МААМ-картинки

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана-проекта инновационной площадки»

Ольга Некрасова
Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана-проекта инновационной площадки»

Введение.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний. Информатизация дошкольного образования уже не миф, и не завтрашний день, а реальность. Применение информационно -коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из

Публикация «Проект методической деятельности „Методическое сопровождение педагогов по реализации плана-проекта инновационной площадки“» размещена в разделах

приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательных отношений в целом.

Требования к образованию детей выдвигают требования к современному педагогу, который должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности, быть для ребенка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры личности.

Актуальным становится использование педагогом технических средств, адаптированных для образовательного процесса в детском саду через внедрение подходов, которые способствуют не замене традиционных средств дидактики, а расширению их возможностей. Для педагогов открываются новые возможности широкого внедрения в практику работы с дошкольниками интерактивного оборудования, разработки методических продуктов, направленных на реализацию инновационных идей образовательного процесса. Педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в практическую деятельность.

Таким образом, в деятельности старшего воспитателя важной составляющей становится методическое сопровождение педагогов, направленное на обновление содержания и технологий образования для достижения новых образовательных результатов.

Проект «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202» ориентирован на повышение ИКТ-компетентности педагогов, внедрение новой образовательной практики в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Реализация содержания проекта будет способствовать повышению профессиональной компетентности и культуры педагогов в вопросах информационно-коммуникативных технологий, в использовании интерактивного оборудования в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста; созданию условий для определения образовательного

маршрута педагога в обновлении содержания образовательного пространства для дошкольников посредством интерактивного оборудования.

Поэтому нами спланирована следующая система работы:

1. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.

2. Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.

3. Создать инновационные структурные подразделения и управлять их деятельностью.

4. Создать единую систему мониторинга.

5. Выявить и распространить инновационный опыт.

6. Разработать, и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов.

7. Разработать систему организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетенции педагогов.

Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и

малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику образовательного процесса. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и

образовательной системы в целом. В своей работе мы будем использовать следующие значение термина «инновация» Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация —процесс освоения этого средства.

В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач. 1 ШАГ: - это мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.

Руководителю, организующему инновационную деятельность, важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется следующими показателями:

1. Восприимчивость педагогов к новому — это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог :

а) стремится внедрить передовой опыт в практику;

б) постоянно занимается самообразованием;

в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;

г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;

д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.

2 ШАГ: непрерывное повышение квалификации и компетентности педагогов.

Обучение воспитателей следует проводить через разные формы:

1. проведение семинаров для сотрудников,

2. направление их на курсы повышения квалификации;

3. организация «круглых столов» с приглашением специалистов;

4. организация работы методических объединений или творческих групп;

5. практикумы;

6. самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.

создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью в ДОУ, руководителем которого будет старший воспитатель

Перед советом по инновациям стоят следующие цели:

1. Выявление образовательных и информационных потребностей, удовлетворение запросов педагогических кадров в области инновационной деятельности. Формирование информационного банка инновационных технологий, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

2. Организация научно-методической помощи воспитателям ДОУ в реализации инновационных программ; повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации воспитательно-образовательного процесса в режиме инноваций.

3. Аналитическая оценка достигнутых результатов образовательной деятельности; определение профессиональных проблем и трудностей при внедрении инноваций.

Функциональная модель системы внутрисадовского управления должна состоять из четырё х взаимосвязанных уровней всех участников образовательного процесса: заведующего, его заместителей, членов совета ДОУ, воспитателей, педагогов, общественные организации, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали.

3 ШАГ: Систематический анализ результатов инновационной деятельности позволит своевременно регулировать и корректировать процесс управления воспитательно-образовательным процессом. Единая система мониторинга обеспечит необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя информационный мониторинг, управленческий мониторинг, педагогический мониторинг.

Важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.

1. Восприимчивость педагогов к новому-это потребность в постоянном профессиональном росте.

Восприимчивый к нововведениям педагог :

а) стремится внедрить передовой опыт в практику;

б) постоянно занимается самообразованием;

в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;

г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической

деятельности;

д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя:

информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении

педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной

и исследовательской деятельности.

3. Степень новаторства педагогов в коллективе.

К. Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства: новатор, передовик, умеренный, предпоследний, последний.

1. Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским

духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и

считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги

обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только

воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и

разрабатывают педагогические инновации.

2. Группа «Передовиков» -это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в

своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе,

районе инновации.

3. Группа «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.

4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.

Информационный мониторинг проводится с целью сбора, накопления и систематизации материала, в методкабинете оформляется блок “ Инновационная деятельность в ДОУ».

Для того чтобы управлять нововведениями, необходимо сформировать банк инноваций. Для этого на каждое новшество ДОУ инноватором заводится специальная карточка: «Характеристика инноваций и нововведений» (карта 1). Лучше всего это сделать в начале учебного года. Как же работать с такой картой? Рассмотрим отдельные ее пункты и рекомендации по их заполнению.

1 — «Проблема».

Необходимо продумать, какие противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, или из каких потребностей вытекает необходимость данной инновации. Проблема записывается как противоречие. Например, необходимость осуществить разноуровневую дифференциацию и отсутствие у педагогов необходимых знаний об этой педагогической технологии для реализации на практике.

2 — «Цель инновации, нововведения». Чтобы справиться с формулировкой цели, надо обратить внимание на вторую часть проблемы (противоречия) и ответить на вопрос: «Что желательно создать в итоге работы?» Цель любого нововведения прописывается в глагольной форме. Например, разработать и освоить новую педагогическую технологию по разноуровневой дифференциации обучения.

3 — «Сущность инновации, нововведения». Сущность нововведения — это гипотеза, комплекс взаимосвязанных задач, которые надо решить, чтобы получить новое качество.

4 — «Прогнозируемый результат нововведения». Любой прогнозируемый результат должен нести в себе показатели достижимости, реальности и измеримости. Прогнозируются возможные (ожидаемые) положительные результаты; возможные потери, негативные последствия; компенсационные меры по их устранению.

Здесь же указываются параметры, по которым будет определяться эффективность нововведения.

5 — «Классификация инновации, нововведения по области применения знаний.».

Требуется подчеркнуть или дописать, каким областям знаний соответствуют вопросы, затрагиваемые нововведением.

6 — «Инноватор».

Записываются сведения о том, кто вводит данную информацию. Подчеркнуть, кем он является по отношению к данной инновации (разработчик, пользователь, распространитель).

7 — «Нововведение прошло стадии.». Обвести кружком номера всех стадий, которые прошло конкретное нововведение, включая стадию, на которой оно находится в данный момент.

8 — «Нововведение прошло экспериментальную проверку». Кратность проверок подсчитывается после прохождения полного цикла учебного года.

9 — «Характер инновационного процесса» (эксперимента или опыта).

Констатирующий — отслеживание процесса, констатация результатов.

Уточняющий — корректировка гипотезы в соответствии с результатами.

Формирующий — оформление и описание педагогической технологии и ожидаемых результатов.

10 — «Препятствия на пути разработки и внедрения».

Это те проблемы, которые мешают внедрению инновации в любой области : социальной, правовой, материально-технической, финансовой, а также общепедагогические проблемы (управленческие, дидактические, частно методические, воспитательные, из области психологии, гигиены и других).

11 — «Экспериментальный контроль осуществляется.».

Экспертами могут быть специалисты — коллеги, руководитель НДОУ, старший воспитатель и др. Общественный контроль осуществляют родительские, профсоюзные организации и др. Самоконтроль необходим разработчикам, распространителям и пользователям новшества.

12 — «Оценка инновации».

Она определяется с учетом данных (карты 2) «Контроль инноваций»

13 — «Какие еще проблемы предстоит решить».

Расшифровка препятствий, стоящих на пути реализации нововведения. Например: психологический барьер у педагога и родителей, отсутствие частных методик по проведению разноуровневого контроля и др.

14 — «Особые замечания о значении инновации.

Заполняется по результатам экспертизы программы инновации и нововведения. Данные заполненных карт можно ввести в компьютер.

Когда банк инноваций НДОУ создан, требуется тщательный анализ результатов. Только в этом случае руководителям ДОУ можно будет осуществить программу по регулированию и коррекции инноваций. (Приложение 9).

Управленческий мониторинг проводится с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений функционирует “Банк информации о педагогах”

Педагогический мониторинг проводится с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию дошкольников. Необходимо проводить диагностику динамики развития любознательности и познавательной активности дошкольников, анкетирования родителей с целью изучения их отношения к инновационной деятельности в НДОУ, опрос педагогов для определения оценки и самооценки профессионализма по организации инновационной деятельности.

(Приложение 10)

4 ШАГ: Выявление и распространение инновационного опыта будет проводиться на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в ходе проведений конференций, мастер-классов, конкурсов педагогического мастерства, публикаций в профессиональных журналах. Результатом работы каждого педагога будет являться формирование личного портфолио педагога.

5 ШАГ: стимулирование педагогов к инновационной деятельности.

Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечат моральные и материальные стимулы.

Данная система управленческих действий будет направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации и, как следствие, постоянность основного состава педагогического коллектива на протяжении длительного периода. Создание коллектива единомышленников - результат эффективности управления учреждением и одновременно залог успешности организованной инновационной деятельности ДОУ.

Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет управление этими процессами. И только в результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои наработки, которые приведут к обновлению и модернизации педагогического процесса в ДОУ.

Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему сопровождения инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.

Ожидаемые результаты:

1. Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива;

2. Модернизация организационной структуры управления инновационной работой – создание управленческой команды.

3. Расширение работы методической службы ДОУ по сопровождению инновационной деятельности ДОУ;

4. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.

5. Повышение качества образовательного процесса.

6. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.

Заключение

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время детский сад является сложным организмом, стремящимся к развитию, новым возможностям, создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников и их родителей, социума, обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого члена педагогического коллектива и от работы методической службы. В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. В любом дошкольном образовательном учреждении должна сформироваться своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника. Поэтому, приступая к инновационной деятельности, сотрудник методической службы должен хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников. Система инновационной методической работы поможет повысить уровень предоставленных в МДОУ образовательных услуг и профессиональной компетенции работающих педагогов, включить большинство педагогов в инновационную педагогическую деятельность.

Таким образом эффективность внедрения инновационных процессов в дошкольном учреждении может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении.

Публикации по теме:

Методическое сопровождение реализации ФГОС до в дошкольных образовательных организациях Печенгского района Федеральный государственный образовательный стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ,.

Проект как форма инновационной деятельности Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое.

Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ Основные направления Содержание Сроки I Работа с детьми: 1.1. Диагностическое направление 1.2. Коррекционно-развивающее направление.

Фотоотчет о реализации проекта по театрализованной деятельности «В гостях у сказки»Фотоотчет о реализации проекта по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» "В гостях у сказки" В детском саду был запущен проект "В гостях у сказки". Мы с ребятишками решили поставить сказку "Красная Шапочка"..

Кружковая работа в ДОУ и её методическое сопровождение Кружковая работа в ДОУ и её методическое сопровождение Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 88» Зотова Н. А. Слайд.

Методическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельностиМетодическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельности Тема: Методическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельности Форма проведения: методический.

Методическое сопровождение деятельности педагогов старшего дошкольного возраста по ПДД Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются.

Методическое сопровождение деятельности педагогов в Дюсш Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы,.

Повышение эмоциональной устойчивости педагогов при организации инновационной деятельности Повышение эмоциональной устойчивости педагогов при организации инновационной деятельности Чтобы изменить мир вокруг себя, вначале измени.

Приоритеты методической работы дошкольной организации в условиях инновационной деятельности Современное образование развивается в режиме инновационного поиска. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана-проекта инновационной площадки»
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 10:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД