Ирина Кирюхина
Проект «Оренбургский пуховый платок». (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность обоснования темы
«Народ, который не знает
своей культуры и истории –
презрен и легкомыслен»
Н. М. Карамзин
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколениям становится патриотическое воспитание. Оно фиксируется в социальной программе и передается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением.
Сейчас, в период нестабильности, в обществе вновь возникла необходимость вернуться к лучшим истокам, традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Проект „Оренбургский пуховый платок“, (подготовительная группа)» размещена в разделах
Чувствуя важность задач, стоящих перед нашим обществом, многие ученые и практики разрабатывают новые программы, которые полностью или частично ставят своей целью пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера, приобщить ребенка к истокам культуры с помощью полного арсенала форм и методов народной педагогики, зажечь искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории, культуре, к природе России, помочь нам взрослым воспитать патриотов.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатство.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
Современные исследования, посвящаются проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребёнка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубов, Е. П. Арнаутова, осознание ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина, восприятие детьми мира предметов (О. А. Артамонова) и т. д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Мы живем в уральском городе Оренбурге, который богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И нам захотелось помочь детям узнать, чем славен наш город, наш край.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, поэтому наш проект актуален. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Все эти программы объединяет одна главная цель – побудить в ребёнке любовь к родной земле, приобщить к традиционному народному наследию, к духовным ценностям, которые являются человеческим началом, объединяющим всех людей.
Цель проекта: воспитывать патриотические чувства у детей на основе традиций своего народа, формировать чувство гордости за свой край.
Основные задачи:
1. Развивать интерес детей к русским традициям и промыслам.
2. Дать первоначальное сведение из истории появления пуховых платков.
3. Учить думать, анализировать и сравнивать то, что видят в окружающей жизни.
4. Развивать интерес к жизни города, к истории родного края, любознательности.
5. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев в устном народном творчестве.
6. Воспитывать уважительное отношение к традициям родного края.
7. Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
8. Формировать творческое воображение через поэзию, художественное творчество, музыку.
9. Способствовать развитию личности в духе патриотизма.
Тип проекта: кратковременный (полгода).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Проблема: недостаточное знание детей о народных промыслах.
Принципы построения педагогического процесса:
1.Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям – прошлое и настоящее.
2.Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к родному краю.
3.Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о традициях родного края с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4.Принцип интегративности
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, краеведческим музеем, пуховой фабрикой, магазином пуховых изделий.
Реализация принципа интеграции в работе с дошкольниками является организацией педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественно-эстетические.
Кроме того, «погружение» в ту или иную тему позволяет объединить детей чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, досугов, выставок.
Условия реализации проекта
•Ознакомление дошкольников с традициями родного края должно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
•Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку личностно-значимого к менее близким культурно-историческим фактам.
•Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
•Развитие музейной педагогике, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.
•Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликации, рисование).
•Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Фестиваль пуховых платков). Познакомить детей с династиями пуховниц, жителями села Желтое и Шишма Саракташского района.
•Создание такой развивающей в группе и ДОУ среды, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
•Организация работы с родителями, их знания и любовь должны передаться детям.
Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:
1. История пуховых платков.
2. Знакомство с пуховязальным промыслом.
3. Как рождается узор.
4. Традиции и тепло души Оренбургских платков.
5. Всемирная известность.
Необходимо учитывать, что круг тем подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания традиций ребёнка за счёт рассмотрения материалов. Из музеев – краеведческом и музея искусств, посещение выставок и пуховязальной фабрики с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребёнка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.
План проведение проекта
Первый блок
Тема: История пуховых платков
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, социализация, игровая.
Форма проведения: Дидактическая игра «Откуда пух пришел»,
Беседы: «История села Желтое», «Саракташские пуховницы».
Просмотр кинофильма «Оренбургский пуховый платок».
Консультация для родителей «Промыслы Зауралья».
Результаты: Досуг «Богатство Оренбургского края». Появился интерес детей. Родительский всеобуч «Что? Где? Когда?».
Второй блок
Тема: Знакомство с пуховязальным промыслом
Вид деятельности: Познавательная, коммуникативная, социализация, игровая.
Форма проведения: Экскурсия в пуховязальный цех Пуховой фабрики. Сюжетно-ролевая игра «Мастериц».
Результаты: Создание уголка предметов народного промысла. Выставка семейных реликвий.
Третий блок
Тема: Как рождается узор
Вид деятельности: Продуктивный, игровой, познавательно-исследовательский, коммуникация.
Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Нарисуй узор».
«Художественная мастерская».
Результаты: Создание детского альбома «Узоры Оренбургского платка».
Четвертый блок
Тема: Традиции и тепло души Оренбургских изделий
Вид деятельности: Познание, коммуникация, социализация, игровая.
Форма проведения: Рассматривание иллюстраций «Оренбург – его всемирная известность». «Экскурсия в музей искусств». Просмотр фильма об Оренбурге.
Результаты: Встреча с династией пуховниц, посещение магазина пуховых изделий.
Пятый блок
Тема: Оренбургский пуховый платок – символ Оренбуржья
Вид деятельности: Познание, игровая, музыка, коммуникация.
Форма проведения: Прослушивание песни «Оренбургский пуховый платок», стихи о мастерицах, беседа по содержанию книги «Наш Оренбург».
Результаты: Демонстрация моделей пуховых изделий, проведение досуга «Оренбургский пуховый платок».