катя пономарева
Проект «Неделя знакомства с русским народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Неделя знакомства с русским народным творчеством».
Средняя группа
Тип проекта : краткосрочный, творческий.
Направления развития: Познавательное, Социально–коммуникативное Речевое, Художественно-эстетическое.
Участники проекта : Дети средней группы группы, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).
Публикация «Проект „Неделя знакомства с русским народным творчеством“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Основание для разработки проекта : Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Цель:
• Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
• создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры.
Задачи:
• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
• Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
• Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
• Воспитывать уважение к культурам других народов.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
• Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
• Расширение представлений детей об окружающем мире.
• Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
• Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
• Знание правил народных игр, умение в них играть.
• Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края.
Оформление результата проекта в виде выставки, оформление «Огород на окне» в стиле русской народной сказки…
Актуальность проекта :
Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народныхпраздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Дата Работа с детьми Работа с родителями Работа воспитателя по проекту
25.03 Ситуативные разговоры, свободное общение: «Традиции русского народа»;
Русский фольклор «Николенька-гусачок.», «Как у бабушки козёл.», «Ранним-рано поутру.»,
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева);
Декоративное рисование:
«Знакомство с русским народным костюмом»,
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
26. 03 Предметы художественных промыслов:
Предметы городецкой росписи;
Русские народные подвижные игры и игры-забавы:
«Гуси-лебеди», «Ловишки»;
Чтение: «Жихарка», «Волк и семеро козлят»;
Инсценирование сказок.
Дидактическая игра: «Узнай элемент узора».
Самостоятельное художественное творчество : Украшение плоскостного изображения посуды, игрушек.
Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"
27. 03 Предметы художественных промыслов:
Филимоновские дымковские игрушки;
Попевки:
«Андрей-Воробей» обр. Е. Тиличеевой; «Сорока» обр. Т. Попатенко.
Русские народные подвижные игры и игры-забавы: «Баба- Яга», «Карусель», «Пирог»,
Лепка: «Пряники печатные».
Изготовление подделок по теме: «Русское народное творчество»
Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом: изготовление игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек
28. 03 Речевое развитие:
«Русская матрёшка»;
Предметы художественных промыслов:
«Загорские и Семёновские матрёшки.»
Чтение: «Царевна-лягушка»,
Декоративное рисование:
«Русская матрёшка»
Изготовление подделок по теме: «Русское народное творчество»
29. 03 Речевое развитие:
Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
Пересказ русских народных сказок.
Чтение : «Жихорка»
Самостоятельное художественное творчество :
Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
Инсценирование сказок. Подведение итогов. Оформление выставки.