероприятия.

По результатам проведённой работы у большинства детей отмечается освоение доступных знаний о жизни людей в старину. В ходе реализации проекта «Культура и традиции русского народа», использовались все доступные методы и формы работы. У детей сформировалось представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках русского народа, они с удовольствием выучили заклички, обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили название некоторой старинной одежды. Ребята слушают и рассказывают сами русские народные сказки. В свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись. Услышав народную музыку, дети используют танцевальные движения характерные русским народным танцам. Дети овладели исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

За период реализации проекта, значительно пополнилась и обновилась развивающая среда в группе. Силами всех участников проекта был оформлен мини-музей «Предметы народного быта». Дети с радостью приносили из дома предметы старины, рассказывали о них, рассматривали и размещали в музее. В книжном уголке были размещены альбомы, художественная и познавательная литература, изготовленный детьми лэпбук «Народные традиции». В раздевалке размещалась постоянно сменяющаяся выставка творческих работ дошкольников.

В процессе работы над проектом у детей появилась познавательная мотивация к русскому народному быту, традициям, фольклору, декоративно- прикладному искусству, народным играм и игрушкам.

Работа над проектом заинтересовала и родителей. Они воодушевленно участвовали в проекте; изготавливали народную игрушку, изучали народные традиции. Родители воспитанников являлись активными участниками образовательного процесса с детьми в рамках реализации проекта.

Перспективы работы: создать сборник «Традиции русского народа»;

пригласить детей других групп на экскурсию в мини-музей «Предметы народного быта», лепка дымковских игрушек для оформления уголка творчества в средней группе.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Культура и традиции русского народа»
Опубликовано: 14 марта 2024 в 03:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД