Зифа Субханкуллова
Проект «Народная культура и традиции русского и татарского народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Вид проекта : творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники: дети подготовительной группы.
Сроки реализации: две недели.
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Публикация «Проект „Народная культура и традиции русского и татарского народов“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Татарстан
- Русские народные традиции и обычаи
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цель проекта : Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.
Задачи проекта :
• Расширять представление о национальной культуре татар и русских.
• Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей.
• Создание образовательной - культурной среды в группе.
• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
• Развивать творческие способности детей.
Планируемый результат.
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов.
Углубление жизненного опыта.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
1-ая неделя проекта.
Тема: «Культура и традиции татар».
Понедельник.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1. Беседа.
Тема: Народная культура и традиции татар.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.
Задачи:
• Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.
• Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
• Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
2. Художественное творчество: Рисование.
Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.
Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента.
Задачи:
• Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
• Воспитывать любовь к народному искусству.
• Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.
Вопросы к занятию:
- Люди каких национальностей живут в нашей стране?
- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?
- Каким узором будем украшать?
- Какие элементы татарского узора вы знаете?
- Какие цвета в татарском орнаменте?
1. Рассматривание образца.
2. Объяснение и показ способов и этапов работы.
3. Работа детей.
4. Анализ занятия.
3. Музыка.
Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»
Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.
Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Вечер:
Татарские народные игры :
"Перетяни канат".
"Не пролей воды".
Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: Татарский национальный костюм.
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;
Задачи:
• Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
• Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
2. Художественное творчество: лепка.
Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).
Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.
Задачи:
• Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя.
• Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.
Вечер
Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».
Чтение сказки «Три дочери»
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: "Народные праздники татар"(презентация).
Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.
• Формировать основы праздничной культуры татарского народа.
• Воспитывать патриотические чувства.
Вечер:
Экскурсия в музей детского сада.
Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Художественное творчество: аппликация.
Тема: Украшаем сапожек (читек).
Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором : «тюльпан» и «листок».
Задачи:
• Развивать умения создавать орнамент из трех частей;
• Знакомство с народной культурой;
Вечер:
Изучение танца "Сабантуй"
Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Музыка.
Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная».
Вечер:
Миниконцерт с участием детей.
Выставка "Татарские национальные блюда".
Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2 -я неделя проекта.
Тема: "Русский народ - великий народ".
Понедельник.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1. Беседа.
Тема: "Паровозик дружбы".
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
• Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
• Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.
• Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
2. Художественное творчество: Рисование.
Тема: «Русский сарафан».
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Задачи:
• Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
• Вызвать интерес к жизни своих предков;
• Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Вопросы к занятию:
- Какую одежду одевали русские девушки?
-Из какой одежды состоит женский народный костюм?
-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?
1. Рассматривание образца.
2. Объяснение и показ способов и этапов работы.
3. Работа детей.
4. Анализ занятия.
3. Музыка.
Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».
Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.
Задачи:
• Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;
• Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни.
Вечер:
Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
Слушание народных песенок, закличек, потешек.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: «Русский национальный костюм».
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;
Задачи:
• Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;
• Обогащать словарный запас: запон (фартук, оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
• Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
• Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Словарь: запон (фартук, оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
2. Художественное творчество: лепка.
Тема: Лепка дымковского коня.
Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек;
Задачи:
• Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях;
• Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;
• Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.
Вечер:
Дидактическая игра "Сказочная мозаика".
Инсценировка сказки "Гуси лебеди".
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".
Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Задачи:
• Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;
• Познакомить детей с элементами быта предков;
• Вызвать интерес к русским традициям;
• Воспитывать доброту и любовь друг к другу;
Вечер
Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
Чтение русских народных сказок "Снегурочка".
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Художественное творчество: аппликация.
Тема: Русская матрешка.
Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.
Задачи:
• Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
• Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;
• Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Вечер:
Разучивание русского хороводного танца «Карусель».
Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1. Беседа.
Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".
Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.
Просмотр проекта : Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2. Музыка.
Тема: Разучивание частушек.
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни).
Вечер:
Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Создание мини музея.
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на территории России, культуры поведения дошкольников;
• Раскрытие индивидуальности ребенка;
• Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Совместное творчество детей с родителями.