Приложение МААМ

Проект «Научные забавы»

Анна Внукова
Проект «Научные забавы»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. актуальность

2. цель и задачи

3. условия и сроки реализации

4. предполагаемые результаты

5. содержание и предполагаемый продукт проекта

6. центр экспериментирования

7. анализ проведенного проекта, мониторинг

8. список литературы

Паспорт проекта

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Публикация «Проект „Научные забавы“» размещена в разделах

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

• Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

• Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

• Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Практическая значимость исследований – использование полученных знаний в различных видах деятельности

Актуальность:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

-Социализация (через опыты, наблюдения, дети взаимодействуют друг с другом);

-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Задачи:

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

- способствовать воспитанию самостоятельности.

Условия и сроки реализации:

Участники проекта: воспитатели, дети.

Целевая группа: дети подготовительной группы и их родители.

Вид проекта: творческо-исследовательский

Тип проекта: среднесрочный (3 месяца) ноябрь - январь 2018-2019 г.

Структура детского экспериментирования:

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;

Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до ООД);

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

Уточнение плана исследования;

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования (важна активность и самостоятельность всех участников экспериментирования);

Распределение детей на группы;

Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Ожидаемые результаты:

-созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Дети:

- имеют представления об окружающем мире;

- у дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

Родители:

- заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

- включены в процесс сбора информации, наглядного материала.

Этапы реализации проекта:

Первый этап.

Подготовительный

(организационный) Мотивация детей.

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе

Второй этап.

Выполнение проекта. Формы и методы реализации проекта. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности;

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту;

Методы моделирования ситуации;

Словесные методы (беседы);

Прогулки, наблюдения;

Наглядные методы (показ способов действия);

Косвенные методы (побуждение к самостоятельной деятельности);

Практические методы (изготовление вулкана, острова);

Игровые методы (применение всех видов игр: подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, ситуативные);

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

Третий этап. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Продукт проекта – макет вулкана, создание центра экспериментирования

Содержание и предполагаемый продукт проекта:

Работа с детьми

Название мероприятия Срок Пособие, материал Цель

Знакомство с центром экспериментирования приборами, атрибутами. Ноябрь «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой.

Опыты

ООД «Занимательные приборы» Природный материал – песок и глина «Свойства песка»

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Постройки из песка на участке Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Знакомство с

научными

прибором лупой, биноклем.

Опыты

«Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Наблюдения

Беседы Декабрь «Воздух везде»

(воздушные шариками, пакеты) Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Рассказ о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

Знакомство с магнитом.

Опыты с магнитом

«Как достать скрепку?» «Хочу все знать о магните»

(разные магниты, скрепки, крупа – пшено)

Рисование простых схем Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, в опытно-экспериментальной деятельности

Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.

Знакомство с природными явлениями – вулканами.

Беседы

Презентация

Сюжетно-ролевые игры Январь «Хочу все знать о вулканах»

Формирование представлений о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов

Опыты «Макет - вулкан». Извержение вулкана. На примере макета вулкана показать механизм его действия

Помочь сделать вывод, о том, что можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.

Работа с родителями

Ноябрь Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать природный материал. Дополнить и обновить имеющийся материал.

Декабрь Расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях. «Лаборатория» в домашних условиях.

Памятки для родителей

Январь Формировать представление родителей о правильной организации экспериментирования с ребенком дома «Научная забава дома»

Работа с воспитателями

Май Транслировать опыт работы с детьми по исследовательской деятельности Презентация «Итоги учебного года»

Ресурсное обеспечение проекта.

Центр экспериментирования:

• приборы-помощники (увеличительные стекла, магниты, микроскопы, весы, песочные часы, компас и т. д.);

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл) разного объема и формы;

• природный материал (камешки, песок, ракушки, птичьи перья, глина, шишки, спилы деревьев, мох, семена растений и т. д.);

• утилизированный материал (проволока, пробки, мех, ткани, пластмасса, кусочки кожи, дерева и т. д.);

• технические материалы (гайки, винтики, шурупы, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т. д.);

• разные виды бумаги;

• красители: пищевые и непищевые;

• медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.);

• прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.).

Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы:

– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;

– памятка о проведении занятия-экспериментирования;

– конспекты ООД по ознакомлению детей с природой;

– картотека опытов;

– карточки-схемы;

– методическая литература и тд.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, песок, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейка, спички, нитки. Пуговицы разного размера, булавки, соломинки для коктейля.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.

Анализ проведенного проекта:

Что удивило, понравилось или не понравилось?

• Детям было интересно, проявляли инициативу в изготовлении макета.

• В сюжетно-ролевых играх «Спасатели», «Мы-геологи» - наблюдалось развитие сюжета.

Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?

• Заинтересованность некоторых родителей в реализации нашего проекта. Так, мама Маши Ф. с удовольствием участвовала в нашем проекте.

Чему уделить внимание в следующий раз?

• Привлекать других родителей к сотрудничеству в проектной деятельности.

Мониторинг: Детская исследовательская деятельность дошкольников (по методике Савенкова А. И.)

Вывод:

Полученные данные свидетельствуют о ярко выраженной динамике развития детей, что является хорошим показателем и говорит о том, выбранные методы были эффективными в работе с детьми.

Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что комплексная, последовательная познавательно-исследовательская работа дает положительную динамику. Дети стали проявлять осознанное отношение к окружающей среде. А так же активно проявляется желание познавать мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веракса Н. Е., ВераксаА. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2008г.

2. Вершинина Н. Б. Диагностический журнал. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2010. 8 Горшкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание 1989/6

3. Л. С., ДанилинаТ. А., Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. :АРКТИ, 2006г.

4. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание 2004/8.

5. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3

6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - М. : Педагогическое общество России, 2003.

7. Павленко И. Н. Как организовать эксперименты в детском саду// Управление ДОУ 2004/4.

8. Приказ Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

9. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание 2005/12.

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Интересные научные факты для детей» Некоторые родители говорят малышу: «Ты – свет моей жизни». Но знаете ли вы, что если бы вы были светом, то облетели бы вокруг всего земного.

Краткосрочный проект «Зимние забавы»Краткосрочный проект «Зимние забавы» Тема: «Зимние забавы» Тип: Информационно - познавательный, коллективный. Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, родители.

Конспект занятия «Научные факты для рассказа детям» Интересные научные факты для детей Некоторые родители говорят малышу: «Ты – свет моей жизни». Но знаете ли вы, что если бы вы были светом,.

Научные представления о результатах образования, путях их достижения и способах оценки «Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы», – сказал Владимир Путин. А этого, по его мнению, невозможно добиться.

Проект для подготовительной группы «Научные забавы»Проект для подготовительной группы «Научные забавы» .

Проект «Снежные забавы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69» г. Сыктывкар Проект «Снежные забавы» (ОО «Познавательное.

Проект «Зимние игры и забавы» Тип проекта: - практико-ориентированный, творческий. По числу участников: - групповой По времени проведения: - краткосрочный (декабрь.

Проект «Зимние Забавы» Проблема: на сегодняшний день запас знаний о зиме, зимних праздниках, развлечениях, способах укрепления здоровья в холодное время года у.

Проект «Зимние забавы» Проект для первой младшей группы «Зимние забавы» Участники проекта: дети гр. №5 “ Цыплята”, родители, воспитатель Тип проекта: познавательно.

Проект «Зимние забавы» Проект «Зимние забавы» в средней группе для детей от 4 до 7 лет Продолжительность проекта: кратковременный (с 15.01.2016 по 15.03.2016. г.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Научные забавы»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 12:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Научные забавы»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Внукова (УИ 363383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД