МААМ-картинки

Проект НОД «Ярмарка расписных игрушек» с использованием инновационных педагогических технологий

Юля Шиянова
Проект НОД «Ярмарка расписных игрушек» с использованием инновационных педагогических технологий

Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс их усвоения. Наиболее распространёнными из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

Публикация «Проект НОД „Ярмарка расписных игрушек“ с использованием инновационных педагогических технологий» размещена в разделах

Применение информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствует повышению качества образования среди дошкольников.

В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют ИКТ - технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих задач: в воспитательно – образовательной, коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.

В своей работе мы применяем ИКТ для ознакомления детей с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения.

Сегодня мы попытаемся показать, как это «выгодно» уметь, использовать и совершенствовать свои навыки компьютерной грамотности в деятельности педагога дошкольного образования на примере сценария интегрированной непосредственно – образовательной деятельности (НОД) «Ярмарка расписных игрушек» для детей старшего дошкольного возраста, ведущей педагогической идеей которого является формирование у детей представления о видах художественных промыслах России, используя ИКТ.

При подготовке мы учитываем санитарно-эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность НОД составляет 25-30 минут с детьми старшего дошкольного возраста.

С целью развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача : сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, создавать положительную эмоциональную обстановку, а также развивать мыслительные способности. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Поэтому в своей практике мы используем мультимедийные презентации, которые созданы с учетом возрастных особенностей дошкольников, и включают: занимательные вопросы, логоритмические игры, загадки, красочные анимированные слайды, которые являются прекрасными помощниками при проведении НОД.

Для проведения НОД «Ярмарка расписных игрушек» была проделана большая подготовительная работа: подобран материал, продуман вид и ход занятия, его методические принципы и приемы, выполнены авторские иллюстрации, подобран музыкальный материал. Поэтому НОД, на наш взгляд, получилась не только воспитывающей и познавательной, но и интересной, творческой, пронизанной фантазией и воображением педагогов и детей.

На данной НОД дети наглядно знакомятся с многообразием русских народных промыслов. В саду организована постоянно действующая выставка предметов русского народного быта: донце, веретено, прялка, детская колыбель, самовар, подносы, сундуки, посуда и другое. Эта наглядность дает возможность детям познакомиться с предметами старины своих предков, и у них возникает желание сделать что-то своими руками. В саду периодически проводятся выставки детских работ, которые они создают вместе с родителями.

При работе над НОД «Ярмарка расписных игрушек» широко применяются средства ИКТ: мультимедийные изображения выводятся на экран при помощи проектора, демонстрируются презентации, записан и звучит голос за кадром, используется фонограмма и т. д. Также мы предлагаем детям, держа в руках, показать зрителям предметы народного творчества (расписные ложки, шкатулки, игрушки, керамику и др.) и выводим подобную картинку на экран.

При виде знакомых предметов у ребенка развивается ассоциативная память, выстраивается логическая цепочка. А когда на экран выводится слайд с загадкой или стихотворением, это позволяет детям «увидеть» их, прочитать (ведь некоторые дети уже это умеют, и, отгадав загадку, дошколята могут проверить себя, щелкнув кнопкой и увидев правильный ответ.

С использованием средств ИКТ дети совершили путешествие в мир русских народных промыслов за 25-30 минут. Дошкольники узнали, что такое керамика Гжели, дымковская игрушка, городецкая и хохломская роспись. В ходе действия девочки и мальчики были одеты в сшитые нами костюмы, украшенные фрагментами росписи гжели, городца, хохломы, дымки. Они спели песню «Прялица», русские народные частушки, исполнили танцы «Ложки хохломские», «Гжель», хоровод «Ярмарка золотая». Дети с большим удовольствием и непосредственностью изобразили персонажей ярмарки расписных игрушек : скоморохов Матрены и Ерёмы, бойких продавцов, покупателей и зевак на ярмарке.

В конце НОД дети показали домашнее задание: сделанные ими поделки из природных материалов, пластилина, рисунки. При помощи сканера и фотокамеры мы воспроизвели их и сделали слайд – шоу. При его просмотре дети узнавали свои работы, были очень довольны и радовались вместе с родителями и педагогами.

Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут с помощью педагогов и родителей приобщиться к художественному творчеству.

Чередование демонстрации теоретического и практического материала помогает добиться поставленной цели: улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс их усвоения.

Использование ИКТ многое даёт и самим педагогам : значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД. Наконец, с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты и многое другое. Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми достигаются высокие результаты:

- у детей повышается мотивация к познавательной деятельности; формируется активная позиция субъекта обучения;

- дети легче усваивают понятия: народные промыслы, предметы старины, ярмарка и т. д. ;

- значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков и пр.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада обладает рядом преимуществ:

1. Представление информации с использованием мультимедийных средств и в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

2. ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств.

3. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе НОД либо увидеть в повседневной жизни.

Однако хочется отметить, что любое, даже самое совершенное мультимедийное средство, не может заменить высококвалифицированного педагога. Это лишь средство, вспомогательный обучающий материал. Оно не может заменить традиционные методы и технологии, а является дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. НОД с использованием ИКТ является комплексным и сочетает в себе как традиционные, так и мультимедийные средства воспитания и обучения.

Мы считаем, что данный опыт работы можно использовать и в дальнейшем как самим, так и другими педагогами детских дошкольных учреждений.

И в заключение хотелось бы сказать, что использование ИКТ в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, расширять возможности доступа к информационным ресурсам, развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.

Использованные источники :

1. М. Ю. Картушина. Народные праздники в детском саду. М., 2007 г.

2. В. М. Пашнина. Жили-были, хоровод водили. Ярославль, 2005 г.

3. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. Праздники и развлечения в детском саду (методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей). М, 2005 г.

4. Библиотека фольклора. Песни, припевки, частушки. Сост. Г. Выстрелов М., 2004 г

5. З. Ф. Аксенова. Традиционные праздники и развлечения в детском саду. М., 2003 г.

6. В. М. Григорьев. Народные игры и традиции в России. М., 1994 г.

Публикации по теме:

ИКТ в индивидуальной работе с детьмиИКТ в индивидуальной работе с детьми Значение ИКТ в индивидуальной работе с дошкольниками Все чаще в индивидуальной работе с детьми использую ИКТ. И это не дань времени. Считаю,.

Применение здоровьесберегающих и интерактивных инновационных технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих и интерактивных инновационных технологий в дошкольном образовании. Процесс реорганизации всей системы образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект НОД «Ярмарка расписных игрушек» с использованием инновационных педагогических технологий
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 20:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД