Любовь Герцык
Проект «Наша улица носит имя Героя Великой Отечественной войны — Алексеева Анатолия Ивановича» для дошкольников
Актуальность
Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно в это время формируется личность ребёнка. Дошкольное детство - благоприятное время для привития чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание всегда было одной из самых актуальных задач в формировании мировоззрения подрастающего поколения.
Современные дети имеют недостаточный объём знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, плохо представляют, что такое война, поэтому очень важно донести им информацию о войне 1941-1945г. Воспитанник Алексей прочитал название улицы и зайдя в наш детский сад в группу Любознайки спросил у меня: «Меня зовут Алексеем и улица называется Алексеева. Ее назвали как меня. Да?» всем детям в группе стало интересно. По этому, посоветовавшись с детьми, мы приняли решение о создании проекта направленного на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, формированию любви к своей Родине и близким. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию Победы.
Публикация «Проект „Наша улица носит имя Героя Великой Отечественной войны — Алексеева Анатолия Ивановича“ для дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время патриотическое воспитание дошкольников является одним из главных направлений в воспитательной деятельности работников ДОУ; патриотическое воспитание всегда было основой формирования гражданской позиции подрастающего поколения, поэтому использование разнообразного содержания и форм патриотического воспитания – условие его успешности; обращение к истории России, сохранение трепетного отношения к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны всегда будет главной темой в патриотическом воспитании дошкольников.
Цель проекта :
Патриотическое воспитание детей посредством ознакомления с подвигом героя Великой Отечественной войны – Алексеевым Анатолием Ивановичем, именем которого названа наша улица. Воспитание чувства гордости у дошколят за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Образовательные:
• Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с жизнью людей на войне и в тылу врага во время войны.
• Расширять знания детей о подвиге людей, защищавших нашу страну во время Великой Отечественной войны.
• Дать представление о том, что имя Героя Великой Отечественной войны, Алексеева Анатолия Ивановича увековечено в названии нашей улицы.
• Познакомить с биографией разведчика, Алексеева Анатолия Ивановича - героя Советского Союза.
• Привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании дидактического материала, в акции по теме Великой Отечественной войне.
Развивающие:
• Обогащать и развивать словарный запас детей. Знакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
• Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
• Развивать творческий потенциал, выполняя рисунки и аппликации к празднику.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, армию, солдат.
• Вызвать желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми, отважными, храбрыми.
• Воспитывать любовь к Родине, уважение к ветеранам.
• Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям, уважительное отношение к старшему поколению.
Тип проекта : познавательный, творческий, информационный.
Вид проекта : краткосрочный.
Сроки реализации: апрель-май 2025г.
Участники проекта : воспитанники группы «Любознайки», воспитатели группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Материально-техническое обеспечение:
• ноутбук, USB медиаплеер, мультимедийные проекты и презентации.
• Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, плакаты).
• Подбор методической и художественной литературы; библиотека для детей и родителей, подбор исторической литературы.
• Выставки книг, рисунков, поделок.
• Дидактические игры.
Необходимые условия реализации проекта :
1. Заинтересованность детей и родителей.
2. Методические разработки.
3. Интеграция со специалистами детского сада.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями о целях и задачах проекта, знакомство с планом его реализации.
2. Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в семье».
3. Информационная ширма для родителей «Наша улица носит имя героя Великой Отечественной войны – Алексеева Анатолия Ивановича».
4. Помощь родителей в сборе информации и материала о Великой Отечественной Войне (песни, стихи, плакаты, показ наград).
5. Беседы родителей с детьми о родных участниках в ВОВ.
6. Создание в группе выставки «9 мая – День Победы».
7. Домашнее задание – самостоятельный поход родителей с детьми к памятникам погибших участников Великой Отечественной войны.
Методы проекта :
• словесные: беседа, разговоры, чтение рассказов и слушание стихов.
• наглядные: показ презентаций и роликов; рассматривание фотографий и плакатов.
• практические: совместные действия воспитателя и ребенка; выполнение творческих работ.
• игровые: дидактические игры.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированные начальные представления о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, о российской армии – надежной защитнице нашей Родины, о празднике 9 Мая.
2. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
3. Знание о том, что имя Героя Великой Отечественной войны Алексеева увековечено в названии нашей улицы.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
6. Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.
7. Проведение праздника «День Победы».
Этапы реализации проекта :
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Основной– реализация проекта.
Заключительный – подведение результатов над проектом.
Подготовительный этап.
1. Сбор информации, подготовка методического обеспечения, разработка конспектов занятий.
2. Консультации для родителей.
3. Подготовка материально-технического оснащения: подбор мультимедийных проектов и роликов, музыкального сопровождения; изготовление атрибутики к празднику.
4. Оформление стенда: «Наша улица носит имя героя Великой Отечественной войны – Алексеева».
5. Подбор пословиц и поговорок о мужестве, смелости и стойкости воинов.
6. Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений.
7. Привлечение родителей к изготовлению работ, посвященных Дню Победы.
Основной этап.
№ Мероприятия
1. Проведение цикла занятий: «Наша Армия!», «Защитники
Отечества». Цель:Расширять знания детей о защитниках отечества. Развивать интерес к истории Родины.
2. Рассматривание иллюстраций об Армии. Цель: Пробудить уважение и интерес к ветеранам ВОВ.
3. Чтение стихотворений о Родине, армии, солдатах. Цель:Познакомить детей с произведениями о Великой Отечественной войне.
4. Чтение стихотворений о Родине, армии, солдатах Цель: Расширить знания о военных профессиях и истории
Чтение рассказов: Л. Кассиля «Твои защитники». (Пересказ детьми небольшого текста об армии).
Чтение Я. Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная».
Цель: Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Обогащать словарный запас детей.
6. Беседа «Имя героя Великой Отечественной войны, разведчика,Алексеева Анатолия Ивановича, увековечено в названии нашей улицы.
Цель: Дать представление о том, что имя героя Великой Отечественной войны, увековечено в названии нашей улицы. Познакомить с биографией Героя Советского Союза, разведчика - Алексеева А. И.
7. Просмотр фотографий,картины «Военная разведка» Цель: Расширять знания детей о подвиге людей, защищавших нашу страну во время Великой Отечественной войны. Цель: Расширять и закреплять знания детей о военных профессиях.
8. Беседа «Профессия – военный разведчик». Цель: Расширять и закреплять знания детей о военных профессиях.
9. Виртуальное путешествие в музей ВОВ. Цель:Дать представление о современном военном музее ВОВ используя ИИ
Дать представление о военной технике времен ВОВ и современной.
12.
11. Рисование «Военные разведчики»с элементами аппликации.
Цель:Учить передавать в рисунках свои эмоции и чувства.
12. Конструирование «Собери автомат» из конструктора Цель: Развивать мелкую моторику, мышление и логику.
13 Разучивание с детьми пословиц о героизме, мужестве, смелости воинах и о Родине. Цель : Обогащать словарный запас детей.
Развивать связную речь.
14. Дидактическая игра: «Что нужно для службы в армии?» (Танкисту –танк, летчику – самолет, разведчику – автомат, Ракетчику – радар…и т. д.)
Дидактическая игра: «Скажи по образцу» (в танке – танкист, в самолете – летчик и т. д.)
Цель: Закрепить знания детей о военной технике и военных профессиях.
15 Разучивание стихов о войне и победе к празднику.
Цель: Развивать выразительное чтение.
16. Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».
Цель:Продолжать знакомить детей с произведениями о Великой Отечественной войне.
17. Составление рассказов на тему: «Моя служба в Армии».
Цель:Обогащать словарный запас детей. Развивать связную речь.
18. Разучивание перестроений к празднику «День Победы». Цель: Прививать желание подражать защитникам Отечества.
19. Разучивание игр к празднику :
«Передай донесение», «Внимательный боец». Цель : Развивать у детей ловкость, смелость, решительность,выносливость и быстроту.
20. Проведение праздника (квест) «День Победы». Цель: Воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, армию, солдат.
Заключительный этап. 1. Выставка совместных работ родителей и детей, посвящённых «Дню Победы». 2. Выставка детских работ (аппликация, рисование, оригами) к празднику «9 мая - День Победы!». 3. Участие детей в квесте, посвященном Дню Победы.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.
2. Пополнен материалом о Великой Отечественной войне патриотический уголок группы «Любознайки».
3. Дети имеют представления о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; знакомы с жизнью людей на войне и в тылу врага во время войны.
4. Ребята имеют представление о том, что имя героя Великой Отечественной войны, увековечено в названии нашей улицы,
Дети знакомы с биографией разведчика Алексеева Анатолия Ивановича - героя Советского Союза.
5. Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы». Они знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.
6. Дети испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Трансляция результатов проекта :
фотовыставка для родителей, участие в празднике «День Победы», оформление выставки.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровай, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «ФГОС. Проектная деятельность для дошкольников» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методические рекомендации/Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2015.
4. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2016.
5. А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победе»– М. : 2010
6. Т. А. Шорыгина «День победы». – М. : 2010 г.