Светлана Генералова
Проект «Мой край степной»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мой край степной».
Вид проекта : информационный (предполагается ознакомление участников проекта с природой родного края и обобщение фактов);
По продолжительности : средней продолжительности
Сроки реализации : сентябрь 2012г. - апрель2013г.
База реализации : МБДОУ №4, МБОУДОД СЮН (станция юных натуралистов).
Участники проекта : дети общеразвивающей группы 5-6 лет МБДОУ №4.
Публикация «Проект „Мой край степной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Актуальность проекта заключается в следующем:
В настоящее время важнейшая задача - воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине, формирование представлений о красоте и уникальности родного края.
В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России». Знакомство с природой позволяет дошкольникам лучше почувствовать свой город, полюбить его, в будущем стать созидателем и патриотом своей малой родины.
Педагог же должен отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного города.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Передо мной встала проблема : недостаточный уровень знаний детей о природе родного края. И возникло противоречие между необходимостью реализации регионального компонента Образовательной программы ДОУ с одной стороны и недостаточным уровнем знаний детей о природе родного края, материально-техническим, методическим оснащением, с другой.
Я поставила цель:
- воспитание интереса и любви к природе родного края.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о природе родного края.
2. Способствовать экологически грамотному, безопасному поведению детей в природе.
3. Развивать умение передавать свои чувства и эмоции от общения с природой в продуктивной деятельности.
4. Формировать желание и потребность быть созидателем окружающей природы.
5. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
Концептуальными положениями данного проекта стала :
-разработка содержания педагогического процесса по формированию у детей представлений о природе родного края;
-формирование интереса и любви к природе родного края.
В основу легла концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста С. Н. Николаевой (1996г.)
Ресурсное обеспечение проекта :
-материально-техническая база ;
-информационно-коммуникативные ресурсы;
-учреждения социума;
-экологическая тропа ДОУ;
-близлежащее природное окружение (аллея, городской парк).
Проект был разделё н на следующие этапы:.
1 этап – подготовительный
сентябрь-октябрь 2012г.
Цель : диагностика знаний детей, сбор, изучение и обобщение информации.
2 этап – практический
ноябрь 2012-март 2013г.
Цель : реализация содержания проекта.
3 этап – заключительный
апрель 2013г.
Цель: анализ достижения целей и полученных результатов, итоговая диагностика,
определение дальнейших направлений реализации.
Прогнозируемый результат:
-дети активно проявляют интерес к природе родного края;
-имеют запас представлений о природе родного края
(фауне, флоре);
-активно участвуют в экологической деятельности;
-могут эмоционально передать образы природы родного края в продуктивной деятельности.
Работа была разделена на следующие тематические блоки:
«Растения»
«Животный мир»
«Птицы»
«Насекомые»
«Сохраним и преумножим природу родного края».
Была разработана система педагогического воздействия, направленная на изучение
проблемы:
o Непосредственно-организованная деятельность по ознакомлению с окружающим, развитию речи, рисованию;
o Совместная деятельность педагога и детей;
o Самостоятельная деятельность детей;
o Взаимодействие с родителями;
o Взаимодействие с учреждениями социума (станция юных натуралистов,
центральная районная библиотека, музей искусств им. Нечитайло);
o Окружающая природная среда.
Содержание 1 этапа.
1. Круглый стол для педагогов (вызвать интерес к проекту).
2. Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
3. Диагностическое обследование детей.
4. Определение целей и задач.
5. Сбор, изучение, обработка информации по теме проекта.
6. Пополнение предметно-развивающей среды.
Собраны и оформлены гербарии, иллюстрации и фотографии природных объектов края. Изготовлен фотоальбом «Мой город». Изготовлена дидактическая игра «Угадай,что за растение?». Приобретены дидактические игры «Чей домик», «Собери животное», «Детское лото», «Угадай, что за растение», карта Сальского района,Ростовской области, растительности Ростовской области, карта «Животный и растительный мир Земли», обучающие плакаты «Природа», картинки – подсказки «Растения украшения», «Растения лекари», «Растения кормильцы».
Содержание 2 этапа.
1. Был проведё н цикл бесед : «Степи : расположение и климат»; «Растительный мир степей»; «Животный мир степей»; «Как живут и чем занимаются люди в степном крае»; «Что вы знаете о степи?». Беседы сопровождались авторскими стихами Татьяны Шорыгиной, загадками, сказками, а так же вопросами, заданиями и играми.
2. На вечерах «Сейчас узнаем» дети слушали стихи сальских поэтов В. Костенко,
С. Бычко, В. Гарнушко, О. Губаревой о родном крае, родной степи, березах, утренней заре, луне-шалунье, закате т д. Также знакомились с символами Родины, города, района, узнали полезную информацию о животном и растительном мире степи из «Золотой энциклопедии для дошкольников». Познакомились со степными легендами Л. Т. Степаненко. Дети узнали, как животные и растения приспосабливаются к проживанию в степи.
3. На занятиях по ознакомлению с окружающим из темы «Царство растений» дети узнали, что в природе есть удивительный мир – мир растений, научились классифицировать растение на дикорастущие и культурные. Знакомились с культурными растениями, подвела детей к пониманию особого отношения людей к растениям и осознанию ценности растений для людей. Дала представление детям о диких растениях, рассказала об их многообразии, значении для всего живого.
4. Были организованны экскурсии на станцию юных натуралистов.
Продолжением экскурсии стала экологическая акция «Посади дерево», где дети совместно с воспитателем посадили саженцы можжевельника на территории дошкольного учреждения, затем поливали их, наблюдали весной за их пробуждением и испытали радость от значимости своего труда.
В процессе экскурсии в музей искусств им. Нечитайло дети познакомились с произведениями сальских художников, отражающих природу нашего края Владимира и Елены Сусиных, Мирошниченко, Рыбкина. Прослушали искусствоведческий рассказ с демонстрацией слайдов в лекционном зале, посмотрели картины в выставочном зале. Вели диалог с экскурсоводом о животном, растительном мире нашего степного края.
Сотрудниками детской городской библиотеки для наших воспитанников было проведено мероприятие «Природа нашего края». На мультимедийном экране дети познакомились с природой нашего края, с флорой и фауной, услышали стихи о родном городе. Они обогатили свои знания через знакомство с художественной литературой.
5. Целевые прогулки в городской парк,по центральным аллеям.
Во время целевых прогулок в городской парк, по центральным аллеям, по экологической тропе ДОУ дети наблюдали за одуванчиками, подорожником, мать-и-мачехой, за растениями цветников, что позволило развить у детей познавательную активность. Получили представления о лекарственных растениях, растущих на фито-клумбе детского сада : подорожнике, календуле, мяте, мелиссе.
6. Наблюдения на экологической тропе ДОУ.
7. Была организованна выставка рисунков «Природа родного края».
8. Игры.
Большую роль в обучающем процессе сыграли дидактические игры «Чей домик», «Собери животное», «Детское лото», «Угадай, что за растение». «Земля и ее жители», «Домино», «Кубики», «Домашние и дикие животные», «Речевое лото», «Осень и Зима», «Лето и Весна», «Четвертый лишний» - компьютерная игра, где дети расширяли свои знания, знакомясь с разнообразием животного и растительного мира степи, узнавали животных. Серия обучающих плакатов – природные явления, животный мир земли, овощи, фрукты, а также коллекции семян, листьев, гербарии помогли в закреплении полученных знаний и в поддержании интереса к живой природе.
Немаловажную роль сыграли викторины, загадки о природе степей.
Проведена познавательная викторина: «Что мы знаем о птицах», «Рыбы нашей
реки».
9. Взаимодействие с родителями осуществлялось через совместную продуктивную и речевую деятельность.
Они принимали участие в оформлении книги «Природа родного края»с рисунками и рассказами детей о природе родного края.
При взаимодействии с родителями были оформлены настенные панно «Степь», «Ежи».
Содержание 3 этапа.
1. Для анализа достижения целей и задач была проведена диагностика и мониторинг.
2. Оформлена книга рассказов детей о природе родного края.
3. Проведено итоговое занятие «Природа родного края».
4. Оформлены методические разработки для педагогов по ознакомлению с природой родного края.
5. Были определены дальнейшие направления реализации проблемы - обогащение представлений о сельскохозяйственных культурах нашего края.