Анна Внукова
Проект «Научные забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. актуальность
2. цель и задачи
3. условия и сроки реализации
4. предполагаемые результаты
5. содержание и предполагаемый продукт проекта
6. центр экспериментирования
7. анализ проведенного проекта, мониторинг
8. список литературы
Паспорт проекта
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Публикация «Проект „Научные забавы“» размещена в разделах
Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:
- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?
• Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
• Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
• Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
Практическая значимость исследований – использование полученных знаний в различных видах деятельности
Актуальность:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
-Социализация (через опыты, наблюдения, дети взаимодействуют друг с другом);
-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
Цель:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи:
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- способствовать воспитанию самостоятельности.
Условия и сроки реализации:
Участники проекта: воспитатели, дети.
Целевая группа: дети подготовительной группы и их родители.
Вид проекта: творческо-исследовательский
Тип проекта: среднесрочный (3 месяца) ноябрь - январь 2018-2019 г.
Структура детского экспериментирования:
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;
Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до ООД);
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
Уточнение плана исследования;
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования (важна активность и самостоятельность всех участников экспериментирования);
Распределение детей на группы;
Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Ожидаемые результаты:
-созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Дети:
- имеют представления об окружающем мире;
- у дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
Родители:
- заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
- включены в процесс сбора информации, наглядного материала.
Этапы реализации проекта:
Первый этап.
Подготовительный
(организационный) Мотивация детей.
Определение цели и задач проекта.
Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе
Второй этап.
Выполнение проекта. Формы и методы реализации проекта. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности;
Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту;
Методы моделирования ситуации;
Словесные методы (беседы);
Прогулки, наблюдения;
Наглядные методы (показ способов действия);
Косвенные методы (побуждение к самостоятельной деятельности);
Практические методы (изготовление вулкана, острова);
Игровые методы (применение всех видов игр: подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, ситуативные);
Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
Третий этап. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.
Продукт проекта – макет вулкана, создание центра экспериментирования
Содержание и предполагаемый продукт проекта:
Работа с детьми
Название мероприятия Срок Пособие, материал Цель
Знакомство с центром экспериментирования приборами, атрибутами. Ноябрь «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой.
Опыты
ООД «Занимательные приборы» Природный материал – песок и глина «Свойства песка»
Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).
Постройки из песка на участке Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.
Знакомство с
научными
прибором лупой, биноклем.
Опыты
«Где прячется воздух. Свойства воздуха»
Наблюдения
Беседы Декабрь «Воздух везде»
(воздушные шариками, пакеты) Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
Рассказ о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев
Знакомство с магнитом.
Опыты с магнитом
«Как достать скрепку?» «Хочу все знать о магните»
(разные магниты, скрепки, крупа – пшено)
Рисование простых схем Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, в опытно-экспериментальной деятельности
Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.
Знакомство с природными явлениями – вулканами.
Беседы
Презентация
Сюжетно-ролевые игры Январь «Хочу все знать о вулканах»
Формирование представлений о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.
Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов
Опыты «Макет - вулкан». Извержение вулкана. На примере макета вулкана показать механизм его действия
Помочь сделать вывод, о том, что можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.
Работа с родителями
Ноябрь Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать природный материал. Дополнить и обновить имеющийся материал.
Декабрь Расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях. «Лаборатория» в домашних условиях.
Памятки для родителей
Январь Формировать представление родителей о правильной организации экспериментирования с ребенком дома «Научная забава дома»
Работа с воспитателями
Май Транслировать опыт работы с детьми по исследовательской деятельности Презентация «Итоги учебного года»
Ресурсное обеспечение проекта.
Центр экспериментирования:
• приборы-помощники (увеличительные стекла, магниты, микроскопы, весы, песочные часы, компас и т. д.);
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл) разного объема и формы;
• природный материал (камешки, песок, ракушки, птичьи перья, глина, шишки, спилы деревьев, мох, семена растений и т. д.);
• утилизированный материал (проволока, пробки, мех, ткани, пластмасса, кусочки кожи, дерева и т. д.);
• технические материалы (гайки, винтики, шурупы, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т. д.);
• разные виды бумаги;
• красители: пищевые и непищевые;
• медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.);
• прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.).
Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы:
– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;
– памятка о проведении занятия-экспериментирования;
– конспекты ООД по ознакомлению детей с природой;
– картотека опытов;
– карточки-схемы;
– методическая литература и тд.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, песок, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
Акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейка, спички, нитки. Пуговицы разного размера, булавки, соломинки для коктейля.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
Анализ проведенного проекта:
Что удивило, понравилось или не понравилось?
• Детям было интересно, проявляли инициативу в изготовлении макета.
• В сюжетно-ролевых играх «Спасатели», «Мы-геологи» - наблюдалось развитие сюжета.
Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
• Заинтересованность некоторых родителей в реализации нашего проекта. Так, мама Маши Ф. с удовольствием участвовала в нашем проекте.
Чему уделить внимание в следующий раз?
• Привлекать других родителей к сотрудничеству в проектной деятельности.
Мониторинг: Детская исследовательская деятельность дошкольников (по методике Савенкова А. И.)
Вывод:
Полученные данные свидетельствуют о ярко выраженной динамике развития детей, что является хорошим показателем и говорит о том, выбранные методы были эффективными в работе с детьми.
Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что комплексная, последовательная познавательно-исследовательская работа дает положительную динамику. Дети стали проявлять осознанное отношение к окружающей среде. А так же активно проявляется желание познавать мир.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веракса Н. Е., ВераксаА. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2008г.
2. Вершинина Н. Б. Диагностический журнал. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2010. 8 Горшкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание 1989/6
3. Л. С., ДанилинаТ. А., Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. :АРКТИ, 2006г.
4. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание 2004/8.
5. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3
6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - М. : Педагогическое общество России, 2003.
7. Павленко И. Н. Как организовать эксперименты в детском саду// Управление ДОУ 2004/4.
8. Приказ Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
9. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание 2005/12.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.