Получи документы

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста

валентина муравьёва
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста

Актуальность

Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием пищи, одеванием, умывание повторяются систематически и является органической потребностью.

При формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста идет простое усвоение норм и правил поведения, что является чрезвычайно важным процессом социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста» размещена в разделах

Как не важны навыки, не следует забывать что, одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всем и требуя от ребенка выполнения определенных правил, сами всегда их должны соблюдать, быть аккуратными, внешне опрятными и т. п. Что в настоящее время не всеми родителями соблюдается в связи с нехваткой времени, или в связи с непониманием или незнанием важности данного вопроса.

Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки детей младшего возраста.

Задачи:

1) Учить детей под контролем взрослого овладевать культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;

2) Формировать представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

3) Побуждать детей младшего возраста к самостоятельности;

4) Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

5) Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, путём взаимодействия и сотрудничества с воспитателями.

Возраст детей : 1,5 – 3 года.

Участники проекта : воспитатель, младший воспитатель, родители, дети.

Вид проекта : тематический, средней продолжительности.

Сроки реализации проекта : с 09.01.2014 по 01.04.2014.

1 ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИОННО – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

- В каждом месяце проведение регулярных сюжетно-ролевых и дидактических игр, моделирующие общественную культуру поведения и навыки пользования предметами личной гигиены, столовыми приборами, умение самостоятельно одеваться и раздеваться, а также использование различных речевых упражнений (стишки, потешки) и чтение художественной литературы для детей раннего возраста. Главным критерием отбора игр доступность восприятия и наглядность (яркие цвета, простые формы игровых элементов). Так как у детей раннего возраста концентрация внимания довольно низкая, игры формируются и проходят в небольшом временном интервале. Большое внимание уделять интерактивности, максимальности вовлечения детей в игровой процесс для большей заинтересованности. Также по возможности использовать контрастное разнообразие игр: чередование по видам деятельности, по сложности, по длительности и т. д.

Анкеты для родителей:

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие и обсуждение вопросов, касающихся сформированности культурно – гигиенических навыков Вашего ребёнка.

Пожалуйста, ответьте на все вопросы анкеты. В каждом вопросе есть перечень возможных вариантов ответа. При ответе на вопрос выберете и отметьте тот вариант, который соответствует Вашему мнению. Если посчитаете необходимым, допишите свой вариант ответа.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество! 1. Умеет ли Ваш ребёнок пользовался столовой ложкой? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

2. Умеет ли Ваш ребёнок пользовался чайной ложкой? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

3. Крошит ли Ваш ребёнок хлеб, когда кушает? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

4. Ваш ребёнок пережёвывает пищу с закрытым ртом?

ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

5. Ваш ребёнок разговаривает во время еды? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

6. Ваш ребёнок говорит после еды «спасибо»? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

7. Ваш ребёнок умеет мыть руки и лицо? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

8. Ваш ребёнок умеет пользоваться полотенцем? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

9. Умеет ли Ваш ребёнок пользоваться расчёской? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

10. Умеет ли Ваш ребёнок расстёгивать и застёгивать пуговицы? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

11. Умеет ли Ваш ребёнок раздеваться? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

12. Умеет ли Ваш ребёнок аккуратно повесить свою одежду? ДА ИНОГДА НЕТ ДРУГОЕ___

2 ЭТАП: РЕФЛЕКСИВНО – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ:

- Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Одним из условий в детском саду является режим дня.

Так же известно, что у детей двух-трёх лет есть большой интерес, и внимание к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. В то же время навыки у детей достаточно становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях. Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. А для этого нужно время, поэтому наш проект средней продолжительности.

- При беседах с родителями мы воспитатели часто слышим, что каждый из них желает видеть своё чадо аккуратным, опрятным, здоровым. В тоже время по ряду выше перечисленных причин мало уделяют времени на формирование культурно – гигиенических навыков.

- Анкетирование, обработка данных на начало осуществления проекта :

Если ребёнок выполнял все действия входящие в навык, то за;

правильно выполненное действие ребёнок получал – 3 балла;

действие выполненное с небольшими неточностями – 2 балла;

неумение выполнять действия – 1 балл.

Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребёнок по каждому критерию – 21.

Уровни сформированности культурно – гигиенических навыков;

Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно. (4% детей)

Средний уровень (62 – 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления. (63% детей)

Ниже среднего (39 – 28 баллов) – один и более навыков не сформированы. (33%)

3 ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ

Месяц Наименование навыка Цель Наименование игр

Январь Навык мытья рук Учить детей подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого. Д/ и: «как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Заучивание потешки: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит»

Навык культуры еды Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой. Д/ и: «Напоим куклу чаем», «Сварим куклам суп»

Навык пользования носовым платком Знакомство с предметами личной гигиены (мыло, полотенце, расческа, носовой платок). Упражнение «Умывалочка»

Д/и «Расчешим куклу»

Заучивание потешки: «Расти коса до пояса»

Навык одевания и раздевания Учить снимать одежду в определённой последовательности и вешать на стул Игра «Уложим мишку спать».

Заучивание потешки : «Потянемся»

Февраль Навык мытья рук Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Игра «Умоем куклу Машу»

Использование потешки «Водичка-водичка»,

Педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки»

Навык одевания и раздевания. Учить детей одевать колготки, шорты, просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи на стульчик, воспитывать самостоятельность. Учить детей складывать и убирать одежду в шкаф после прогулки. Д/ и: «Что за чем?», «Тепло оденем куклу», «Наведи порядок»

Навык культуры еды Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот). Д/и «Игрушки в гостях у ребят»

Стихотворение «Про ложку» В. Берестов

Навык пользования носовым платком Учить ребенка пользоваться носовым платком. Игра "Кукла заболела"

Проведение род. собрания. Тема: Воспитание детей культурно-гигиенических навыков.

Март Навык мытья рук Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки. Чтение (отрывок) «Мойдодыр» К. Чуковского; использование потешки «Ой лады, лады, лады не боимся мы воды…»

Д/ и:«Купание куклы»

Упражнение «Мыльные пузыри»

Навык одевания и раздевания Учить застёгивать и расстегивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, застёгивать и расстегивать «липучки». Игра:«Научим куклу раздевать после прогулки», «Оденем куклу на прогулку»

Дид. игры «Застёжки-шнурочки»,«Волшебные пуговки»

Навык культуры еды Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам,использование салфеток (не снимать во время еды, не играть ими). Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. «Этикет для карапузов»,

Д/ и : «Маша обедает», «Накроем на стол»

«Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин

Навык пользования носовым платком Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком. Упражнение "Носики-курносики"

Проведение повторного анкетирования родителей.

Составление презентации по данному проекту, для дальнейшей защиты проекта.

Особое внимание необходимо уделить работе с родителями. Планирование проведения следующих консультаций:

1. «Как приучить ребёнка мыть руки»

1.«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»

2.«Как привить детям культурно – гигиенические навыки»

3.«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»

Проведение родительского собрания: «Воспитание навыков самообслуживания»

Разработать памятку для родителей «Схема последовательности процессов одевания и раздевания детей раннего возраста» (в уголок для родителей)

Условия проведения игр: наличие соответствующего обучающего игрового материала, знания педагогом психологических особенностей детей раннего возраста, достаточный практический опыт проведения подобных развивающих игровых процессов, обязательно минимальная заинтересованность детей (желание научиться чему-то новому и полезному).

4 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

- Проведение повторного анкетирование родителей по данной теме для анализа достижения целей и полученных результатов, с последующим ознакомлением родителей с ними (согласно плана).

- мониторинг отслеживания результатов по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста» (согласно плана).

5 ЭТАП – ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ) :

- подготовка проекта к защите (согласно плана).

6 ЭТАП – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАЩИТА ПРОЕКТА.

Публикации по теме:

«Мы растем!» Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе«Мы растем!» Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Мы растем!» Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка.

Проект по использованию фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Использование фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Водичка, водичка, Умой моё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 08:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД