Елена Шлыкова
Проект «Мой любимый край»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
формирование знаний о родном крае, городе.
формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Задачи проекта :
образовательные задачи:
формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения;
познакомить с историей и современной жизнью своего города, области;
развивающие задачи:
Публикация «Проект „Мой любимый край“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
развивать познавательные интересы и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
создавать условия для творчества воспитанников и их самовыражения;
укреплять семейные отношения.
воспитательные задачи:
воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Вид проекта : долгосрочный.
Время реализации проекта : сентябрь – апрель.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Аннотация к проекту :
Проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности». Данная проблема, направлена на закладывание нравственных основ, которые сделают их наиболее устойчивыми; изучение правил общения и умению жить среди людей.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины ребенка связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
.Проект представляет собой практическое руководство с целями, задачами, системой мероприятий: перспективное планирование, конспекты. непосредственно образовательной
деятельности, развлечения, дидактические игры, наглядные пособия, планы сотрудничества с социумом
(исторический краеведческий музей, музей градообразующего предприятия «Саянскхимпласт» «Центральная библиотека»); рекомендации для родителей.
Несомненно, семейный уклад влияет на развитие личности ребенка. Для ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учиться любить, радоваться, сочувствовать.
Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих в этом коллективе отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения.
Темы разделов проекта помогут ребенку почувствовать уверенность в себе, раскрыть индивидуальность каждого.
Проект включает в себя три раздела:
I Раздел «Моя семья»
Цель - ознакомление детей с понятием «семья»;
формирование умения сопереживать, понимать другого.
II Раздел «Мой город»
Цель - ознакомление детей с достопримечательностями Саянска и его историей;
формирование представлений о содержании деятельности людей некоторых профессий.
III Раздел «Мой край»
Цель - ознакомление детей с растительным и животными родного края;
формирование представлений о родном крае.
Предполагаемый результат:
уметь ориентироваться в понятиях «город», «село»;
проявление познавательного интереса к культуре, быту и истории своего народа;
-эмоционально откликаться, сопереживать событиям, связанными с городом;
ценить и уважать результаты труда людей;
объективно оценивать свое участие в труде семьи, детского коллектива;
проявлять интерес к совместному с взрослыми и сверстниками труду.
сформировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
Продукт проектной деятельности :
Рисование «Моя семья»
Составление генеалогического древа семьи
Изготовление подарков для сотрудников детского сада
Выставка «Мой Саянск»
Экскурсия в историко-краеведческий музей, в музей предприятия «СХП»
Создание мини-музея «Озеро Байкал»
Изготовление альбома «Саянск»
Составления гербария «Растения родного края»
Презентация проекта
• Участие детей в конкурсе чтецов «Моя малая Родина».
• Выступление на педагогическом совете.
• Участие в городском конкурсе «Воспитатель года».
Этапы проекта
I этап. Подготовительный
- подбор литературы познавательного, научного характера о родном крае; подборка номеров местной газеты «Саянские Зори».
- разработка перспективного плана;
- анкетирование детей и родителей «Что ты знаешь о родном городе?;
- ознакомление с проектом родителей;
- .налаживание сотрудничества с близлежащим социумом;
- подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- разработка перспективного планирования;
II этап. Выполнение проекта
- проведение с детьми бесед о родном городе;
- чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, заучивание пословиц и поговорок по теме);
- рассматривание картин, рисование рисунков,, создание альбома;
- экскурсия к стеле «Погибшим воинам – героям»;
- просмотр презентаций, слушание песен на заданную тему;
- разучивание песен на заданную тему.
III этап. Результаты.
- Подготовка детей к городскому конкурсу чтецов, посвященному Дню города;
- Проведение викторины «Край мой, родной» на родительском собрании.
Схема реализации проекта
I блок «Моя семья»
Время проведения тема задачи
сентябрь 1.»Моя семья». Утверждать в сердцах детей желательность заботливого отношения к близким, родным.
2. «Мой дом». Воспитывать уважение к старшим.
октябрь 1. "Что означают наши имена». Формировать представления о родословной семьи.
2. «Откуда произошло имя?». Дать знания о том, что у каждого есть свое имя.
3. «Как появились фамилии?».. Формировать представление о происхождении фамилии, воспитывать интерес к прошлому.
ноябрь 1.» Кто заботится о нас в д\саду?». Знакомить с трудом сотрудников детского сада. Воспитывать уважение к ним, желание помогать,
2. «Экскурсия в прачечную». доставлять радость.
Продолжать знакомить с сотрудниками детского сада их трудом.
3. «Экскурсия на кухню». Познакомить с новыми инструментами.
Познакомить с трудом работников кухни: повар, помощник повара;
воспитывать уважение к ним.
II блок «Мой город»
декабрь 1.«Моя Родина. История Саянска».
Закрепить понятие «моя Родина»;
подвести к пониманию «Любить Родину – это значит все делать для неё»
2. «Поговорим о профессиях» Дать понятие о том, что такое профессия;
развивать интерес к ним.
январь 1.«Зачем и как работают люди?» Поддерживать и развивать интерес к миру взрослых.
2. «Придумаем названия улицам» Поддерживать интерес к жизни города;
воспитывать чувство хозяина
III блок «Мой край»
февраль 1. «Зимний лес» Закрепить знания о лесе, как о сообществе растений и животных
Воспитывать любовь к природе.
2.«Животные нашего края» Подвести к пониманию того, что есть удивительный мир животных
3. «Птицы нашего края» Формировать интерес к птицам
Расширять знания о их жизни
март 1. «Растения нашего города, края». Подвести к пониманию того, что в природе есть удивительный мир – мир растений
2. «Чистый и загрязненный воздух» Дать представления о том, какую роль играют растения в нашей жизни
Воспитывать отрицательное отнощение к факторам, загрязняющих воздух.
апрель 1. «Вода – жизнь»
Расширять знания о воде, представление о значении воды в жизни человека
2.«Путешествие»
Выявить и закрепить знания о родном крае.
Содержание и формы работы:
Изготовление панно «Мой Саянск».
Макетирование зданий ближайшего социума.
Выставка детских работ «Мой город»
Цикл экскурсии по городу.
Совместный труд детей и родителей по уборке территории детского сада (весной, зимой, осенью).
Конкурс семейного плаката «Береги природу».
Викторина «Мой Саянск».
Составление альбома «Наши мамы и папы» или «Все работы хороши».
Детский конкурс «Хорошо у нас в саду».
Экспозиция детских рисунков «Моя семья».
Различные конкурсы детей совместно с родителями.
Беседы о поэтах, писателях, художниках родного края
Интеграция образовательных областей
НОД содержание
познание
Беседы:
«Моя Родина. История Саянска», «Поговорим о профессиях», «Зимний лес», «Растения нашего края».
«Чистый и загрязненный воздух»
Дид. игры:
«Знатоки», «Пройдемся по улицам города», «Как зовут тебя деревце», «Городской лабиринт», «Экскурсии по городу». «Логическая цепочка» «Вот моя улица, вот мой дом», «Птицы нашего города». «Интервью», «Город будущего»
Коммуникация
Беседы:
«Моя семья», «Мой дом», "Что означают наши имена», «Откуда произошло имя?», «Как появились фамилии?», «Придумаем названия улицам», «Экскурсия в прачечную»
Словесные игры :
«Я знаю десять названий», «Бегает, летает, плавает», «Что, где растёт?», и др.
Художественное творчество
Рисование – «Моя семья», «Мой Саянск», «Сосновый бор», «Что загрязняет воздух», «Багульник, «Герб семьи».
Лепка – «Нерпа на камне», «Животные леса», «Птицы на кормушке».
Аппликация – «Стела «Воинам - героям», «Ночной город», «Снегири на ветке рябины», «Ёлочки и ели», «Цветы багульника».
Детское творчество – Книжки – малышки «Любимый город»,
Ручной труд – макет «Мой микрорайон», гербарий.
Чтение художественной литературы Н. Артюхина «Трудный вечер», «Легенда о Байкале», стихи о Саянске, о природе, пословицы о Родине и др.
Социализация –
Сюжетно–ролевые игры «Исследователи «Путешествие по Оке»; «Экологи», викторина «Мой Саянск»,Игра – драматизация
Безопасность –
Беседы:
«Взаимосвязи и взаимодействие в природе»; «Будем беречь, и охранять природу»; «Правила поведения в лесу»; «Безопасность у воды» и др.
Физическая культура Подвижные игры – «Рыбаки и рыбки», «С кочки на кочку», «Совушка»,, «Перелёт птиц», «К дереву беги», «Охотники и звери», «Ручеёк»,
Музыка –
Слушание - музыки «Звуки природы», песен о городе и крае, о Байкале.
Разучивание песни «Мой любимый Саянск»
Концерт «Песни Саянска»
Труд –
1. Совместнтый с родителями по уборке территории детсада (весной, зимой, осенью)
2. уборка листьев, мусора на участке, утепление корней деревьев снегом, посадка кустарников.
Литература:
• И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
• Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».
• Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина»
• .Л. А. Мишарина «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал»
• .Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
• Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
• Мулько И. Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет».