Инна Бринзова
Проект «Музейная педагогика для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика для дошкольников.
Цель проекта Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное творчество
Задачи проекта 1. Познакомить с истоками русского народного творчества, которое можно найти в образе традиционной деревни.
2. Дать представление о развитии некоторых видов декоративно - прикладных народных промыслов на территории России
3. Поддерживать у детей и родителей интерес к совместной познавательной творческой деятельности
Публикация «Проект „Музейная педагогика для дошкольников“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
4. Повысить компетентность педагогов по вопросу о применении музейной педагогики в практической деятельности
Сроки реализации Сентябрь – май
Этапы проекта I. Подготовительный – сбор материала
II. Организационный – разработка содержания познавательных бесед, игр – развлечений, путешествий, продуктивной деятельности, подбор художественной литературы
III. Формирующий – активная совместная деятельность с детьми и родителями в рамках мини – музея по освоению темы
IV. Итоговый – праздник (Весёлая ярмарка)
V. Анализ и обобщение полученных результатов
Ожидаемые результаты У детей сформированы знания о народных промыслах: местах происхождения, материалах, инструментах для изготовления.
Вызвать желание продолжать вести исследования в данном направлении
Родители активно вовлечены в образовательный процесс ДОУ, в совместную с детьми познавательно-исследовательскую деятельность.
Методы и приемы, используемые в работе с детьми
1. Наглядный.
2. Словесный.
3. Практический.
4. Мотивационный
5. Сотворчества.
Формы работы с детьми
- дидактические игры различной направленности и содержания по формированию художественной культуры ;
- игры развлечения;
- игры-путешествия ;
- интеллектуально-творческие игры;
- игры – эстетические упражнения;
- выполнение домашних заданий;
-художественная, продуктивная деятельность;
-знакомство с художественной литературой.
- Занятия и беседы.
Создание мини музея, экспозиций.
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации.
3. Привлечение родителей к помощи в создании мини музея,
экспозиций.
4. Выставки детского творчества.
5. Помощь родителей в оформлении альбома «Народные промыслы Дмитровской земли».
6. Папки-ширмы.
7. Совместные экскурсии.
8. Домашние задания.
Работа с педколлективом
Консультация по теме " Воспитательные возможности мини музея в детском
саду».
Интегрированное занятие «Русский сувенир – матрёшка».
Перспективный план проекта.
Сентябрь.
Беседы:
1. «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством».
2. «Дымковская сказочная страна».
Художественная литература и развитие речи:
1. Чтение и пересказ сказки К. Паустовского «Дремучий медведь».
2. Рассказывание сказки «Мужик и медведь».
3. Заучивание стихов о Дымкове, знакомство с народным фольклором.
4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.
Продуктивная деятельность:
1. Изготовление фигурок из природного материала и глины.
2. Рисование дымковских узоров ватными палочками, печатками и кистью.
Игры:
Дидактические игры: «Выложи узор из геометрических фигур», «Цветные капельки», «Третий лишний».
Народные игры: «Ловишки», «Перетяни канат».
Работа с родителями:
Консультации:
1. «Народное искусство и детское творчество».
2. «Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Помощь в приобретении изделий народных промыслов для изучения с детьми.
Октябрь.
1. Беседа «Характерные особенности росписи дымковских игрушек».
2. Оформление экспозиции «Дымковская слобода».
3. Развлечение «Свистунья»(совместно с родителями).
Художественная литература и развитие речи:
1. Составление описательных рассказов по дымковским игрушкам.
2. Продолжать знакомство с народным фольклором.
3. Придумывание детьми небылиц, потешек, перевёртышей.
Продуктивная деятельность:
1. Лепка и роспись дымковской уточки.
2. Лепка и роспись дымковского коня.
3. Лепка и роспись дымковской барышни.
Игры:
Дидактические игры: «Дорисуй узор», «Цветные капельки».
Музыкальная игра «Дымковские петушки».
Народные игры: «Горячее место», «Филин и пташки», «Платок».
Работа с родителями:
1. Оформление папки-ширмы «Дымковские игрушки».
2. Домашнее задание: вместе с детьми изготовить поделки по мотивам дымковских игрушек.
3. Помощь в оформлении экспозиции и организации и проведении развлечения «Свистунья».
Ноябрь.
Беседа «Чудо филимоновских свистулек».
Организация выставки «Краса-девица» по мотивам филимоновских игрушек.
Художественная литература:
1. Заучивание стихов о филимоновских игрушках.
2. Заучивание потешек, которыми можно озвучить филимоновские игрушки.
Продуктивная деятельность:
1. Рисование элементов филимоновской росписи: полосочки, ромбики., ёлочки.
2. Лепка и роспись курицы-свистульки.
3. Лепка и роспись филимоновской красавицы.
Игры:
Дидактические игры: «Выложи узор», «Дорисуй узор», «Третий лишний».
Народные игры: «Карусель»(под народную музыку, «Как у наших у ворот», «Пятнашки с домом».
Работа с родителями:
1. Мастер-класс «Народная игрушка».
2. Папка-ширма «Филимоновская свистулька».
3. Домашнее задание: вместе с детьми подготовить экспонаты для выставки.
Декабрь.
Беседы:
1. «Сине-голубое чудо».
2. «Характерные особенности гжельской росписи».
Оформление экспозиции «Сине-голубая Гжель».
Развлечение «Россия моя мастеровая».
Художественная литература и развитие речи:
1. Знакомство с легендой «Откуда в Гжели синий цвет».
2. Разучивание стихов о гжельском промысле.
3. Чтение скороговорок из книги «Тридцать три Егорки».
Домашнее задание: придумать сказку о гжельской розе.
Продуктивная деятельность:
1. Рисование элементов гжельской росписи.
2. Аппликация «Цветы Гжели»(коллективная работа в технике мозаики, выполненная обрыванием).
3. Лепка и роспись гжельской посуды.
Игры:
Дидактические: «Третий лишний», «Дорисуй узор».
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».
Интеллектуальная игра «Знатоки глиняных промыслов»(совместно с родителями).
Народные игры: «Жмурки», «Защита крепости».
Работа с родителями:
1. Папка-ширма «Кружевное это чудо».
2. Презентация «Путешествие в сказочную Гжель».
3. Помощь родителей в оформлении экспозиции.
Январь.
Беседы:
1. «Весёлый Городец».
2. «Что ты знаешь об искусстве городецких мастеров»
Оформление экспозиции «Городецкие узоры небывалой красоты».
Художественная литература и развитие речи:
1. Заучивание стихов, частушек о Городце.
2. Чтение глав из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».
3. Составление рассказов по сюжетным картинкам из городецких мотивов.
Продуктивная деятельность:
1. Рисование купавки, розана и листочка.
2. Рисование городецких птиц.
3. Рисование городецкого коня.
4. Роспись деревянных дощечек по мотивам городецкой росписи.
Игры:
Игра-экскурсия «Путешествие в Городец».
Сюжетно-ролевая игра «Семья ремесленников из Городца».
Дидактические игры: «Дорисуй узор», «Что лишнее»
Народные игры: «Уголки». «Прятки с домом», «Пирожок», «Молчанка», метание снежков.
Работа с родителями:
1. Папка-ширма «Городецкие изделия».
2. Домашнее задание: вместе с детьми придумать сказку «Чудо-конь».
3. Помощь родителей в приобретении деревянных дощечек для росписи
Февраль.
Беседы:
1.»Золотая Хохлома».
2.»Почему Хохлому называют золотой?».
Рассматривание «Растительно-травный орнамент Хохломы».
Знакомство с названиями старинной посуды.
Оформление экспозиции «Мастера русской земли».
Развлечение «Где живёт перо Жар-птицы?».
Художественная литература и развитие речи:
1. Легенды и сказки о Хохломе.
2. Заучивание стихов о Хохломе.
3. Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».
4. Развитие навыков творческого рассказывания о предмете (старинная посуда).
Продуктивная деятельность:
1. Рисование элементов хохломской росписи.
2. Роспись бумажных силуэтов вазы и миски хохломским узором.
3. Роспись деревянных дощечек, ложек, шкатулочек.
Игры:
Дидактические игры: «Дорисуй узор». «Что лишнее».
Интеллектуальная игра «Деревянных дел мастера».
Народные игры: «Горелки», «Ленточная карусель», «Перебежки с выручалочкой».
Работа с родителями:
1. Папка-ширма «Золотая Хохлома».
2. Консультация: «Знакомство детей с хохломской росписью».
3. Домашнее задание: прочесть детям сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
4. Помощь родителей в приобретении деревянных изделий для росписи.
Март.
Беседа «Знакомьтесь, русская матрёшка».
Показ открытого интегрированного занятия для воспитателей «Русский сувенир – матрёшка».
Художественная литература: заучивание стихов о русской матрёшке, частушек.
Продуктивная деятельность:
1. Копирование матрёшек сделанных в Сергиевом-Посаде.
2. Копирование матрёшек сделанных в городе Семёнове.
3. Роспись полхов-майданских игрушек-тарарушек.
Игры:
Дидактическая игра «Придумай узор для платка матрёшки».
Игра – путешествие с матрёшкой (Сергиев – Посад, Семёнов. Полхов – Майдан).
Народные игры «Горелки с платочком», «Карусель», «День и ночь», «Перетяни канат».
Работа с родителями:
Папка-ширма «Какие бывают матрёшки».
Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов.
Домашнее задание: совместно с детьми «роспись деревянных игрушек».
Апрель.
Беседы:
1.»Богородская резная игрушка».
2.»Что ты знаешь о русских народных игрушках».
3. «Промыслы родного края. Хотьковская резьба (Абрамцево-кудринская).
Оформление мини музея «Народные промыслы России.
Художественная литература и развитие речи:
1. Заучивание стихов о богородских игрушках.
2. Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки».
3. Придумывание и рассказывание своих сказок по мотивам богородских игрушек.
Продуктивная деятельность:
1. Лепка «Богородская игрушка Конёк-горбунок.
2. Рисование «Украшение декоративных тарелок».
Игры:
Интеллектуальная игра «Русская народная игрушка».
Музыкальная игра «Оркестр».
Народные игры: «Петушиный бой», «У медведя во бору», «Медведь и пчёлы».
Работа с родителями:
1. Папка-ширма «Богородская игрушка».
2. Соместная экскурсия в «Дом-музей Абрамцево».
3. Помощь в оформлении альбома «Народные промыслы Дмитровской земли».
Май.
Беседа «Красота вологодских кружев».
Развлечение «Путешествие в музей «Ожившая сказка».
Итоговое мероприятие «Весёлая ярмарка».
Художественная литература.
1Знакомство с легендами и сказками «Алёнкины кружева», «Семь Катерин».
2. Заучивание стихов вологодских кружевах.
3. Чтение любимых сказок.
Продуктивная деятельность:
1. Фигурное вырезание.
2. Рисование кружев.
Игры:
Экскурсия по мини музею для родителей.
Народные игры: «Русский хоровод», «Казаки-разбойники», «Плетень», «Колечко».
Работа с родителями: помощь в подготовке и проведении итогового мероприятия «Весёлая ярмарка».
Список используемой литературы.
1. Т. Н. Карачунская «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ»(интегрированные занятия) под редакцией К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой.
2. Н. Рыжкова «Музейная педагогика в детском саду». Газета «Дошкольное образование».
3. О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством».
4. О. А. Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством».