Папки-передвижки

Проект «Народная кукла в играх современных детей»

Екатерина Никифорова
Проект «Народная кукла в играх современных детей»

Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты не заставил себя долго ждать, их плоды пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Публикация «Проект „Народная кукла в играх современных детей“» размещена в разделах

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образование. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность.

Но в современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребенок не владеет информацией о традиционной народной кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Перед нами, педагогами стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев.

Однако здесь мы сталкиваемся с рядом проблем:

- нет достаточного методического и игрового материала по народной кукле;

- низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;

- недостаточно сформировано творческое взаимодействие между родителями воспитанников и детским садом.

- в дошкольной педагогике нет разработанной современной модели работы с народными куклами.

1. Направленность проекта :

Данный проект направлен на комплексную интеграцию образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.

2. Проект предназначен для детей старшей и подготовительной группы, педагогов, родителей, в целях приобщения детей к русским народным традициям.

3. Цель проекта : разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.

4. Задачи проекта :

- расширять знания детей о культуре народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки)

- познакомить детей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления)

- учить изготовлять народных кукол.

- развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение.

5. Прогнозируемые результаты.

- Повысится интерес детей к народной кукле и народным традициям;

- Расширятся знания детей о народной кукле;

- Сформируется интерес к изготовлению простых кукол;

- Создастся апробированная система мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;

- Улучшится творческое взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.

- Сформируются у детей навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда.

6. Важнейшие индикаторы и показатели, показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта.

- Высокий уровень развития у детей интереса к народной кукле и народным традициям;

- Возрастет доля участия детей в экспериментально исследовательской деятельности;

- Возрастет качество образовательного процесса;

- Возрастет процесс социализации детей в новой среде.

7. Условия реализации проекта.

Нормативно-правовое обеспечение

- наличие локальных актов (утверждение ООП и плана-графика ФГТ, регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГТ

- наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня

Кадровое обеспечение

- педагоги заинтересованы во внедрении инновационных технологий

- владение педагога современными образовательными технологиями

Научно-методическое обеспечение

- определена модель учебного процесса в соответствии с ФГТ

- разработаны комплексно-тематическое планирование и система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми ООП.

Информационное обеспечение

- организовано взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом.

Материально - технические

- наличие предметно-развивающей среды.

- создание уголка ряженья, уголка «Сказочная мастерская»

- создание мини-музея «Куклы наших бабушек»

8. Этапы проекта

1 этап подготовительный

На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий, с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях. Старшая группа (сентябрь)-проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей»

Цель: Наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы»

- Экскурсия в библиотеку.

Цель: поиск материала по созданию народной куклы.

Старшая группа (октябрь)- экскурсия в музей Дома детского творчества.

Цель: поиск материала по созданию народной куклы, познакомить со старинными предметами быта нашей местности.

-Работа с родителями с целью вовлечения родителей в изготовление альбомов, схем, чертежей по изготовлению народной куклы.

Октябрь- январь -работа с родителями.

Вовлечение родителей к изготовлению народных кукол (Кубышка-травница, Кувадка, Берегиня дома, Коми кукла акань, Младенец- полено, Столбушка, Ангел, Колокольчик, Стригушка, Покосница, Помощница, Кукла на ложке, Кормилкавепсская, кукла на счастье, Веснянка)

Таким образом, на первом этапе мы стараемся сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей своего народа, развивать эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготовлением.

2 этап основной

Длительный - начиная со старшей группы (январь) по март подготовительной группы.

Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности мероприятий, направленных на развитие интереса детей к народной кукле.

сроки: с января старшей группы по март подготовительной группы - 1,5 года.

мероприятия направленные на развитие интереса детей к народной кукле реализуются в соответствии с тематикой и сроками разработанными в перспективно - тематическом планировании.

исполнитель: воспитатель группы, родители.

3 этап аналитический

Анализ выполнения задач проекта на каждом этапе.

Подготовительная группа (апрель – май) проведение диагностики с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.

Апрель - май (подготовительная группа) - итоговая диагностика уровня сформированности интереса детей к народной кукле; анализ эффективности работы по данному проекту на заключительном этапе.

Творческий отчет о проделанной работе

- Показ сказки «Бабушкины куклы»

-Участие детей в исследовательской конференции «Я- исследователь»

-Создание мини- музея «Куклы наших бабушек»

Результаты работы над проектом :

По результатам работы проекта «Народная кукла в играх современных детей» стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления,возможно, начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц. Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.

В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы 90% родителей и детей группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно развивающей среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани, а так же из других материалов «Куклы наших бабушек»

Дальнейшее развитие проекта :

-использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей :

-участие в конкурсах, выставках, акциях;

-публикации

Публикации по теме:

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Фотоотчет родительского собрания «Народная игрушка»Фотоотчет родительского собрания «Народная игрушка» "народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народная кукла в играх современных детей»
Опубликовано: 23 марта 2014 в 00:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД