Анастасия Яровикова
Проект «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Паспорт педагогического проекта
3. План реализации проекта
4. Праздник «Ярмарка народной игрушки»
Пояснительная записка
Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.
Публикация «Проект „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании
всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна,
интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Наш проект позволит :
зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
привить уважение к истории России;
пополнить предметно развивающую среду;
вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.
В рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагога получат знания о русской матрешке, Ванька-встаньке, филимоновской, дымковской, богородской игрушках, о куклах пеленашках, крупеничках, столбушках, закрутках, хохломской и гордецкой росписи. Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.
Основные преимущества этого проекта :
- формирование интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда;
- формирование умения видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
- развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.
Этапы реализации проекта.
1-й этап: подготовительный – планирование, сбор материала.
2-й этап: организационный – разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценария праздника
3-й этап: формирующий – проведение мероприятий с детьми и родителями по плану
4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов.
Паспорт педагогического проекта
Тема: Ознакомление детей с народной игрушкой и народными промыслами
Название проекта Чудо чудное, диво дивное!
Тип проекта Творческо-исследовательский
Сроки реализации Краткосрочный
Состав участников дети старшей группы, их родители и педагоги
Цель Эстетическое воспитание дошкольников через восприятие красивого мира народной игрушки
Задачи:
Продолжать знакомить детей с народно декоративным искусством.
Расширять представление о народной игрушке.
Познакомить с народной игрушкой : кукла – пеленашка, крупеничка, кукла столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой – Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь – барабанщик.
Развивать познавательные и творческие навыки, применение полученных знаний на практике.
Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении.
Актуальность Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России
Ожидаемые результаты У детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке
Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи.
Индивидуально личностный рост ребенка через восприятие эстетического красивого мира народной игрушки.
Мероприятия по реализации:
Формы работы с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций, книг
2. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства
3. Расписывание детьми предметов элементами росписи.
4. Непосредственная образовательная деятельность:
Краса ненаглядная (русские народные промыслы)
Золотые руки мастеров
В гости к матрешке
5. Беседы о народной игрушке, истории возникновения
6. Дидактические игры:
«Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку»
7. Художественное творчество:
Кукла «Пеленашка», Столбушка, Закрутка, Ванька–встань-ка
8. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества»
9. Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, пословиц.
10. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.
11. Разучивание народных игр : «Яша», «Горшок», «Карусели»
12. Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского
13. Разучивание танца «Самоварчики», танец Матрешек, «Во саду ли, в огороде…», танец Неваляшек. Формы работы с родителями
Информация в родительский уголок: «Что такое народная игрушка»
Папка передвижка «Народная игрушка»
Придумывание сказок, загадок о народной игрушке, с последующей записью.
Выставка «Народная игрушка»
Индивидуальные консультации по презентации семейных проектов.
Итог проекта
Праздник «Ярмарка народной игрушки»
План реализации проекта
«Чудо чудное, диво дивное»
Физическая культура. Здоровье.
Физминутки «Ванька-встанька», «Матрешка».
Гимнастика для глаз «Поиграем с матрёшкой»
Массаж пальцев
В течение месяца
Социализация
Дидактические игры «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку».
Народные игры : «Яша», «Горшок», «Карусели».
Музыкально-дидактические игры «Весёлые подружки», «Игра с матрёшками».
Сюжетно-ролевая игра ««Экскурсия в музей народного творчества».
В течение месяца
Художественное творчество
Расписывание детьми предметов элементами росписи: Хохлома – ложка, Городец – доска, Полховско-Майданская – птичка, Дымковская – барашек, Филимоновская – петушок, Гжель – тарелочка.
Раскраски «Русская матрешка», «Гжель», «Золотая хохлома»
Организация выставки рисунков, народных игрушек
Коммуникация
Беседы о народной игрушке, истории возникновения
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, народных игрушек, иллюстраций, книг
Составление и отгадывание загадок о народных промыслах
В течение месяца
Труд
Мастерская по изготовлению куклы «Пеленашки», Столбушки, Закрутки.
Познание
Непосредственно образовательная деятельность:
Краса ненаглядная (русские народные промыслы)
Золотые руки мастеров
В гости к матрешке
Экскурсия в районный краеведческий музей.
Просмотр видеороликов о народно прикладном творчестве
Музыка
Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; Игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского
Танцы: «Самоварчики», танец Матрешек, «Во саду ли, в огороде…», танец Неваляшек.
Слушание: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель», «Наша Хохлома» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского; «Куклы неваляшки» музыка З. Левиной, слова З. Петровой.
В течение месяца
Художественная литература
Чтение «Краса ненаглядная» Е. Осетров; «Дарума и Ванька-встанька» Э. Котляр, «Матрешкины потешки»
В. Берестов;
Заучивание «Красная девица», Птичка-свистулька, «Дарума и Ванька-встанька» Э. Котляр.
В течение месяца
Взаимодействие с родителями
Информация в родительский уголок: «Что такое народная игрушка»
Папка передвижка «Народная игрушка»
Придумывание сказок, загадок о народной игрушке, с последующей записью.
Выставка «Народная игрушка»
Индивидуальные консультации по презентации семейных проектов.
Участие в ярмарке народных игрушек
Входит Хозяюшка.
Хозяюшка. Ой, вы, красны девицы да добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку весёлую! Собирайтесь сюда, гости желанные, скоморохи званные. Начинается весёлое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями.
Дети «въезжают» в зал под песню «Поехал наш батюшка на базар», в исполнении педагогов, объезжают зал и встают полукругом.
Ребёнок 1. Приехали, приехали
С конфетами, с орехами!
Ребёнок 2. Со сладкими леденцами,
С весёлыми бубенцами!
Ребёнок 3. С игрушками, побрякушками,
С песнями, частушками!
Вместе. Проходи честной народ –
Ярмарка уж у ворот!
Дети садятся на стульчики.
Хозяюшка. В этот светлый день весенний, у нас ярмарка открывается.
Веселье наше начинается! Гость наш первый появляется.
Скоморох. Здравствуйте почтенные господа!
Я приехал на ярмарку сюда!
На ваш товар поглядеть,
Себя показать!
Я развесёлый потешник,
Известный скоморох и насмешник!
За медный пятак
Покажу всё и этак и так!
Под плясовую мелодию скоморох выполняет движения русской народной пляски.
Звучит наигрыш на гармошке, входят торговцы – дети.
Дети (по очереди)
Идите ногами, смотрите глазами,
берите руками, платите деньгами.
Ребёнок 1. Кому пирожки?
Горячие пирожки?
С пылу, с жару, гривенник за пару!
Спешите и торопитесь!
Не бойтесь – не объедитесь!
Ребёнок 2. Подходи, не зевай, хлеба покупай!
Караваи, калачи, пышки, пышки горячи!
Булки, лепёшки в печи сидели,
На вас глядели и в рот захотели!
Ребёнок 3.
Кому яблоки продам!
Кому дёшево отдам!
Грушевые! Ананас!
Покупайте про запас!
Ребёнок 4.
Ай-да-да! Ай-да-да!
Все пожалуйте сюда!
Заходите все в наш ряд,
Покупайте всё подряд!
Ребёнок 5. У нас игрушечки славные,
Занятные, забавные!
Смотрите, любуйтесь,
Долго не торгуйтесь!
Девочка. Погляди скорее –
Щечки розовеют,
Пестренький платочек, платьице в цветочек.
Пухленькие крошки – русские матрёшки.
Чуть лишь испугаются, все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке шустрые подружки.
Танец «Русские матрёшечки»
Хозяюшка. Ой, что это такое, смотрите, разбитая посуда. Наверное, с телеги свалилась. Давайте соберем её, сложим.
Игра «Собери посуду»
Хозяюшка. Какие вы умницы, ребята. Из осколков посуду собрали, а какая она? (хохломская, гжельская, городецкая)
Выходят девочка и мальчик. Девочка берет коромысло и ведра.
Мальчик: - Красна девица, ты куда ходила?
Девочка:- Я на ярмарку ходила, себе ведра купила.
Мальчик: - Что дала?
Девочка: - Рубль дала, коромысло – полтора.
Мальчик: - Девица, сходи за водицей.
Песня «Шла девица за водой»
Ребёнок. Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Эй, мальчишки, налетай!
Чудо ложки покупай!
Хозяюшка. Звонкие, резные ложки расписные!
От зари и до зари веселятся ложкари!
Игра на ложках, исполняют мальчики
Хозяюшка. Что-то дети засиделись,
На своих местах пригрелись.
Выходите-ка плясать,
Свои ножки разминать.
Танец «Во саду ли, в огороде»
Ребёнок. Хоть всю ярмарку обойдете,
Лучше барынь не найдёте!
Игрушки наши повсюду славятся
Подходите скорее и вам понравятся.
Лиля М. с мамой, Матвей А. представляют свою игрушку.
Дети исполняют «Игрушкины частушки»
Скоморох. Кому орехи? Кому орехи?
Золочёные грецкие орехи!
Взрослым для богатства,
Детям для потехи.
Подходи, не ленись!
Покупай, не стыдись!
Хозяюшка. Наш Яшка по ярмарке ходил, да орешков прикупил. Яшенька, не зевай. С нами весело играй!
Проводится игра «Яшка»
Ребёнок. Ко мне скорее подходите,
И на кукол посмотрите:
Куклы наши славные, весёлые, забавные!
Покупайте за гроши, будут рады малыши!
Дети и родители представляют своих кукол.
Танец «Куклы неваляшки».
Скоморох: Ярмарке уже пора закрываться,
а нам ещё на карусели кататься!
Карусель, карусель – это радость и смех,
Карусель, карусель - это праздник для всех.
Ребенок 1. Мы проехаться б хотели
На веселой карусели.
Ребенок 2. Занимай скорей места!
Прокатись кругов до ста!
Игра «Карусели»
Хозяюшка. Самовар подарок главный
Он красивый, расписной.
Ароматный чай отведать
Не откажется любой.
Танец «Самоварчики»
Скоморох.
Тары-бары, растабары –
Раскупили все товары.
Вот и солнышко садится,
Пора, ребята, расходится.
Нашей ярмарке конец,
А кто слушал молодец!
Хозяюшка (гостям)
Милый зритель, не скучай –
Приглашаем всех на чай.
С караваем, сушками,
Пышными ватрушками.
Под весёлую музыку все уходят в группу на чаепитие.