Людмила Морозова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к презентации на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Описание слайдов:
1 слайд: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Воспитатель первой категории
Морозова Людмила Станиславовна
МБДОУ № 400 «Русичи», Промышленного района, г. о. Самара
2 слайд:
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Д. С. Лихачев
3 слайд:
Проблема
Отсутствие программ и технологий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, недостаточное количество рекомендаций и методической литературы для работы с детьми дошкольного возраста.
4 слайд:
Актуальность
Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Патриотизм, применительно к ребенку, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины; наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
5 слайд:
Цель
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности и патриота своей страны, формирование ценностей, достойных будущих граждан России
6 слайд:
Задачи
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу
- Расширение представлений о ценностях труда родителей и близких родственников, воспитание у детей уважения к труду взрослых
- Расширение представлений о малой Родине, о России, ее столице – городе Москва
- Знакомство с государственными символами: флагами, гербом, гимном
7 слайд:
Задачи
- Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому
- Развивать бережное отношение к городу, природе
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности
8 слайд:
Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на четыре полных учебных года: второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы
9 слайд:
Участники проекта
- Дети
- Воспитатели
-Родители
- Специалисты ДОУ
10 слайд:
Формы и методы реализации проекта
- Диагностика (определение уровня знаний, умений и навыков детей)
- Организованные формы обучения на занятиях
- Тематические недели
- Дни открытых дверей
- Составление рассказов
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, тематических альбомов
- Беседы
- Фольклорные праздники
- Слушание песен о родном городе Самара
11 слайд:
Формы и методы реализации проекта
-Консультации, рекомендации, памятки
- Анкетирование
- Родительские собрания
- Встречи
- Развлечения, праздники
- Художественно-изобразительная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Выставка рисунков
- Театрализованные игры по русским народным сказкам
12 слайд:
Принципы реализации проекта
1. Принцип «позитивного центризма» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
2. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса
3. Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов
4. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватных возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
5. Принцип деятельного подхода
6. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности
13 слайд:
Родная семья
Мир ребенка начинается с семьи.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
14 слайд:
Родной город
Любовь к Родине начинается к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и судьбе поколения.
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даются детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.
Воспитывается гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
15 слайд:
Родная природа
Родная природа
Эту истину знаю от роду.
И ее никогда не таю
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Общение с природой облагораживают человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной страной. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
16 слайд:
Родная природа
«Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин)
Одним из немало важных факторов патриотического воспитания детей является труд.
Приобщая детей к труду, формируется ответственность за результат. Особую значимость имеет руд детей в природе.
17слайд:
Родная страна
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Знакомя детей с родной страной, расширяются их представления о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомство детей со столицей нашей Родины – Москвой.
Формировать представления детей о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
18 слайд:
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, прививаются детям такие важные понятия как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
19 слайд:
Родная культура
«Нет земли краше,
Чем Родина наша!»
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям народа. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: сказки, пословицы, поговорки. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
20 слайд:
Моя малая Родина
Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
21 слайд:
Организация предметно-развивающей среды
- Пополнение фонда наглядно-иллюстративного материала
- Пополнение фонда методической и художественной литературы
- Создание уголков патриотического воспитания в группах
- Вариативное использование помещений ДОУ
- Создание мини-музея
22 слайд:
Проекты по патриотическому воспитанию, реализуемых в ДОУ
- «Моя семья»
- «Мой любимый детский сад»
- «Мой любимый город»
23 слайд:
Предполагаемый результат
Вторая младшая группа
- Должен знать свое имя и фамилию – формировать образ Я
- Должен узнавать членов своей семьи
- Должен узнавать дом, в котором живет, детский сад, свою группу
- Должны быть первоначальные представления о том, кто работает в детском саду, что они делают
24 слайд:
Предполагаемый результат
Средняя группа
- Должен знать свое имя, свою фамилию, различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка, Знать имена мальчиков и девочек
- Узнавать дом, квартиру, в которой живет, детский сад, свою группу, своих воспитателей, младшего воспитателя
- Должен испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад
- Должен знать домашний адрес
- Должен бережно относиться к результатам труда взрослых, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу
25 слайд:
Предполагаемый результат
Старшая и подготовительная к школе группа
- Место проживания: город, область; символику города, достопримечательности
- Свою нацию, культуру, язык; должен гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Дети должны знать флаг, герб, гимн России
- Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля
26 слайд:
Результаты работы
Созданная в ДОУ система работы по патриотическому воспитанию позволила :
- устранить у детей дефицит знаний к малой Родине;
- воспитать у дошкольников доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие и сострадание к чужому горю, уважение к достоинству других;
- заинтересовать взрослых жизнью детского сада, предложить свою помощь и понять, что для достижения любой цели надо приложить больше совместных усилий.
27 слайд:
Диагностика
- Личных достижение воспитанников (объем знаний, компетентность, любознательность)
- Выявление степени удовлетворенности родителей организацией патриотического воспитания в ДОУ
28 слайд:
Список литературы
1. И. В. Петрова, Т. Д. Стульчик «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», Москва, 2008 г.
3. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
4. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
5. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет», М. : ТЦ Сфера, 2008 г.
6. «Всеобщая декларация прав человека». Права ребенка: Основные международные документы, М., 1992 г.
7. «С чего начинается Родина?» под редакцией Л. А. Кондречкиной, МТЦ, Сфера, 2003 г.
29 слайд:
Список литературы
8. «Декларация прав ребенка», Гуманитарная сфера и права человека: Сб. документов. Сост. В. А. Корнилов и др. – М., 1992 г.
9. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада», Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина и др. – М. : Просвещение, 2006 г.
10. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка», Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина. – М. : АРКТИ, 2004 г.
11. «Конвенция о правах ребенка», Советская педагогика, № 10, 1991 г
30 слайд
Спасибо за внимание!