Светлана Сорокина
Проект «Мусор вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов).
Задачи:
-выявление причин появления мусора;
-проведение эксперимента «Как разлагается мусор»;
-изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;
-проведение акций «Сбор макулатуры», «Сбор батареек», «Вторая жизнь вещей», «Уборка мусора»(с привлечением родителей);
-разработка памяток по теме проекта.
Публикация «Проект „Мусор вокруг нас“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Методы исследования: анализ статистических данных (сколько в Воронеже и других городах России производится мусора, сколько вывозится на свалки и перерабатывается, как долго мусор самостоятельно перерабатывается в природе, изучение и анализ литературы, наблюдение, эксперимент.
Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем
над ним экспериментировать.
В. Л. Гинзбург.
Мусор-проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанники МБДОУ №19 не исключенье.
Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Путешествуя с родителями в разные страны, дети обращают внимание на чистоту вокруг, различные приспособления для мусора в зарубежных городах и сравнивают с улицами родного города. Бесконечные вопросы «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берётся?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели к идее создании проекта «Мусор вокруг нас», тему предложили дети с родителями.
Реализация проекта состояла из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя постановку целей и задач проекта, выбрана и изучена проблема «Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше?»Изучая проблему в ходе НОД на тему «Виды мусора», «Про город и про мусор.», дети узнали, что мусор-это отходы человеческой деятельности, они бывают разных видов :бытовыми, строительными, промышленными. Чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры экскурсии помогли детям осознать серьёзность проблемы мусора и необходимость соблюдения культуры и правил поведения на природе. В рамках НОД дети выяснили, откуда берётся мусор и куда он девается. Так, было решено проследить путь его движения. Воспитанники вместе с родителями выбросили мусор в пакет. Затем отнесли его в контейнер на улице и увидели, что мусоровоз очищает контейнер и увозит мусор на специальную свалу (полигон). Дети узнали, что рядом со специальными свалками люди не живут, так как там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Всё это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор,где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоёмах и полях.
С помощью эксперимента «Как разлагается мусор» дети решили выяснить, исчезает мусор в природе или остаётся навсегда. Весной (в апреле) я вместе с детьми группы «Светлячки» на территории МБДОУ № 19 закопали бытовой мусор (бумагу, пищевые отходы скорлупу, батарейку, пластик, металлическую банку) и поставили таблички. Осенью (в октябре) откопав мусор, дети выяснили -пищевые отходы и бумага исчезли, а пластиковый конструктор батарейка, пакет -остались лежать в земле в том же состоянии. В результате эксперимента дети сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор и бумагу можно закопать, а всё остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.
Полученные после проведения эксперимента результаты между тем не дали ответа на очередной вопрос «Если никто не будет сорить- это очень хорошо, но мусор всё равно надо куда-то девать?»Поиск собственных вариантов решения проблемы стал основой практической части проекта. Перед детьми был поставлен вопрос «Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество мусора?»В ходе бесед на тему «Мусор надо разделять» дети узнали, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты.
Таким образом, первым вариантом решения проблемы стала грамотная сортировка мусора для его переработки. Дети вместе с родителями сортировали мусор и выбрасывали его в самостоятельно сконструированные коробки. Воспитатели нашли адреса соответствующих пунктов приёма мусора в Воронеже и стали сдавать туда макулатуру, стекло, пластик и другие опасные отходы. Были проведены акции по сбору макулатуры и сбора батареек.
Второй вариант решения проблемы было предложено экономное использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух сторонах листа, делиться с друзьями книгами, игрушками, бережно относиться к игрушкам и книгам. Это поможет уменьшить количество выбрасываемых вещей.
Следующий вариант решения проблемы мы назвали «Покупай с умом». Можно идя в магазин, брать пакеты из дома, выбирать и покупать продукты длительного хранения без лишней упаковки. Игра «Что покупаем и как.»Дети разделились на 2 команды, чтобы отправиться за продуктами в магазин. Участники первой команды взяли с собой тару для покупок: коробки, пакеты, тару, а участники второй команды все продукты покупали в одноразовой упаковке. По возвращению домой участники второй команды распаковали продукты и выбросили упаковочные материалы. В результате их мусорное ведро было полным, в отличие от ведра первой команды.
И самое творческое решение проблемы-«Вторая жизнь».Как правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ от них избавиться –выбросить. Из вещей на выброс можно сделать игрушки, подарки, предметы для интерьера. Мы с детьми открыли творческую мастерскую «Чудесные превращения».
В рамках данного проекта дети участвовали конкурсе плакатов «Сохраним нашу планету» в городском экологическом конкурсе и получили благодарность.
Подводя итог, можно отметить следующее: проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Бумагу и картон нужно сдавать в пункты приёма макулатуры, батарейки- в специальные пункты приёма. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть в дальнейшем переработана.
Кроме этого, в рамках проекта дети познакомились с профессиональной деятельностью эколога, гарболога- специалиста по отходам, попытались смоделировать различные ситуации в их работе. В процессе экспериментирования дети учились очищать воду с помощью фильтра сделанного своими руками (из ваты, бумаги, песка).
Результатами проектной деятельности дошкольники поделились с другими воспитанниками ДОУ их родителями. Были оформлены памятки для детей и взрослых «Мусор-это очень важно».
Был сделан общий вывод «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем все вместе. За нами будущее, чистое будущее!»