Артемьева Елена
Проект «Наш город Находка — наша гордость»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение (пояснительная записка)
Нашу группу общеразвивающей направленности детей 4-5 лет «Василек» посещает 25 воспитанников. 5 семей прибыли в г. Находку недавно, и по объективным причинам имеют недостаточные представления о нашем городе. В составе группы есть 2 двуязычные семьи, прибывшие из ближнего зарубежья, которые плохо ориентируются в городе и незнакомы с историей Находки.
Публикация «Проект „Наш город Находка — наша гордость“» размещена в разделах
Представленный педагогический проект разработан в соответствии с принципами Федерального государственного образовательного стандарта ДО, на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. и в соответствии с законодательными нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования Приморского края от 04.06.2020 г. №383-а «О формировании регионального компонента учебных планов государственных образовательных организаций Приморского края, реализующих основные образовательные программы на 2020/2021 учебный год»
Данный образовательный проект направлен на решение одной из задач программы, а именно – формирование общей культуры личности детей, развития их социальных и нравственных качеств, инициативности и самостоятельности в процессе коллективной познавательно-исследовательской деятельности со взрослыми и сверстниками.
Необходимость в разработке проекта возникла при анализе результатов мониторинга познавательного развития. По критерию «Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» были получены следующие результаты (Ю. А. Афонькина «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Средняя группа. ФГОС ДО»; Волгоград, Изд-во «Учитель», 2017г.) :
Высокий уровень эффективности педагогических взаимодействий. Имеет четкие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта
– 1 ребенок ;
Средний уровень эффективности педагогических взаимодействий. Имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого – 11 детей;
Низкий уровень эффективности педагогических взаимодействий. Представления недостаточно дифференцированные; отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает – 13 детей.
Анкетирование родителей (см. в Приложении.) показало, что 40 % родителей недостаточно знают историю, культуру и традиции города. 28 % имеют фрагментарные представления о достопримечательностях родного города, его истории.
Для нашей группы и учреждения в целом этот проект является способом совершенствования профессиональных умений в реализации регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников, формой обобщения педагогического опыта по формированию у детей чувства гордости за малую родину и расширению у всех
участников проекта представлений о достопримечательностях родного города, культурной жизни и традициях его жителей.
Цель образовательного проекта : формирование основ базовой культуры личности посредством накопления социального опыта жизни ребенка 4-5 лет в своём городе, через приобщение к миру его культуры (парк, музей, театр) в общении со взрослыми и сверстниками.
Для достижения поставленной цели предполагается работа в трех направлениях:
с детьми среднего дошкольного возраста;
их родителями (законными представителями);
с педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад №39»
Задачи проекта :
В педагогической деятельности с детьми
Воспитательные:
• овладение ребенком нормами поведения в общественном транспорте и правилах посещения культурных центров (музей, театр, выставка);
• воспитание желания заботиться о чистоте и красоте родного города.
Развивающие:
• развитие наблюдательности и любознательности, желания познавать объекты ближайшего окружения (парк, музей, театр); стремления участвовать в семейном досуге (праздники, совместные прогулки).
Обучающие:
• амплификация социальных представлений о людях, о родном городе, об объектах окружающего мира (дом, улица, город);
• приобщение к социокультурной жизни города Находка (Музейно-выставочный центр г. Находка, Находкинский Театр Кукол, городской парк и другие).
Во взаимодействии с родителями воспитанников
• расширение представлений об истории, достопримечательностях и традициях жителей города Находка;
• формирование активной родительской позиции по организации семейного отдыха и культурного досуга с детьми;
• включение в общеобразовательный процесс с дошкольниками.
В сотрудничестве с педагогами
• создание условий для развития детской любознательности и познавательно-исследовательской деятельности, обогащение предметно–развивающей среды группы;
• разработка педагогических продуктов по теме проекта : выступление с отчетом на Методическом совете педагогов МБДОУ и родительском собрании, информационные буклеты и консультации для родителей об истории, достопримечательностях и традициях жителей города Находка.
Этапы реализации педагогического проекта
Подготовительный этап
Основной этап Заключительный этап
Мониторинг с целью уточнения представлений детей о достопримечательностях родного города, его истории, культуре и традициях
Анкетирование родителей по организации семейного культурного досуга с детьми.
Подбор и изучение педагогической литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта с учетом возрастных особенностей детей.
Разработка и оформление текста проекта. Проведение мероприятий по плану-графику (формы реализации проекта) подробнее о содержании
в разделе 2.
Обобщение результатов проекта :
организация фотовыставки,
создание банка видеоматериалов семейных прогулок,
презентация по реализации проекта, оформление книжки-путеводителя по городу Находка
выступление с отчетом по проекту на МО МБДОУ.
2. План-график мероприятий по реализации проекта
№ Дата Название мероприятия Формы организации Педагогическая задача Результат
1. 2.11.2020 г. «Почему Мишутка потерялся?» проблемная ситуация активизировать познавательную активность,
ориентировка
на улицах города создание «Книжки-путеводителя для Мишутки»
2. 6.11.2020 г. «На улицах нашего города»
образовательная ситуация формировать представления о родном городе создание наглядной модели города из макетов домов, созданных детьми и родителями
3. 9.11. 2020 г. «Мой дом и двор» конструирование из строительного материала мотивировать к созданию конструкций жилых домов выставка продуктов детского творчества
13.11. 2020 г. «Собери из частей» дидактическое упражнение развивать умение находить сходство и различие (в зданиях)
4. 16.11. 2020 «Красивый
и чистый
мой город лучистый»
проблемная ситуация Вызвать у детей желание
поддерживать чистоту и порядок во дворах создание страницы в книжке для Мишки
«Соблюдай чистоту!»
5. 23.11 «Семейная прогулка в парке» фоторепортаж
с места
событий формировать представления о
объектах культуры фотовыставка и оформление стенда
6. 27.11. 2020 г. «Мы идем в театр» игровая ситуация актуализировать представления детей о правилах и нормах поведения в общественных местах создание страницы в книжке для Мишки
«Правила поведения в театре»
7. 3.12. 2020 г. «Музейно-выставочный центр
г. Находка» виртуальная экскурсия расширить представления о культурных центрах города Находка выставка рисунков «Наш город – наша гордость!»
8. 9.12. 2020 г. «Традиции и обряды русского народа» виртуальная экскурсия вызвать интерес к истории России представления о социокультурных ценностях
9. 14.12. 2020 г. «Вместе не скучно» семейная прогулка в городской
парк развивать потребность в общении с членами семьи, совместному досугу создание страницы в книжке для Мишки «Загляните в семейный альбом»
12. 17.12. 2020 г. «Дом, в котором я живу» совместная деятельность детей и родителей приобщать к совместному творчеству как культурному досугу выставка макетов домов из различных материалов
13. 25.12. 2020 г. «Учим Мишку этикету» Сюжетно-ролевые игры «Театр кукол»
«Обед в кафе» «Едем в автобусе»
«Идем в музей» воспитывать культуру поведения в общественных местах создание страницы в книжке для Мишки «Школа этикета»
14. в течение всего периода «Я шагаю в детский сад» Д/ упражнение «Что я видел» развивать наблюдательность, интерес к ближайшему социальному окружению,
воспитывать безопасное
поведение на улицах города. создание страницы в книжке для Мишки:
«Как не потеряться по дороге в детский сад».
3. Оценка результатов и отчетность
Показатели результативности проекта :
• первоначальные представления детей о достопримечательностях родного города;
• устойчивый интерес дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности по изучению объектов окружающего мира;
• участие семей воспитанников в образовательном процессе.
Критерии оценивания:
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) :
- знакомы с названием, историей возникновения города; называют свой адрес;
- имеют доступные возрасту представления об объектах окружающего мира (дом, улица, город, о достопримечательностях города (парк, музей, театр);
- взаимодействуют со взрослыми;
(Мониторинг по Ю. А. Афонькиной на заключительном этапе)
Родители воспитанников нашей группы:
- имеют представления о достопримечательностях и истории города, организуют культурный семейный досуг с детьми;
- проявляют интерес к образовательному процессу, активно участвуют в жизни группы;
- размещают в чате группы в WhatsApp свои видеосюжеты о семейном культурном отдыхе.
На заключительном этапе итоговое мероприятие - родительское собрание в форме «Круглого стола: «Знатоки Находки». Презентация родительско-детских мини-проектов : «Почему у моей улицы такое название?», «Любимая достопримечательность нашего города».
Воспитателями средней группы «Василек» :
-созданы условия, способствующие расширению представлений дошкольников о городе Находка и привлечению родителей к работе в творческой лаборатории «Мой город –моя гордость» по проекту;
- реализованы все запланированные мероприятия по плану-графику проекта с детьми, родителями и педагогами;
- оформлены педагогические продукты: советы и рекомендации для родителей, презентацию проекта для коллег, дидактическое пособие «Книжка-путеводитель для Мишутки» совместно с детьми.
Значит, наш проект достиг своей цели, и мы получили практический результат.
Виды и формы контроля планируемых результатов:
Виды контроля Время проведения Цель проведения Формы
контроля
Входной в начале проекта Определение уровня развития детской инициативы и самостоятельности детей, их познавательно-исследовательских способностей беседа,
наблюдение
Текущий в течение всего проекта Подбор эффективных методов и средств развития детской инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
Определение степени сформированности представлений детей о родном городе, улице, доме, его достопримечательностях (парк, музей, театр) и правилах поведения в общественных местах. беседа,
наблюдение
Промежуточный в середине проекта Определение степени усвоения дошкольниками представлений о родном городе, улице, доме, его достопримечательностях (парк, музей, театр) и правилах поведения в общественных местах Самостоятельное творчество в продуктивных видах деятельности (рисование, конструирование)
Итоговый в конце проекта Определение изменения уровня развития детей, их познавательно-исследовательских способностей.
беседа,
наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью дошкольников, мониторинг
4. Описание продукта проекта
• «Книжка-путеводитель для Мишутки» – творческий продукт с детьми, представляет собой папку-передвижку с фотографиями объектов родного города и советами детей о том, как себя вести в общественных местах и культурных центрах города Находка (парк, музей, театр); безопасном поведении на улице;
• фотовыставка «Загляните в семейный альбом» организуется по материалам семейных фотографий о путешествиях, прогулках по родному городу;
• творческая лаборатория «Наш город-наша гордость» (д/у и пособия, картинки, плакаты, книги о родном городе, видеосюжеты и пр.) – это патриотический центр в группе и родительский чат в виртуальном сообществе нашей группы в WhatsApp.
5. Взаимодействие с родителями
Наглядные средства:
- буклет «Организация семейного досуга»;
- консультация «Достопримечательности Находки»;
- обмен видеосюжетами о культурном отдыхе с детьми в виртуальном сообществе нашей
группы.
Практические методы:
- анкетирование родителей по организации семейного культурного досуга;
- творческое задание «Фоторепортаж с места событий» (совместно с детьми);
- выставка совместного творчества «Дом, в котором я живу»;
- родительский практикум на тему «Моя улица родная»,
- буклет «Обучение дошкольников правилам поведения в общественных местах»;
- папка-передвижка «История города в фотографиях».
Теоретическая информация: интернет - ресурсы об истории возникновения и культурных традициях жителей города Находка.
6. Вывод проекта.
Работа с дошкольниками и родителями по знакомству с культурными объектами родного города, безусловно, увлекательна для всех участников. На наш взгляд, она будет способствовать возникновению и реализации новых идей, воплощенных в мини-проектах дошкольников нашей группы, например, «Где живут игрушки?», «Как не потеряться по дороге в детский сад», «Почему у моей улицы такое название», и другие.
Для родителей этот проект позволит еще плотнее включиться в образовательный процесс, повысит их интерес к организации досуга и общения с дошкольниками в условиях семьи.
Педагогам работа над проектом позволит разглядеть еще больше граней для совместного творчества всех участников педагогического процесса и скорее всего работа будет продолжена.
Перспективными направлениями, как нам кажется, будет взаимодействие по таким познавательным для дошкольников темам, например, как «Кинотеатры нашего города», «Библиотеки города Находка», «Городские дворы и скверы».
7. Список используемой современной литературы:
1. Алешина Н. В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Средняя группа: конспекты занятий. – М. : ООО «Элизе Трейдинг», 2002.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – Издательство: Скрипторий, 2010.
3. Белая К. Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
4. Карпухина Н. А., Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
5. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007
Интернет ресурсы:
1. Портал готовых презентаций для дошкольников «Традиции и обряды русского народа» https://prezentacii.com/detskie/17694-tradicii-i-obryady-russkogo-naroda.html.
2. Педагогический портал для детей, родителей и педагогов https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/17514.html
3. Чем интересен город Находка? https://kudarus.ru/dalnij-vostok/dostoprimechatelnosti-naxodki-spisok-i-opisanie.html
8. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение.
Консультация для родителей
Достопримечательности Находки
Для семейного отдыха, отдыха с детьми и развлечений, можно посетить центральный городской парк или пляж Рица.
Находка является третьим по величине городом Приморского края. Протяжённость города 20 км вдоль бухты Находка. Город расположен на полуострове «Трудный» и с трех сторон окружён морем. Географически расположен в 186 км юго-восточнее Владивостока. Численность населения составляет 145 тыс. человек.
История города началась с основания гидрографического поста в 1864 году. В 1907 году зародилась деревня Американка, а в 1930 году несколько поселков. В 1934 году был разработан проект и начато строительство торгового порта. Строительство велось силами заключенных до 1958 года.
Статус города рабочему поселку Находка был присвоен в мае 1950 года. Находка не относится к старинным городам. Интерес к городу обусловлен большим количеством природных достопримечательностей и портовым статусом.
* Город Находка самый южный город Дальнего востока — на 250 км южнее города Краснодар.
* В этих местах были найдены стоянки древних людей (каменный век).
* Город и бухта, на которой он расположен, носят одно название – «Находка».
* В Находке осталось в сохранности много домов сталинской эпохи.
* По окончании Второй Мировой войны вокруг Находки было много лагерей для японских военнопленных.
* Через порт Находка каждый год проходит перевалка более 20 млн тонн грузов.
Основные достопримечательности Находки
Интересные места
* Залив и бухта Находка
По праву являются главной достопримечательностью города. Именно они дали жизнь и название городу-порту.
В 1859 году российский корвет «Америка» смог спастись в бухте Находка от шторма. Бухта действительно оказалась счастливой находкой для моряков. Отсюда и её название.
* Сопка Лебединая
Находится на окраине города. Красивое название сопка получила от озера, расположенного перед ней. Это очень живописная природная достопримечательность.
Но на сопке Лебединая есть ещё два интересных культурно-исторических памятника — мусульманская мечеть и православная звонница.
Мусульманскую мечеть открыли в 2006 году. Это здание из красного кирпича, с минаретом высотой 21 м. Мечеть выполняет роль исламского культурного центра в Приморье.
Православная звонница была установлена в 2007 году. Представляет собой сооружение высотой 18 м, с пятью колоколами и позолоченным куполом увенчанным крестом.
* Остров Лисий
Остров расположен в полукилометре от береговой линии. Очень интересно название острова, хотя лис там никогда не было.
Сейчас этот остров необитаем. Но до середины прошлого века там располагалось действующее рыбообрабатывающее предприятие. На нём работали женщины, заключённые трудового лагеря Гулага.
Сейчас остров популярен как природная достопримечательность. Он красив, а его растительный и животный мир отличается от материкового. На острове растёт виноград и произрастает монгольский дуб. Остров разрешается посещать в составе туристических групп.
Памятники в Находке
* «Сад камней» из Японии
Расположен сад на Находкинском проспекте. Это подарок городу Находка от японских жителей города Цуруга в Японии.
Арт-объект был развернут в 1983 года. Композиция состоит из бетонной беседки, оформленной под дерево и ведущими к ней дорожками с камнями. Около беседки установлена памятная плита в честь побратимских отношений между российским и японским городом.
* Камень дружбы
Еще одним объектом побратимских отношений Находки и другого японского города — Майдзуру, является «Камень дружбы». Установлен в 1978 году также на Находкинском проспекте. На камне нанесены надписи на японском и русском языках.
* Памятник Муравьёву-Амурскому
Находятся в Находке, на проспекте Находкинский. Установлен в 2012 году. Представляет из себя бронзовую скульптуру на постаменте. Этот видный государственный деятель был искусным политиком, генерал-губернатором восточной Сибири и стоял у истоков основания другого города — Владивостока.
* Статуя женщины с голубем
Автором этой красивой композиции является японский художник Хаукава Осами. Бронзовая фигура женщины с голубем была передана в дар Находке от города-побратима Майдзуру, в честь 30-ти летия дружбы.
Такая же композиция стоит и в городе Майдзуру.
* Стела совершеннолетия
Находится на стыке улиц Пограничная и Красноармейская.
Этот памятник появился в 1968 году, спустя 18 лет после присвоения Находке статуса города. Достопримечательность представляет из себя большой каменный барельеф, на котором выбит корабль на фоне земного шара, фигура рабочего и рыбака.
* Скульптура женщины-птицы
Представляет из себя скульптуру из черного металла. Она символизирует женщина-птицу (с женским лицом и птичьим телом, защищающую моряков и рыбаков от беды.
* Мемориал экипажу танкера «Баскунчак»
Посвящён экипажу судна, погибшему в сентябре 1976 года, при возвращении в родной порт Находка. Судно затонуло, попав в мощный тайфун. Эта трагедия унесла жизни 35-ти моряков.
Мемориал представляет собой композицию — скульптура мужчины и женщины на фоне стелы.
Композиция установлена на бетонной площадке. Перед входом на площадку стоят два корабельных якоря.
* Памятник погибшим партизанам
Находится в Находке, на проспекте Находкинский. Установлен в 1967 году в честь бойцов Дальнего Востока, погибших в гражданскую войну. Памятник представляет из себя высокую стелу, с укрепленной на ней бронзовой головой будённовца.
* Памятный знак «Два якоря»
Находится в Находке, на улице Ленинская. Был установлен в 1958 году. Это два якоря, изготовленные в американском городе Балтимор. Они были списаны с судна, входившего в состав Дальневосточного пароходства. Один якорь является символом столетия со дня открытия бухты Находка, другой — 50-ти летия города.
* Мемориал, посвящённый победе в Великой Отечественной войне
Находится в Находке, на Находкинском проспекте. Мемориальный комплекс представляет из себя три стеллы, соединённые в одну композицию. Перед композицией, на большой гранитной площадке – «Вечный огонь». Памятник установлен в 1985 году, к 30-ти летию Победы.
* Монумент скорбящая мать
Этот огромный, величественный монумент установлен на сопке Лебединая. Посвящён гибели траулера «Бокситогорск» в Баренцевом море. Монумент представляет собой каменную статую женщины с ребенком на руках, на фоне 2-х стелл.
*Сопка Сестра
Это потрясающий природный памятник. Сопка состоит из белого известняка покрытого растительностью. Расположена неподалеку от города, в устье реки Партизанской. Ее высота составляет 318 м. Сопка знаменита своим красивым видом, а также флорой и фауной.
Культовые сооружения Находки
Все культовые сооружения Находки современной постройки.
* Казанский собор
Находится на Находкинском проспекте. Возводился с 2004 по 2008 год. Это самый крупный храм Приморского края. Имеет статус кафедрального собора.
Представляет собой красивый 9-ти купольный храм, с вместимостью до 1800 человек.
* Часовня Святого Пантелеймона
Находится на Находкинском проспекте. Была установлена в 2003 году.
* Церковь Рождества Христова
Находится в Находке, на улице Весёлая. Это самая старая находкинская каменная церковь о 10-ти колоколах. Была построена в 1985 году.
К культовым достопримечательностям относятся, уже упомянутые, Находкинская мечеть и звонница, на сопке Лебединой.
*Знаменитый Находкинский проспект
Его протяженность вдоль берега моря составляет 10 км. Это основная и самая красивая улица города. В самых высоких точках береговой линии оборудованы смотровые площадки. Эти площадки являются излюбленным местом многочисленных туристов и молодоженов. Со смотровых площадок открывается великолепный обзор японского моря и города.
Большинство развлекательных и торговых центров находится на Находкинском проспекте.
* Музей Палеодеревня
Находится в пригороде Находки. Был открыт в 2006 году по инициативе педагога Василия Анохина. В музее можно посмотреть на жилища древних обитателей этих мест.
Организаторы охватили период от первобытной эпохи до средневековья. В музее разработаны специальные тематические программы – «Секреты древних» и «Древняя крепость Чжурчженей». У посетителей есть уникальная возможность совершить путешествие во времени.
*Галерея «Вернисаж»
Находится на Находкинском проспекте. Это картинная галерея была открыта в 2007 году. Является выставочной площадкой для художников Приморского края.
Часть композиции посвящена творчеству советских художников.
*Парк-музей «Пограничная площадь»
Находится в Находке на улице Пограничная. Появление такого музея не случайно, так как Находка является приграничным городом. Музей был открыт в 2013 году. В музее можно осмотреть оборонительные и фортификационные сооружения, а также боевую технику разных времён.
*Посёлок Ливадия
Это один из красивейших дальних микрорайонов города Находка. Он находится на берегу бухты Гайдамак. Посёлок Ливадия считается курортным местом — вокруг него расположены изумительные по красоте бухты, заливы, пляжи и острова. Также в посёлке находится выставочный зал «Залив восток».