Лучший педагог года

Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»

Елена Хавшабо
Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 29»

ПРОЕКТ

на тему:

"Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества".

Выполнили участники творческой группы

ОО «Художественно –эстетического развития» :

Хавшабо Е. И.

Демченко О. Б.

Карастоянова И. О.

Майкоп 2016 год.

Образовательная область : художественно – эстетическое развитие

Публикация «Проект „Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества“» размещена в разделах

Вид проекта : творческо-познавательный, здоровьесберегающий

Место реализации проекта : МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29»

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Проблема: увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.

Актуальность: Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит

важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка

мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию.

Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством)означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет –энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]

Сегодняшние дети- это наше будущее, это будущее нашей страны.

Арт - терапия в дошкольном возрасте.

Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является артпедагогика – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов.

Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, метод просто незаменим.

Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Назначение арт-терапии : оздоровление психики человека через творчество.

Средства реабилитации: сказкотерапия, куклотерапия, маскотерапия, игротерапия,

изотерапия (рисование, лепка из глины, пластилина, теста, цветотерапия, музыкотерапия,

танцевальная терапия, вокалотерапия, фольклоротерапия, релаксация терапия.

Цель проекта :

• формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии;

Задачи проекта :

для детей:

• учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку;

• развивать у ребенка потребность в саморазвитии;

• повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперреактивность);

• формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;

для родителей:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;

• способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

• заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

для педагогов:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.

Участники проекта :

• педагоги (воспитатели, музыкальные руководители).

• дети средних групп (4-5 лет).

• родители воспитанников группы.

Продолжительность проекта : кратковременный (2 недели).

Основные формы реализации проекта :

С детьми С родителями С педагогами

НОД : «В гостях у песочной Феи» «Изготовление кукольного театра»,

«У бабушки в деревне»;

Беседы о здоровье;

Игры и упражнения : «Песенка –масаж»;

«Пантомина», «Релаксация под музыку», «Виды муз. -ритм. движений», «Детского фольклор:

потешки,

заклички, пестушки, прибаутки», «Танцевальные игры», «Фольклорные подвижные игры»;

Картотеки с детьми раннего возраста :«Агушечки, ладушки, потешки,

прибаутки,

колыбельные»

Чтение художественной литературы К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»;

Дни здоровья «Арт-терапии в развитии детей»; развлечения;

Кружки худ-эстет развития: «Семицветик»,«Вокальный»,«Театральный».

Папки-передвижки: «Музыка лечит»;

Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей»;

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок»;

Анкетирование "О здоровом образе жизни";

Буклеты : «От чего зависит здоровье детей», «Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога ДОУ: Создание сказочной страны»; Муз. зан. с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»

Консультации: «Использование игровых приемов в процессе ритмических движений»,

«Музыка в детстве закладывает жизненые навыки»,

«Арт-терапия для дошкольников», «Арт-терапия лепка из пластилина», «Знакомство с техниками изотерапии», «Танец в наши дни», «Нужен ли танец малышу», «Танцевальные игры».

Участие в праздника «Масленица»;

Оформление наглядно

демонстрационного стенда (газеты) «Арт-терапия в оздоровлении дошкольников»;

Индивидуальные

консультационные. Консультации : «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт-терапи»;

«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками.»

(выступление из опыта работы вос-ля Хавшабо Е. И

* Открытые просмотры Мастер-классы: "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми : Создание сказочной страны. "; «Звуки музыку рождают.»;Муз. зан. с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»;

«Техника арт-терапии с детьми 5 лет»

Семинар-практикум презентация

Этапы реализации:

осуществление проекта рассчитано на 2 недели и включает в себя 4 этапа:

1 этап.

Теоретический этап.

1. анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте;

2. диагностика детей на начало проекта;

3. мониторинг для педагогов и родителей;.

4. изучение условий реализации проекта;

5. выявление проблемы, формировка цели, задач;

6. ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;

7. планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания

предметно-развивающей среды;

8. пересмотреть структуру НОД с целью введения в ход НОД арт-терапевтических

упражнений и заданий;

9. определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры,

атрибуты и т. д.)

2 этап.

Методический этап.

1. разработка проекта;

3. составление картотек,папок передвижек и заданий ;

4. разработка НОД ;

5. составить консультации для родителей и педагогов;

6. подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Арт-терапия, как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»;

7. выпуск тематических газет о методах арт-терапии;

8. изготовление физкультурного оборудования из бросового материала;

9. разучивание массажей.

3этап.

Практический этап.

1. непосредственная реализация проекта : организация деятельности с детьми;

2. совместных мероприятий с родителями и педагогами;

2. применение технологии арт-терапии в НОД детей;

3. мультимедийная презентация инновационного опыта на педагогическом совете МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 29» на тему: "Арт-терапия, как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества".

4. мастер – класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и

взрослыми: Создание Сказочной страны»;

4 этап.

Аналитическийй (итоговый) этап.

1. анкета для родителей ;

2. диагностика детей на конец проекта;

3. мониторинг для педагогов и родителей;

4. подведение итогов реализации проекта;

2. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии, выводы;

4. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании

результатов,проделанной работы;

5. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.

Обеспечение:

• муз. диски со звуками природы;

• пакет рекомендаций для родителей и воспитателей;

• подбор методической литературы;

• папки передвижки, стенгазеты,газеты;

учебные пособия: конспекты НОД, картотеки;

• пальчиковый театр, маски, костюмы.

Предполагаемые результаты:

для детей:

• у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

• занятия будут разнообразными по форме организации;

• будет осуществляться индивидуальный подход к детям;

• в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

• музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

• цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;

• сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изо деятельности, фольклора, музыки;

• ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

для родителей:

• родители вовлечены в единое пространство творческой группой ОО «Художественно –эстетического развития», будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

• примут участие в фольклорных, спортивных праздниках

для педагогов:

• повысится компетентность педагогов;

• реализация основной цели проекта. Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Продукт проектной деятельности :

для детей:

• сценарий фольклорного празднике «Масленица»;

• пальчиковый театр «Три поросенка», театр масок «Заюшкина избушка»;

• муз. игрушки шумелки, вертушки, диски;

«Сказочный домик», деревья «Счастья»;

костюмы: божьи коровки красные юбки и крылья, маски зверей;

• уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии, физтерапии)

для родителей:

• пакет рекомендации применение арт-терапии : Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные виды рисования», «Сказкотерапия в жизни дошкольников» «Знакомство с техниками изотерапии», «Арт-терапия для детей : лепка из теста».

• папка передвижка «Музыка лечит»;

• стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей»; газета для родителей 2 средней группы

• участие в фольклорном празднике «Масленица» вместе с детьми;

• фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Масленица»,» конкурс Спортивного уголка;

• изготовление шумовых инструментов совместно с родителями, дерево «Счастья».

для педагогов:

• презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»;

мастер-классы: "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми : Создание сказочной страны», «Техника арт-терапии с детьми средней группы», «Нетрадиционные виды рисования», «Консультация для педагогов посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС»

пакет рекомендаций : «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии.», Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками». Методическая разработка НОД по сказкотерапии с детьми 4-5 лет, «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии.», Конспект музыкальной нод с элементами вокалотерапии и музыкотерапии «Весенняя мозаика», «Заюшкина избушка», Консультация для воспитателей «Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ»;

учебные пособия: «Картотека нетрадиционных техник рисования», Картотека «Русские народные игры для первой младшей группы», Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологийи двигательно – игрового фольклора, Конспект НОД с применением методов арт-терапии «Приключение Колобка», Конспект музыкальной нод с использованием песочной терапии и музыкотерапии «В гостях у Песочной феи», Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе «Весна» с использованием нетрадиционных техник.

Размещение объекта инновации.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый. Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Данная проектная деятельность повлияет на весь воспитательно-образовательный процесс и станет компонентом, как НОД, так и мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников.

Практическая значимость проекта : Практический материал может быть полезным педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Используемая литература:

• Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб, 1999

• Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.

• Колошина Т. Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации

• Киселева М. В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми

• Щербакова Ирина Юрьевна, учитель – логопед. «Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками».

• Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. - Спб. : Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Метод. рекоменд. / Е. А. Антипина. – М., 2009.

• Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. – Ростов н/ д: Радуга, 2007.

• Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н. Ф. Губанова. – М. : Детство, 2007.

• Доронова, Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.

• Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М. : Пресса, 2009. Балашова С. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т. В. / М. : Просвещение, 1993.

• Выходцева В. Н., Романова Н. А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет

• Кабилова С. Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.

• Лобанова Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе. 2005, №3.

• Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.

• Назарова Л. Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.

• Информация из интернета.

Приложение:

1. анкеты;

2. конспекты НОД ;

3. папка передвижка;

4. консультации с родителями,;

5. консультации с воспитателями ;

6. мастер-класс;

7. буклеты, картотеки;

8. газета, стенгазета;

9. фотоотчеты праздника «Масленица», конкурса спортивного уголка, пальчиковый театр.

Публикации по теме:

Арт-терапия: инновационный метод психологии Основные изменения, происходящие в любой сфере деятельности и в любой сфере науки, связанны с процессами производства новых идей, их внедрением.

Консультация для родителей «Развитие творчества у детей через разные виды искусства» РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно.

Мастер-класс на тему «Нетрадиционная форма оздоровления дошкольников: хатха — йога» Цель: показать педагогам методику проведения НОД с элементами нетрадиционных способов оздоровления детей старшего дошкольного возраста;.

НООД по художественному творчеству «Фестиваль народного искусства и творчества» (старший дошкольный возраст) Программное содержание: 1. Расширять представление детей о традициях мордовского народа. 2. Учить видеть красоту мордовских узоров, замечать.

Песочная терапия как инновационный метод работы с детьмиПесочная терапия как инновационный метод работы с детьми В последнее время, по результатам исследований, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперрактивности, в коррекции.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и искусства» «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и искусства» Полозова И. Н., воспитатель.

Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида (2-4 классы) Разработано педагогом психологом.

Семинар для педагогов на тему «Метод организации дидактических игр» Автор: Калиничева Мария, воспитатель ГККП «Ясли-сад № 19 г. Павлодара», Казахстан План проведения: 1. Приветствие «Круг радости» 2. Теоретический.

Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием.

Фотоотчёт об участии в Международном фестивале детского творчества «Волшебный мир искусства Art Magic World»Фотоотчёт об участии в Международном фестивале детского творчества «Волшебный мир искусства Art Magic World» Фотоотчёт участия в Международном фестивале детского творчества "Волшебный мир искусства Art Magic World". В последних числах января в Калининграде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»
Опубликовано: 5 мая 2016 в 20:56
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД