Ирина Терентьева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленький патриот России»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.
Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников „Маленький патриот России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Любовь к своей Родине – одно из сильных и благородных человеческих чувств. Как известно, первые уроки патриотизма дети получают в семье – в общении со взрослыми: мамами, папами – узнают о своих близких родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, Японской, Финской. Составляя генеалогическое дерево, в основе «древа рода» позицию занимают дедушки и бабушки, тети и дяди, защищавшие родную землю от врага. Совместное посещение взрослых и детей памятников погибшим воинам, Парков памяти, стел, возложение цветов, рассматривание семейных альбомов, чтение художественной литературы, соответствующей тематики, семейных праздников – всё это способствует развитию у них чувства гордости за свою семью, малую родину, страну. В наше время очень важно формировать семейные традиции, заниматься воспитанием уважения к старшим, бережного отношения ко всему окружающему. Ведь любовь к Отчизне начинается с любви к матери, отцу, бабушке, дедушке, близким и дорогим людям, родному краю, улице, посёлку.
В настоящее время накоплено достаточно опыта работы в области организации данной работы с детьми, их родителями, социумом. В рамках непосредственно образовательной деятельности, начиная со 2 младшей группы, третья неделя октября определена темой Родины. В группах старшего дошкольного возраста разработаны уголки нравственно – патриотического воспитания. Перспективный план работы воспитателей групп позволяет проводить работу в данном направлении поэтапно и своевременно.
Цель проекта :
* создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста через построение педагогического процесса в ДОУ.
Задачи:
* создание культурно - образовательной среды в ДОУ;
* повышение компетентности педагогов в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием;
* объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ведё тся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств : воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, посёлку; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников : развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии в музеи;
• выступление творческой группы на сцене Дома культуры в день независимости России;
• участие в конкурсах Дома детского творчества в рамках проекта «Прощение и память»;
• возложение цветов к памятнику Погибших воинов.
Методы и приё мы обучения:
• словесный (диалог, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, рассматривание, наблюдение);
• практические (наглядное и совместное выполнение работ продуктивной деятельности, участие)
Форма представления результатов:
• творческие выставки;
• участие в конкурсах;
• выступление на праздниках, развлечениях, досугах;
• подготовка докладов к проектам;
• презентация результатов праздников
Результативность данного проекта :
• воспитанники будут иметь первоначальные знания о истории своей страны;
• обладать навыками культурного поведения в общественных местах;
• проявлять уважительное отношение к людям старшего поколения;
• ценностное отношение к историческому наследию России.
Возраст детей: от 4 до 7 лет
Сроки реализации проекта учебный год (сентябрь – май)
Построение программы:
• тематическое планирование НОД;
• календарные праздники;
• национальные праздники;
• запланированные выставки;
• экскурсии к Памятнику погибших воинов;
• посещение музея народов Севера
Принципы построения педагогического процесса:
• от простого к сложному;
• доступность;
• системность;
• индивидуальный подход;
• коллективное участие
Темы консультаций для родителей:
• семейные традиции и праздники;
• правила этикета
• сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотизма
Тематический план проекта
Сентябрь: * День знаний - Театрализованное представление
• Рисование «Вот так мы летом отдыхали» - Выставка детских рисунков – Развлечение
• Что нам осень подарила - Совместная с родителями выставка детского творчества
• Ознакомительная экскурсия в районную детскую библиотеку (старшая, подготовительная группы) - Детская библиотека
• Конкурс поделок из солёного теста «Мой друг и помощник», приуроченный ко Дню защиты животных - Совместная с родителями выставка детского творчества –
• Праздник ко Дню дошкольного работника «Милым, любимым, родным…» - Праздничный утренник –, Дом детского творчества
• Ознакомительная экскурсия в ДШИ (Детская школа искусств) - Посещение, концерт для детей старшего дошкольного возраста
• Этнографический музей школы №1 – Экскурсия
• Осенние именинники – Развлечение
Октябрь:
* Конкурс флористических работ
«Зимний букет» - Совместная с родителями выставка детского творчества – ВСМ, Дом детского творчества, областная выставка детских флористических работ
* «Дом, в котором я живу». Мой посёлок, улица, дом» - НОД, уголок патриотического воспитания
* Познавательно – развлекательное мероприятие «Лягушачье царство – государство» - Выставка детских рисунков - Детская библиотека
* «В гости к бабушке» - Развлечение
* День народного единства - НОД – чтение художественной литературы. – Выставка детских рисунков «Герои земли русской»
* Экскурсии в школу №1, №2 - Ознакомление, безопасный путь до школы – СОШ №1, СОШ №2
Ноябрь: * Дошколёнок – чемпион (подготовительная группа) - Спортивные соревнования – СОШ №2
• Изделия из бересты - Экскурсия в музей народов Севера – Музей народов Севера села Каргасок
• «Вот так я маме помогаю» - Фотовыставка
• День матери - Праздничные утренники
• «Петрушкин колпачок» - Развлечение
Декабрь: *«Посвящение в первоклассники» - Посещение праздника - СОШ №1, СОШ №2
• «Зимняя сказка» + новогодняя поделка - Выставка детских рисунков, поделок
• Час здоровья «Давай, давай, не отставай!» - Познавательно – развлекательное мероприятие - Детская библиотека
• Путешествия Дедушки Мороза - Новогодние утренники
Январь: * «Прощание с ёлочкой» - Развлечение
• Вот и каляда пришла – Развлечение
• «В стране волшебных красок» - детская библиотека
Февраль: * «На защите Родины» - Выставка детских рисунков
• «Бравые ребята» (литературно-игровая программа) - Познавательно – развлекательное мероприятие - Детская библиотека
• День защитников Отечества - Презентация «Солдат Армейкин»
• Конкурс «Судьба Земли в наших руках» -районный смотр –конкурс агитбригад - Дом детского творчества
Март: * «Мамины помощники» - утренники
• Весёлые старты - Праздничные утренники
• Музыкальная гостиная – музыкальная школа
• Дошколёнок – чемпион (подготовительная группа) - Спортивные соревнования - СОШ №2
Апрель: * Экологический двухмесячник:
- Выставка поделок из вторсырья «Эко - дизайн»
- «Как прекрасен этот мир»
- Посадка саженцев «Как прекрасен этот мир»
- Посадка саженцев в групповых комнатах - Выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества детских работ
* День Земли - Презентация «Наш дом – Земля»
* День космонавтики - НОД чтение художественной литературы
Презентация «Наши космонавты»
• Вышивка из бисера - Экскурсия в музей народов севера
• «Радужное детство» - Выставка детских рисунков
Май: * Праздник 9 Мая - утренник
• Возложение цветов к памятнику погибшим воинам – Экскурсия
«Мир без войны» - Конкурс рисунков - Дом детского творчества
• «Не забудем их подвиг великий» - литературная гостиная в детской библиотеке
• Выпускной в подготовительных группах
• Дошколёнок – чемпион (подготовительная группа)
Развлечения, досуги, утренники – внутрисадовские мероприятия
СОШ – средняя общеобразовательная школа
Кружковая работа в группах в 2013 – 2014 учебный год
Вторая младшая группа – «Волшебные комочки»
Средняя группа «Весёлый язычок» (учитель – логопед)
Старшая группа «Волшебная бумага»
Подготовительная группа «Мукосолька», «Мастерилочка»
Кружковая работа проводится со второй младшей группы один раз в неделю. Во второй младшей группе по подгруппам.