Лучший педагог года

Проект «Наша спутница вода» (подготовительная к школе группа)

Галина Павлова
Проект «Наша спутница вода» (подготовительная к школе группа)

Цель: развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на земле через исследовательскую деятельность

Личностно-ориентированные задачи:

Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакат, альбом, коллаж).

Образовательные задачи:

Уточнить и пополнить знания о воде, ее свойствах.

Публикация «Проект „Наша спутница вода“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Систематизировать и углубить представления о воде как факторе экологического благополучия и причинах его нарушения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание и умение беречь воду, понимать ее значение для окружающей среды как основного природного ресурса.

Ход реализации:

I этап – подготовительный.

1. Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта

2. Оформление информационного уголка для родителей:

• консультации для родителей «Эксперименты на кухне», «Расскажите о воде»

• рекомендации по проведению беседы с ребенком

3. Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и экспериментов.

4. Разработка конспектов занятий по теме «Берегите воду»

II этап – практический

Познавательное занятие «Вода – источник жизни».

Задачи. Показать значение воды в жизни природы. Уточнить знания о том, что в морях и океанах вода горько-соленая, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из рек и озер: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная, и горячая вода.

Материалы: кукла Незнайка, глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; схема с изображением пути воды из реки в дом по водопроводным трубам. Ширма «Кому нужна вода», трехлитровая банка с водой, стаканы пустые, стаканы с грязной водой, марля. Стаканы с пресной и «морской» водой (растворенная соль). Картинки с изображением морских и речных обитателей, бытовой фильтр для воды.

Методы и приемы обучения: игровой момент, рассказ, беседа, сравнение (количество морской и пресной воды на Земле (глобус, попробовать на вкус пресную и соленую воду, эксперимент, рассуждения.

Краткое содержание занятия:

Часть 1. игровая проблемная ситуация, загадки о воде, знакомство с ее количеством на планете, пробуем воду, прослеживаем ее путь в дом.

Физкультминутка «Насос»

Часть 2. Знакомство с фильтром. Эксперимент по очищению воды, беседа о значении чистой воды

Часть 3. беседа с Незнайкой о том, как надо относиться к воде. Как мы можем ее сберечь. К кому нужно обратиться, если неисправен кран.

Практическое занятие «Растениям для жизни нужна вода»

Цель: формирование у детей знаний о зависимости состояния растений от влажности почвы, о потребности в воде и о значении полива.

Задачи: учить детей определять степень удовлетворенности в воде по состоянию почвы и внешнему виду растений (при недостатке воды листья становятся мягкими, опускаются). Выявить у детей интерес к растениям как живым организмам и пробудить желание заботиться о них.

Материалы и оборудование: для каждого ребенка комнатное растение, лейка с водой, лупа. Для каждого – схемы: «Как вода из почвы поступает к растению», «Комнатные растения, которые поливали и нет», «Правильный полив комнатного растения».

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, наблюдения, практическая деятельность.

Беседа «Жизнь в воде»

Цель: Расширить представления о жизни в воде, о загрязнении воды человеком.

Задачи: уточнить знания о речных обитателях; дать понятие о том, что человек своей деятельностью может загрязнять реки – от мусора вода портиться и гибнут рыбы.

Материалы и оборудование: кукла «Незнайка», «башмак», географическая карта, иллюстрации с изображением больших и малых рек, фотографии речки Кава, вырезки из газет, предметы речного происхождения (ракушки, камни, песок и т. д.).

Краткое содержание:

Приходит Незнайка и показывает, какую рыбу он поймал в реке Кава. Он удивляется: как башмак попал в речку? Просит помочь разобраться. Дети с воспитателем рассуждают. Незнайка спрашивает детей: а они засоряют речку, пруд?

Сделать вывод с детьми о том, как можно защитить речных обитателей. Водоемы нельзя загрязнять, бросая туда мусор.

Экспериментирование «Живая вода»

Цель: подвести детей к пониманию значения воды для жизни.

Материал: заранее срезанная веточка быстро распускающегося дерева, баночка с наклейкой «Живая вода».

Содержание опыта:

Вместе с детьми рассмотреть веточку. Поставить ветки в воду и объяснить детям, что одно из важнейших свойств воды – давать жизнь всему живому. банку с ветками поставить ближе к свету. Через некоторое время ветки «оживут». Предложить зарисовать опыт с веткой в своем дневнике наблюдений.

Вывод: вода обладает великой силой, но ее надо беречь.

«Как грязная вода может попасть в растения»

Цель: показать, что вода растворяет некоторые вещества, и они вместе с водой могут попасть в растения.

Содержание опыта:

Воспитатель: «Мы с вами знаем, что животные, если им не понравится запах или вкус воды, могут и не пить такую воду, а вот что будет с растениями, если мы их польем «загрязненной водой?».

Ответы детей.

Воспитатель предлагает растворить в оде по очереди различные вещества (песок, мел, пищевой краситель). Затем нужно поставить черешки бальзамина в воду с красным красителем. Черешки через некоторое время становятся красными.

Вывод: растение берет воду вместе с красителем и приобретает красный цвет; а в природе, если пролить бензин, растворитель и т. п., растение впитает в себя вместе с водой эти вещества и погибнет.

«Вода в природе»

Цель: подвести к пониманию, что вода в природе бывает разной температуры.

Материалы, оборудование: стаканчики с холодной и горячей водой, термометры, бутылки с водой (в пробках дырочки, термос с горячей водой.

Содержание опыта:

Вспомнить с детьми правила безопасности. Беседа о горячей и холодной воде. Дети измеряют температуру воды, делают зарисовки в дневниках.

Рассказать, что в реках, озерах и морях вода бывает разной температуры: теплая и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Предложить представить себя рыбками и сказать, какую бы они выбрали воду – теплую или холодную, грязную или чистую.

В холодных морях и реках живет меньше животных и рыб, чем в теплых. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходить из-под земли на поверхность. Это гейзеры, от них, как и от термоса с горячей водой идет пар. «Как вы думаете, может ли жить кто-нибудь в таком горячем «доме»?». Жильцов там очень мало, но они есть, например, некоторые водоросли.

Предложить самим сделать гейзеры-фонтаны. Взять с бутылки с водой и с силой сжать. Воздух выталкивает воду наверх, получаются брызги.

Вывод: вода не только дома, но и в природе бывает разной температуры, и везде есть растения и животные.

Коллективная работа-коллаж.

«Берегите воду – символ жизни на земле!»

Задача: учить детей составлять коллаж из картинок, принесенных из дома (животные, рыбы, цветы, деревья и т. д.) и нарисованных в группе. Развивать творческие способности. Закрепит ранее полученные знания о природе и значении воды для нее.

Краткое содержание:

Варежка «капелька» приходит к ребятам и рассказывает о своих подружках капельках. Дети не до конца закрыли кран, уже накапало пол литра воды, разве людям не нужна вода? Дети закрывают кран. Воспитатель спрашивает, что делать с водой в банке. Высказывания детей (отстоять и полить цветы, налить в «непроливайки» для рисования и т. п.)

педагог предлагает вместе с детьми сделать коллаж – «напоминалку» про воду. Дети размещают картинки с изображениями тех, кому необходима водя для существования. Размещают вокруг капельки воды, нарисованной в середине ватмана. Затем вешают коллаж в группе.

Беседа с сантехником «Как мы можем сами сберечь воду?»

Задачи: расширить представления детей об использовании воды в быту (в детском саду и дома, развивать умение слушать и задавать вопросы, оформить картотеку, как можно использовать воду из протекающего крана.

Материал: инструменты сантехника, картинка-схема «Использование натекшей воды», картонные капельки

Краткое содержание: заранее подготовить вопросы сантехнику. Прочитать стихотворение

«Разговор капель, падающих из-под неплотно закрытого крана».

Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана – кап-кап-кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

Беседа с сантехником о том, в какую группу его чаще всего зовут ремонтировать кран и трубы и какие он использует инструменты.

Он дает картонные капельки и предлагает разместить их там, где больше всего нужна вода. Дети рассказывают, показывают и вешают капельки (для мытья посуды, полива цветов и т. д.)

Вывод: надо плотно закрывать кран, а если он неисправен, вызывать сантехника.

Беседа об экологии

Задачи: дать знания детям о том, как в нашей стране и других странах заботятся и берегут природу. Изготовить вместе с детьми знаки «Правила поведения у водоемов».

Материал: фломастеры, бумага, картонные круги. Плакаты, призывающие беречь и защищать природу.

Краткое содержание:

Чтение стихотворения С. Михалкова «Полянка». Вспомнить, как мы рисовали плакаты перед новым годом «Берегите елку – красавицу наших лесов». Показ плакатов, призывающих защищать природу, рассматривание, что на них изображено.

Предложить изготовить запрещающие знаки «Что нельзя делать у рек и воды»

Игра «Ручек»

Привести слова А. де Сент-Экзюпери о воде: «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама Жизнь… Ты самое большое богатство в мире.»

Высказывания детей.

Вывод: мы должны беречь природу, а именно: не сорить, не ломать деревья, не обижать животных, беречь воду.

Развлечение «Вода в сказках»

Цель: вспомнить вместе с детьми, как и для чего использовалась вода в жизни сказочных героев.

Используются произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», «Краденое солнце», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Одновременно в рамках проекта в совместной и самостоятельной деятельности с детьми также проводились сюжетно-ролевые игры «Мы сантехники», «Юные экологи», «Мы – исследователи», инсценировка по сказке Н. Рыжовой «Новая сказа о золотой рыбке». Читали художественную литературу, заучивали стихи, загадки, пословицы.

Работа с родителями.

Домашние задания (по желанию)

1. Провести дома опыты «Волшебница вода»

Цель: заинтересовать родителей, побудить на поиски интересных экспериментов, проведению их с ребенком дома, чтобы он самостоятельно показал их в группе.

2. Сочинить сказку о воде

3. Подготовить плакат «Как я могу помочь природе»

4. Консультация для родителей: «Как в домашних условиях можно беречь воду»

5. Предложить дома посмотреть мультфильмы на экологическую тематику и обсудить их: «Лунтик», «Смешарики» и др.

III этап – заключительный.

1. Обработка и оформление материалов проекта.

2. Оценка результатов работы всех участников проекта.

Публикации по теме:

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Данная работа направлена на развитие исследовательско- познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность.

Творческий проект «Чтоб кусался зубок и смеялся роток» Участники проекта: педагоги ДОУ, дети и их родители. Вид проекта: информационно- исследовательский. Длительность проекта: 10 дней. Причины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наша спутница вода» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 11:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД