Лучший педагог года

Проект «Музейная педагогика для дошкольников» (2 фото)

Инна Бринзова
Проект «Музейная педагогика для дошкольников»

Музейная педагогика для дошкольников.

Цель проекта Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное творчество

Задачи проекта 1. Познакомить с истоками русского народного творчества, которое можно найти в образе традиционной деревни.

2. Дать представление о развитии некоторых видов декоративно - прикладных народных промыслов на территории России

3. Поддерживать у детей и родителей интерес к совместной познавательной творческой деятельности

Публикация «Проект „Музейная педагогика для дошкольников“» размещена в разделах

4. Повысить компетентность педагогов по вопросу о применении музейной педагогики в практической деятельности

Сроки реализации Сентябрь – май

Этапы проекта I. Подготовительный – сбор материала

II. Организационный – разработка содержания познавательных бесед, игр – развлечений, путешествий, продуктивной деятельности, подбор художественной литературы

III. Формирующий – активная совместная деятельность с детьми и родителями в рамках мини – музея по освоению темы

IV. Итоговый – праздник (Весёлая ярмарка)

V. Анализ и обобщение полученных результатов

Ожидаемые результаты У детей сформированы знания о народных промыслах: местах происхождения, материалах, инструментах для изготовления.

Вызвать желание продолжать вести исследования в данном направлении

Родители активно вовлечены в образовательный процесс ДОУ, в совместную с детьми познавательно-исследовательскую деятельность.

Методы и приемы, используемые в работе с детьми

1. Наглядный.

2. Словесный.

3. Практический.

4. Мотивационный

5. Сотворчества.

Формы работы с детьми

- дидактические игры различной направленности и содержания по формированию художественной культуры ;

- игры развлечения;

- игры-путешествия ;

- интеллектуально-творческие игры;

- игры – эстетические упражнения;

- выполнение домашних заданий;

-художественная, продуктивная деятельность;

-знакомство с художественной литературой.

- Занятия и беседы.

Создание мини музея, экспозиций.

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации.

3. Привлечение родителей к помощи в создании мини музея,

экспозиций.

4. Выставки детского творчества.

5. Помощь родителей в оформлении альбома «Народные промыслы Дмитровской земли».

6. Папки-ширмы.

7. Совместные экскурсии.

8. Домашние задания.

Работа с педколлективом

Консультация по теме " Воспитательные возможности мини музея в детском

саду».

Интегрированное занятие «Русский сувенир – матрёшка».

Перспективный план проекта.

Сентябрь.

Беседы:

1. «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством».

2. «Дымковская сказочная страна».

Художественная литература и развитие речи:

1. Чтение и пересказ сказки К. Паустовского «Дремучий медведь».

2. Рассказывание сказки «Мужик и медведь».

3. Заучивание стихов о Дымкове, знакомство с народным фольклором.

4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.

Продуктивная деятельность:

1. Изготовление фигурок из природного материала и глины.

2. Рисование дымковских узоров ватными палочками, печатками и кистью.

Игры:

Дидактические игры: «Выложи узор из геометрических фигур», «Цветные капельки», «Третий лишний».

Народные игры: «Ловишки», «Перетяни канат».

Работа с родителями:

Консультации:

1. «Народное искусство и детское творчество».

2. «Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Помощь в приобретении изделий народных промыслов для изучения с детьми.

Октябрь.

1. Беседа «Характерные особенности росписи дымковских игрушек».

2. Оформление экспозиции «Дымковская слобода».

3. Развлечение «Свистунья»(совместно с родителями).

Художественная литература и развитие речи:

1. Составление описательных рассказов по дымковским игрушкам.

2. Продолжать знакомство с народным фольклором.

3. Придумывание детьми небылиц, потешек, перевёртышей.

Продуктивная деятельность:

1. Лепка и роспись дымковской уточки.

2. Лепка и роспись дымковского коня.

3. Лепка и роспись дымковской барышни.

Игры:

Дидактические игры: «Дорисуй узор», «Цветные капельки».

Музыкальная игра «Дымковские петушки».

Народные игры: «Горячее место», «Филин и пташки», «Платок».

Работа с родителями:

1. Оформление папки-ширмы «Дымковские игрушки».

2. Домашнее задание: вместе с детьми изготовить поделки по мотивам дымковских игрушек.

3. Помощь в оформлении экспозиции и организации и проведении развлечения «Свистунья».

Ноябрь.

Беседа «Чудо филимоновских свистулек».

Организация выставки «Краса-девица» по мотивам филимоновских игрушек.

Художественная литература:

1. Заучивание стихов о филимоновских игрушках.

2. Заучивание потешек, которыми можно озвучить филимоновские игрушки.

Продуктивная деятельность:

1. Рисование элементов филимоновской росписи: полосочки, ромбики., ёлочки.

2. Лепка и роспись курицы-свистульки.

3. Лепка и роспись филимоновской красавицы.

Игры:

Дидактические игры: «Выложи узор», «Дорисуй узор», «Третий лишний».

Народные игры: «Карусель»(под народную музыку, «Как у наших у ворот», «Пятнашки с домом».

Работа с родителями:

1. Мастер-класс «Народная игрушка».

2. Папка-ширма «Филимоновская свистулька».

3. Домашнее задание: вместе с детьми подготовить экспонаты для выставки.

Декабрь.

Беседы:

1. «Сине-голубое чудо».

2. «Характерные особенности гжельской росписи».

Оформление экспозиции «Сине-голубая Гжель».

Развлечение «Россия моя мастеровая».

Художественная литература и развитие речи:

1. Знакомство с легендой «Откуда в Гжели синий цвет».

2. Разучивание стихов о гжельском промысле.

3. Чтение скороговорок из книги «Тридцать три Егорки».

Домашнее задание: придумать сказку о гжельской розе.

Продуктивная деятельность:

1. Рисование элементов гжельской росписи.

2. Аппликация «Цветы Гжели»(коллективная работа в технике мозаики, выполненная обрыванием).

3. Лепка и роспись гжельской посуды.

Игры:

Дидактические: «Третий лишний», «Дорисуй узор».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

Интеллектуальная игра «Знатоки глиняных промыслов»(совместно с родителями).

Народные игры: «Жмурки», «Защита крепости».

Работа с родителями:

1. Папка-ширма «Кружевное это чудо».

2. Презентация «Путешествие в сказочную Гжель».

3. Помощь родителей в оформлении экспозиции.

Январь.

Беседы:

1. «Весёлый Городец».

2. «Что ты знаешь об искусстве городецких мастеров»

Оформление экспозиции «Городецкие узоры небывалой красоты».

Художественная литература и развитие речи:

1. Заучивание стихов, частушек о Городце.

2. Чтение глав из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».

3. Составление рассказов по сюжетным картинкам из городецких мотивов.

Продуктивная деятельность:

1. Рисование купавки, розана и листочка.

2. Рисование городецких птиц.

3. Рисование городецкого коня.

4. Роспись деревянных дощечек по мотивам городецкой росписи.

Игры:

Игра-экскурсия «Путешествие в Городец».

Сюжетно-ролевая игра «Семья ремесленников из Городца».

Дидактические игры: «Дорисуй узор», «Что лишнее»

Народные игры: «Уголки». «Прятки с домом», «Пирожок», «Молчанка», метание снежков.

Работа с родителями:

1. Папка-ширма «Городецкие изделия».

2. Домашнее задание: вместе с детьми придумать сказку «Чудо-конь».

3. Помощь родителей в приобретении деревянных дощечек для росписи

Февраль.

Беседы:

1.»Золотая Хохлома».

2.»Почему Хохлому называют золотой?».

Рассматривание «Растительно-травный орнамент Хохломы».

Знакомство с названиями старинной посуды.

Оформление экспозиции «Мастера русской земли».

Развлечение «Где живёт перо Жар-птицы?».

Художественная литература и развитие речи:

1. Легенды и сказки о Хохломе.

2. Заучивание стихов о Хохломе.

3. Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».

4. Развитие навыков творческого рассказывания о предмете (старинная посуда).

Продуктивная деятельность:

1. Рисование элементов хохломской росписи.

2. Роспись бумажных силуэтов вазы и миски хохломским узором.

3. Роспись деревянных дощечек, ложек, шкатулочек.

Игры:

Дидактические игры: «Дорисуй узор». «Что лишнее».

Интеллектуальная игра «Деревянных дел мастера».

Народные игры: «Горелки», «Ленточная карусель», «Перебежки с выручалочкой».

Работа с родителями:

1. Папка-ширма «Золотая Хохлома».

2. Консультация: «Знакомство детей с хохломской росписью».

3. Домашнее задание: прочесть детям сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

4. Помощь родителей в приобретении деревянных изделий для росписи.

Март.

Беседа «Знакомьтесь, русская матрёшка».

Показ открытого интегрированного занятия для воспитателей «Русский сувенир – матрёшка».

Художественная литература: заучивание стихов о русской матрёшке, частушек.

Продуктивная деятельность:

1. Копирование матрёшек сделанных в Сергиевом-Посаде.

2. Копирование матрёшек сделанных в городе Семёнове.

3. Роспись полхов-майданских игрушек-тарарушек.

Игры:

Дидактическая игра «Придумай узор для платка матрёшки».

Игра – путешествие с матрёшкой (Сергиев – Посад, Семёнов. Полхов – Майдан).

Народные игры «Горелки с платочком», «Карусель», «День и ночь», «Перетяни канат».

Работа с родителями:

Папка-ширма «Какие бывают матрёшки».

Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов.

Домашнее задание: совместно с детьми «роспись деревянных игрушек».

Апрель.

Беседы:

1.»Богородская резная игрушка».

2.»Что ты знаешь о русских народных игрушках».

3. «Промыслы родного края. Хотьковская резьба (Абрамцево-кудринская).

Оформление мини музея «Народные промыслы России.

Художественная литература и развитие речи:

1. Заучивание стихов о богородских игрушках.

2. Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки».

3. Придумывание и рассказывание своих сказок по мотивам богородских игрушек.

Продуктивная деятельность:

1. Лепка «Богородская игрушка Конёк-горбунок.

2. Рисование «Украшение декоративных тарелок».

Игры:

Интеллектуальная игра «Русская народная игрушка».

Музыкальная игра «Оркестр».

Народные игры: «Петушиный бой», «У медведя во бору», «Медведь и пчёлы».

Работа с родителями:

1. Папка-ширма «Богородская игрушка».

2. Соместная экскурсия в «Дом-музей Абрамцево».

3. Помощь в оформлении альбома «Народные промыслы Дмитровской земли».

Май.

Беседа «Красота вологодских кружев».

Развлечение «Путешествие в музей «Ожившая сказка».

Итоговое мероприятие «Весёлая ярмарка».

Художественная литература.

1Знакомство с легендами и сказками «Алёнкины кружева», «Семь Катерин».

2. Заучивание стихов вологодских кружевах.

3. Чтение любимых сказок.

Продуктивная деятельность:

1. Фигурное вырезание.

2. Рисование кружев.

Игры:

Экскурсия по мини музею для родителей.

Народные игры: «Русский хоровод», «Казаки-разбойники», «Плетень», «Колечко».

Работа с родителями: помощь в подготовке и проведении итогового мероприятия «Весёлая ярмарка».

Проект «Музейная педагогика для дошкольников»
Фото «Музейная педагогика для дошкольников»

Список используемой литературы.

1. Т. Н. Карачунская «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ»(интегрированные занятия) под редакцией К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой.

2. Н. Рыжкова «Музейная педагогика в детском саду». Газета «Дошкольное образование».

3. О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством».

4. О. А. Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством».

Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Музейная педагогика для дошкольников»
Опубликовано: 13 января 2015 в 14:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД